Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: CXLIV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 16 декабря 2024 г.)

Наука: Культурология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Бортникова А.Н. КРЕАТИВНЫЕ ПРОСТРАНСТВА КАК ПЛОЩАДКИ ДЛЯ ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА (НА ПРИМЕРЕ Г. ВОРОНЕЖА) // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. CXLIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12(143). URL: https://sibac.info/archive/guman/12(143).pdf (дата обращения: 22.12.2024)
Проголосовать за статью
Идет голосование
Эта статья набрала 0 голосов (обновление каждые 15 минут)
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

КРЕАТИВНЫЕ ПРОСТРАНСТВА КАК ПЛОЩАДКИ ДЛЯ ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА (НА ПРИМЕРЕ Г. ВОРОНЕЖА)

Бортникова Анастасия Николаевна

магистрант 2-го курса, кафедра истории философии и культуры, Воронежский государственный университет,

РФ, г. Воронеж

Творчество и креативность в современную эпоху приобретают ключевое значение в связи с переходом общества к постиндустриальной стадии развития, в рамках которой главенствует «креативная экономика», основанная на капитализации интеллектуальной собственности, творческих ресурсов и культурных ценностей. Следовательно, главными факторами производства становятся не материальные, а духовные ресурсы, связанные преимущественно с использованием человеческого капитала. В креативных индустриях, как ключевых элементах экономики нового типа, главную роль занимает творческий процесс, который выступает в качестве основного ресурса для получения на выходе результата в виде того или иного контента или интеллектуальной собственности [6]. Процветание креативной экономики невозможно без наличия творческой созидательной рабочей силы – креативного класса, о чем рассуждал еще в 2000-х гг. Р. Флорида, известный американский социолог и экономист. Креативный класс включает в себя людей, работающих как в сфере креативных индустрий, так и совершенно в других областях, однако все они занимаются генерированием новых идей и смыслов. Именно поэтому одним из важнейших и неотъемлемых факторов, необходимых для развития креативной экономики, является предоставление широкого спектра возможностей для творческого самовыражения и самореализации людей. Иными словами, необходима определенная творческая среда, где будут созданы условия, атмосфера для комфортного взаимодействия и сотрудничества представителей креативного класса, столь необходимая для создания новых идей и оригинальных решений. При этом, развиваясь внутри своих границ, подобные пространства могут выходить за установленные рамки и способны формировать имидж, уникальный и отличительный облик того или иного региона, области. Для обозначения таких творческих площадок в научной литературе широко используется термин «креативное пространство», которое в свою очередь включает в себя более конкретные понятия, связанные с его различными вариациями и формами (к примеру, кластер, лофт, квартал, коворкинг, арт-территория и т.д.) Так, американский урбанист С. Эванс в рамках своей работы над стратегиями развития «креативных городов» пришел к мысли, что понятие «креативное пространство» является довольно универсальным и применимо к любым пространствам для креативного предпринимательства, отличающимся культурной самобытностью и инновационностью [5].

Если обратиться к истории возникновения креативных пространств, то их активное формирование в конце прошлого века в Европе и США было обусловлено тяжелейшим экономическим и социальным кризисом. Закрытие многих промышленных предприятий, фабрик, заводов, расположенных в черте города, привело государство к необходимости реорганизации данных пространств. Вместо материальных и природных ресурсов одними из ключевых источников развития городских территорий стали культура и творчество. В частности, автор концепции «креативного города» Ч. Лэндри отмечал: «Как геральдический знак, культура подчеркивает уникальность и своеобразие места. Ресурсы прошлого способны вдохновлять и вселять уверенность в будущем» [3]. Так, в Великобритании креативные пространства впервые возникли, как попытка преобразить территории бывших заводов, промзон, фабрик Манчестера, Хаддерсфилда, Ливерпуля и других промышленных городов в уникальные творческие комплексы, несущие на себе отпечаток локальной культуры. Следуя этой мировой тенденции, российские креативные кластеры, созданные в начале нулевых в Москве и Санкт-Петербурге (к примеру, «Artplay», центр современного искусства «Винзавод», дизайн-завод «Флакон»), также позволили снизить маргинальность в некоторых районах и сформировать новые рабочие места. Отсюда следует, что первичной функцией подобных пространств является ревитализация, трансформация городского пространства, в особенности его депрессивных районов за счет привлечения заинтересованных и инициативных творческих людей. Если креативная площадка располагается на территории бывшего производственного цеха или в здании объекта культурного наследия, становится возможным сохранить идентичность места с его уникальной историей и колоритом. Именно поэтому, если речь идет о креативном пространстве, нередко предполагают наличие в проекте редевелопмента, то есть размещение творческой площадки в непредназначенном для этого здании. Кроме того, это выгодно и в силу экономических причин, так как снос и строительство новых объектов требует гораздо большего количества средств.

Однако, на наш взгляд, наиболее существенным является формирование при этом местных сообществ, которые будут инициировать дальнейшее развитие города в творческом и инновационном русле. Ведь в рамках креативного пространства становится возможным объединить творцов и предпринимателей вместе, что позволяет породить нечто, превосходящее индивидуальные возможности каждого, и успешно воплотить это в жизнь. Креативные пространства отличает наличие особой открытой творческой среды, необходимой для коммуникации, сотрудничества, а также производства коммерчески успешных продуктов. Это становится возможным в виду того, что в креативных пространствах превалирует сетевая организация, которая позволяет связать воедино процессы производства и потребления, жизнь и работу. В частности, в креативном кластере, как одной из вариации креативного пространства, становится возможным охватить «производственный цикл» целиком, что дает возможность создать творческий продукт от стадии зарождения идеи до ее полноценного воплощения на практике. Основным ядром любого креативного кластера выступает идея или концепция, которая в целом и определяет направленность его будущей деятельности. Затем над ядром надстраивается целый комплекс смежных структур, как правило, связанных с инфраструктурой, необходимой для реализации творческой деятельности. Причем, креативные кластеры могут сосредотачиваться как на каком-то конкретном направлении (например, издательское дело или архитектура), так и сочетать в себе несколько. Также данные пространства отличаются многофункциональностью: могут одновременно выступать и в качестве рабочего места, образовательной площадки, центра культурного досуга, торгового комплекса и мн. др. Посетитель может посетить выставку, что-то приобрести (к примеру, изделия ручной работы), выпить кофе, перекусить и просто отдохнуть. И успех функционирования того или иного кластера во многом зависит от того, как сочетаются в рамках пространства, с одной стороны, профессиональная деятельность творческой направленности, а с другой – частная жизнь людей. Иными словами, в таких местах у человека есть возможность свободно реализовать свой творческий потенциал, как путем осуществления собственно творческой деятельности, так и через коммуникацию с разными людьми.

Можно сказать, что креативное пространство – это место, организованное для свободного проявления индивидуальности, обмена идеями и коммуникации людей. И довольно часто креативные пространства и относят к так называемым «третьим местам» - городским пространствам, не связанным с домом и местом работы, главной функцией которых является создание среды для социального взаимодействия в неформальном формате. Данные общественные пространства отличаются общедоступностью, отсутствием социальной дифференциации и дружелюбной атмосферой. Территория креативных пространств должна быть доступна для людей всех возрастов и с разнообразными интересами. Как отмечает социолог В. Вахштайн: «... это история не про жилье, но и не про рабочие места – это, скорее, про те пространства, где люди могут встречаться и общаться друг с другом» [2, с. 14]. А для представителей креативного класса крайне необходимы досуг и общение; причем, чем разнообразнее они будут, тем лучше. Именно поэтому подобные пространства выступают своего рода точкой притяжения талантливых и креативных людей. Иными словами, отличительной особенностью креативного пространства является высокая степень взаимодействия его участников, формат «живого общения», которого не хватает современной молодежи ввиду дефицита публичных пространств в городской застройке. Уже упомянутый выше Р. Флорида, в частности, замечал, что без определенной поддерживающей среды, обеспеченной социальными, экономическими, культурными стимулами, креативность невозможна. Соответственно, наличие большого количества креативных пространств, где возможны коммуникация и продуктивное взаимодействие творчески-ориентированных людей, должно способствовать росту культурного и творческого потенциала города в целом. Ведь любое креативное пространство не может возникнуть на пустом месте, путем простого механического акта. За каждым проектом стоят творческие люди, представители креативного класса, которые только и могут наполнить его уникальным смыслом. Иными словами, творческие площадки образуются не столько единством места, а сколько наличием партнерства, продуктивного диалога между творческими людьми, без которого не может быть новых идей и открытий.

Креативные пространства могут быть малочисленными или многочисленными, осуществлять свою деятельность только лишь в коммерческих целях, либо же функционировать в соответствии с федеральными и региональными программами государственной политики. В этом смысле некоторые из них создаются по инициативе «сверху», другие – возникают по инициативе местных предпринимателей, молодых активистов и ограниченно пользуются мерами государственной поддержки. Несмотря на то, что каждое креативное пространство уникально, имеет непохожую на других историю, зависящую, в том числе, от региональной специфики и нередко сочетает в себе несколько форм, тем не менее, можно выделить следующие его виды: арт-квартал, кластер, лофт, коворкинг, арт-центр. Арт-центр в буквальном смысле можно назвать центром искусства, где наряду с выставочными и концертными площадками, есть пространства для осуществления образовательной деятельности. Коворкинг (от англ. coworking – сотрудничество) – это открытое офисное пространство, где могут за небольшую арендную плату совместно работать люди из самых разных сфер деятельности. Креативным кластером называется объединение организаций творческой направленности в пределах одной территории. Арт-квартал – это район города, где сосредоточены творческие и культурные учреждения. Лофтами называют творческие пространства, расположенные в зданиях бывшего промышленного назначения. Следует заметить, что данная классификация, предполагающая различение креативных пространств главным образом по функциональному назначению, тем не менее, довольно условна, и в реальной практике мы сталкиваемся с синтезом их различных видов. Исходя из вышесказанного, можно выделить следующие черты, которые присущи любому креативному пространству: открытость и доступность, производство и потребление творческого контента, мультифункциональность и гибкость, неформальный и свободный формат общения, наличие концептуального ядра и смысловой линии, событийная (образовательно-культурная) деятельность. Креативная деятельность невозможна без коммуникации и самовыражения человека, которую и возможно осуществить в креативных пространствах, которые Е. Пестерников, В. Пекар определяют как «публично доступные места города, где люди могут свободно самовыражаться, обмениваться идеями, демонстрировать другим результаты своего творчества и коммуницировать с другими не в роли потребителя товаров или работника компании, а в роли создателя, разработчика, творца уникального продукта своей личности» [4].

Сегодня креативные пространства открываются не только в крупных городах России, но и в малых, что позволяет местным жителям, главным образом молодежи, вовлекаться в новые инициативы, развивать свои таланты и участвовать в культурной жизни региона. Рассмотрим пример г. Воронежа – столицы Черноземья, важного культурного и экономического центра, где наряду с преобладанием аграрно-индустриальной сферы, активными темпами начинает развиваться креативная среда. В соответствии с данными исследованиями, проводимого Институтом статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ в конце 2023 г.,  по уровню развития креативного сектора Воронеж относится к так называемым «эффективным» регионам. Иными словами, при умеренных исходных ресурсах достигается заметный результат за счет ориентации  на развитие тех индустрий, которые приносят большую коммерческую прибыль [1]. И в последние годы муниципальная власть и общественность г. Воронежа обращает внимание на то, каким образом стимулировать развитие креативных индустрий в регионе и разрабатывает различные меры поддержки креативных предпринимателей. Если обратиться к официальным документам, а именно к «Стратегии социально-экономического развития городского округа г. Воронеж на период до 2035 года», то здесь магистральным направлением в развитии культурной среды является создание креативных пространств (мастерских, студий, выставочных залов), включая использование заброшенных промышленных объектов. Что касается креативных пространств, которые сейчас в городе успешно функционируют, то к ним можно отнести: центр креативных индустрий «Матрешка», креативный кластер «Станция», мастерская «Дай пять», арт-центр «Коммуна», мастерская «Фовист», культурный центр «Дом архитектора имени П. П. Даниленко». Во всех вышеперечисленных пространствах проводятся разного рода мероприятия, включая выставки, мастер-классы, лекции, культурные события. Художественные мастерские, предоставляя платформу для творчества и свободной реализации идей, тем самым играют важную роль в поддержке и продвижении местных художников, дизайнеров. Эксперты и практики делятся своими знаниями в различных областях, что способствует обучению и саморазвитию. В этом смысле воронежские креативные пространства становятся важными центрами для развития искусства и культуры в регионе, привлекая как местных жителей, так и туристов.

Таким образом, можно сделать следующий вывод, что в условиях современного общества востребованы творчество и креативность, поскольку именно они являются основными двигателями креативной экономики, способствуя инновациям, без которых дальнейшее развитие невозможно. А для этого требуется создание определенной среды, где была бы возможна творческая самореализация, свободная коммуникация и эффективное взаимодействие не только представителей креативного класса, но и других социальных групп. В этом смысле создание креативных пространств является ключом к формированию не только творческой среды, но и особой городской идентичности, так как работа, как правило, ведется с бывшими промышленными объектами и культурным наследием прошлого. Кроме того, в виду своей открытости, гибридному формату, поддержке всяких инициатив креативные пространства создают благодатную почву для формирования местных сообществ, стимулируя активное участие молодежи в культурной жизни. Креативные пространства не только способствуют генерации новых идей и их успешной реализации на практике, но и служат важными культурно-досуговыми площадками, где каждый может выразить свою индивидуальность и в полной мере удовлетворить свои интересы.

 

Список литературы:

  1. Боос В. О., Гершман М. А., Гохберг Л. М., Куценко Е. С., Остащенко Т. В., Абанкина Т. В. Рейтинг креативных регионов России : научный дайджест // Спецвыпуск № 3. – М. : НИУ ВШЭ, 2023. – 34 с.
  2. Вахштайн В. Пересборка города : между языком и пространством // Социология власти, 2014. – №2. – С. 9–38.
  3. Лэндри Ч. Креативный город. – М. : Классика XXI, 2006. – 399 с.
  4. Пестерников Е. Пикар В. Креативный город [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – URL: http://www.pekar.in.ua/Creative%20City.htm (дата обращения 28.11.24)
  5. Evans, G. L. Strategies for creative spaces: case study London // London Development Agency, 2006.
  6. Potts, J., & Cunningham, S. Four models of the creative industries // International journal of cultural policy, 2008. – № 14 (3). – pp. 233–247.
Удалить статью(вывести сообщение вместо статьи): 
Проголосовать за статью
Идет голосование
Эта статья набрала 0 голосов (обновление каждые 15 минут)
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.