Статья опубликована в рамках: CXIV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 16 июня 2022 г.)
Наука: Психология
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
СОЦИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ НА ПРИМЕРЕ ЭПИЗОДА ФИЛЬМА “ХОЛОП”
SOCIAL CONFLICT ON THE EXAMPLE OF THE EPISODE OF THE FILM "ХОЛОП"
Anna Chernitskaya
student, “Philosophy”, Faculty of Humanities, National Research University Higher School of Economics,
Russia, Moscow
АННОТАЦИЯ
В статье описан психологический феномен, который ярко продемонстрирован в одном из эпизодов фильма “Холоп”, выпущенном в 2019 году режиссером Климом Шипенко.
ABSTRACT
The article describes a psychological phenomenon, which is vividly demonstrated in one of the episodes of the film “Холоп”, released in 2019 by director Klim Shipenko.
Ключевые слова: конфликт, социальный конфликт, межличностный конфликт, Я-концепция, когнитивный конфликт, мотивационный конфликт, ролевой конфликт, ребенок-родитель, цель, противоречие, авторитет.
Keywords: conflict, social conflict, interpersonal conflict, self-concept, cognitive conflict, motivational conflict, role conflict, child-parent, goal, contradiction, authority.
Весь сюжет выбранного мной фильма построен на проблеме социального конфликта, а если быть точнее, противостоянии личных и социальных интересов. Главный герой - мажор Гриша - ведет роскошной и развязный образ жизни. Парень решил, что ему все дозволено, поэтому, кроме себя и своих личных интересов, он ничего и никого не ставит в авторитет. Более того, он нарушает личные границы и свободы других людей, за что попадает в тюрьму. Его оттуда вытаскивает отец, однако уже не спускает с рук тот факт, что сын зазнался в своей роскошной жизни. Он решает устроить ему перевоспитание с помощью психологического приема. Гриша попадает в аварию и просыпается в спроектированной реальности - деревне XIX века, но не барином, а простым холопом, который выполняет все барские прихоти. Таким образом, Гриша должен заново научиться общению с людьми, работе, выстраивать новое отношение к себе и к людям, а также к всему тому, что происходит вокруг. В процессе фильма также выясняется, что у героя был внутренний конфликт и внутреннее противоречие, которые по итогу объясняли его поведение.
Несмотря на то, что весь весь фильм построен на проблеме социального конфликта, наиболее явно он прослеживается в следующем фрагменте. В самом начале фильма главный герой - Гриша - предстает бездушным, глупым и избалованным парнем, он этого не осознает и не хочет менять ничего, поэтому продолжает веселиться и ходить по клубам. Его отца это не устраивает. Последней каплей стал тот момент, когда сын нанес ущерб и телесные повреждения полицейскому. И этого не осознает, он не не хочет понимать суть возникшей проблемы и ее причину. На мой взгляд, кульминацией и точка пика для моего примера является момент, когда отец пытается донести до сына его вину, а главный герой в этот момент находится в полном непринятии всего окружающего мира, его не волнует ничего и даже то, что он совершил. Он вступает в конфликт с установленными в обществе ценностями и нормами.
Итак, рассмотрим, что такое социальный конфликт. Конфликт - это естественное явление социального взаимодействия. Он возникает в самых разных контекстах, между самыми разными людьми и сигнализирует о необходимости изменений. Конфликт имеет также несколько уровней рассмотрения. В выбранном мной фрагменте представлен межличностный конфликт. Межличностный конфликт - это результат противоречия ценностей интересов и целей отдельных людей. Межличностный конфликт имеет свою определенную структуру: участники, предмет конфликта и условия, в которых разворачивается конфликтное взаимодействие. В данном случае участников межличностного конфликта два: отец и сын.
Каждый из участников обладает своей определенной целью, из-за которых и возникает противоречие. Перед главным героем стоит цель - противоречить взглядам и интересам отца. А перед отцом главного героя - образумить и перевоспитать сына. Эти цели, скорее всего, связаны с отношениями между людьми, поскольку главная общая цель - продемонстрировать свой статус, понравиться партнеру или избавиться от него. Хотя, в то же время, со стороны главного героя ставится цель с точки зрения Я-концепции - сформировать, подтвердить или улучшить представления о себе, обосновать свою позицию. На протяжении всего фильма это явно прослеживается.
Предмет конфликта - это объект, на который претендуют участники взаимодействия. На основе этого объекта и определяется следующая типология: 1) когнитивный конфликт; 2) мотивационный конфликт; 3) ролевой конфликт. Я не стала выделять определенный тип конфликта, поскольку к предложенному мной фрагменту подходят характеристики всех трех типов. Рассмотрим каждый из них. Когнитивный конфликт - это противоречие между ценностями, социальными верованиями, аттитюдами участников. В данном случае главный герой, как я и писала выше, вступает в противоречие с ценностями и верованиями, установленными в обществе. Мотивационный конфликт - это противоречие между потребностями, мотивами, целями, конфликтующих сторон. Отец имеет цель, мотив - перевоспитать сына, в то время, как сам сын против этого. Ролевой конфликт - это противоречие между требованиями ролей, который играют участники взаимодействия. В данном примере это “ребенок-родитель”.
Перейдем к условиям конфликтного взаимодействия. К ним относятся особенности ситуации, которые являются существенными для возникновения и протекания конфликта. В моем фрагменте условиями конфликтного взаимодействия выступают: 1) существующие в обществе нормы и правила, которые регламентируют поведение героя, 2) негативный опыт предыдущего взаимодействия героев - отец пытался исправить сына, но все было безуспешно, 3) степень противоречия целей участников - невозможность их одновременного достижения - сын отказывается слушать отца. Все три условия присутствуют в фрагменте фильма.
Таким образом, данный социальный конфликт имеет сложную структуру. Так как у цель главного героя - противоречить интересам отца, он не пойдет на компромисс и кооперацию. Его главная цель - противоречие, что уже не позволяет решить этот конфликт. На мой взгляд, поведение молодого человека может изменить только участие “третьей стороны”, то есть медиация. Однако важным замечанием в этом случае является то, что человек, разрешающий конфликт, должен стоять в авторитете у главного героя. А на первоначальной стадии это невозможно, так как он следует только своим интересам и ценностям, то есть своему авторитету и своей Я-концепции.
Список литературы:
- Гулевич, О. А. Социальная психология : учебник и практикум для академического бакалавриата / О. А. Гулевич, И. Р. Сариева. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 424 с.
дипломов
Оставить комментарий