Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: CXIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 12 мая 2022 г.)

Наука: Культурология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Медведев А.А., Кулик Д.А., Пичурин П.Ю. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В СССР В ПЕРИОД С 1960г. ПО 1962г. // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. CXIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(113). URL: https://sibac.info/archive/guman/5(113).pdf (дата обращения: 29.03.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В СССР В ПЕРИОД С 1960г. ПО 1962г.

Медведев Антон Александрович

курсант, кафедра философии и гуманитарных наук, направление обучения пожарная безопасность, Уральский институт Государственной противопожарной службы МЧС России,

РФ г. Екатеринбург

Кулик Дмитрий Анатольевич

курсант, кафедра философии и гуманитарных наук, направление обучения пожарная безопасность, Уральский институт Государственной противопожарной службы МЧС России,

РФ г. Екатеринбург

Пичурин Павел Юрьевич

курсант, кафедра философии и гуманитарных наук, направление обучения пожарная безопасность, Уральский институт Государственной противопожарной службы МЧС России,

РФ г. Екатеринбург

RELATIONSHIP BETWEEN THE STATE AND THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH IN THE USSR IN THE PERIOD FROM 1960 TO 1962

 

Anton Medvedev

cadet, department of Philosophy and Humanities, the direction of training fire safety, Ural Institute of the State Fire Service of the Ministry of Emergency Situations of Russia,

Russia, Yekaterinburg

Dmitry Kulik

cadet, department of Philosophy and Humanities, the direction of training fire safety, Ural Institute of the State Fire Service of the Ministry of Emergency Situations of Russia,

Russia, Yekaterinburg

Pavel Pichurin

cadet, department of Philosophy and Humanities, the direction of training fire safety, Ural Institute of the State Fire Service of the Ministry of Emergency Situations of Russia,

Russia, Yekaterinburg

 

АННОТАЦИЯ

В данной статье рассматривается ситуация, сложившаяся во взаимоотношениях Русской Православной Церкви (РПЦ) и государства в СССР в 1960-1962 годах.

ABSTRACT

This article examines the situation that developed in the relationship between the Russian Orthodox Church (ROC) and the state in the USSR in 1960-1962.

 

Ключевые слова: Русская Православная Церковь (РПЦ), Коммунистическая партия Советского Союза (КПСС), патриарх, архиепископ, марксистско-ленинская идеология, духовенство, административные меры, антирелигиозная работа.

Keywords: Russian Orthodox Church (ROC), Communist Party of the Soviet Union (CPSU), patriarch, archbishop, Marxist-Leninist ideology, clergy, administrative measures, anti-religious work.

 

Отношения государства и Русской Православной Церкви (далее - РПЦ) исторически складывались в соответствии с идеологическими установками КПСС. В начале 1960-х годов основным документом оказалась утвержденная XXII съездом партии в 1961 г. Программа КПСС. В ее содержании было положение об активной борьбе «за преодоление религиозных пережитков капитализма» в сознании советских людей, что на практике равнялось новым гонениям на Церковь и религию.

Два постановления ЦК КПСС – «О задачах партийной пропаганды в современных условиях» (09.01.1960г.) и «О мерах по ликвидации нарушений духовенством советского законодательства о культах» (13.01.1960г.) – определяли религию как непосредственного «врага» и имели ввиду абсолютный контроль над деятельностью РПЦ. Патриарх Алексий I пытался защитить Церковь, но безуспешно.

Правительство назначило председателя Совета по делам религий при Совете Министров СССР. В.А. Куроедова, который сразу после своего назначения принял новые административные меры против Церкви, направленные подрывать ее влияние в обществе и подавлять попытки сопротивления со стороны духовенства. Сразу после этого начались изменения в составе высших органов Церковного Управления. Начался период «молчаливого согласия» с антирелигиозной деятельностью государства по отношению к Церкви. Полным ходом шла проверка лояльности нового главы епархии закрытием действующих храмов. Следствием этого стало сокращение числа священства епархии. Кроме того, стала отслеживаться деятельность каждого священника епархии.

Однако, несмотря ни на что, снижения активности церквей в 1960 году не наблюдалось. Чиновники вместе с отделом пропаганды и агитации обкома КПСС разработали подробный план антирелигиозной работы на 1961 год. Плановые мероприятия должны были поднять на новый уровень антирелигиозную пропаганду и обеспечить отказ верующего населения от церкви. Также в 1961 году предполагалось массовое закрытие храмов.

Коммунистическая партия в 1961 году представила миру «Моральный кодекс строителя коммунизма» однако власть, проведя ряд крайне жестких антирелигиозных мер, выражавшихся в закрытии приходов и монастырей в огромных количествах, сокращении количества священнослужителей, а также непрекращающемся финансовом давлении на Церковь, не смогла достичь желаемого результата по отвращению населения страны от религии в кратчайшие сроки и главной причиной тому являлись глубокие религиозные корни народа. Поэтому с 1962 года одновременно с давлением на духовенство во всей стране, государство берет под контроль всех, кто участвовал в таинствах и обрядах Церкви, с целью антирелигиозного давления на них по месту работы и учебы. Вся информация заносилась в специальные книги с указанием фамилий и имен, паспортных данных, адресов проживания. Эта акция преследовала следующие цели: усиливание налогового контроля, пресечение возможности совершения церковных обрядов.

Кроме того, повсеместно властями был введен обязательный санитарный день, когда не должно совершаться богослужение, а все помещения должноы подвергаться дезинфекции. Приезжали из санитарно-эпидемиологической станции и раствором хлорной извести опрыскивали святой Престол и иконы. По существу, совершалось надругательство над чувствами верующих: вместо освящения святой водой – хлорная известь. Санитарные обследования приходов как возможных рассадников эпидемиологических заболеваний массово проводились по всей стране.

Таким образом, развязанная государством антирелигиозная агитация, поддержанная законными и от 16 марта 1961 года «Об усилении контроля за выполнением» которая регламентировалась законодательными актами, такими как Постановление ЦК КПСС от 13 января 1960 г. «О мерах по ликвидации нарушений духовенством Советского законодательства о «культах»», Постановление Совмина СССР от 16 марта 1961 года «Об усилении контроля за выполнением законодательства о культах» и другими, позволили провести силовое давление на Русскую Православную Церковь. В результате с 1960-го по 1962 год она лишилась почти половины своих приходов, безвозвратно лишилась 1/3 своего священства и фактически была ограблена как в финансовом, так и в имущественном плане.

 

Список литературы:

  1. Курочкин П.К. Эволюция современного русского Православия. М.1971.
  2. Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь в 1958-1964 гг.// Вопросы истории.1999. № 2.
  3. Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве. М.1999.
  4. Цыпин В. История Русской Православной Церкви: Синодальный и новейший периоды (1700-2005). М.: Сретенский монастырь, 2006.
  5. Православная энциклопедия. Русская Православная Церковь. Гонения на РПЦ в Советский период. М.2000.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.