Статья опубликована в рамках: CVII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 11 ноября 2021 г.)
Наука: Филология
Секция: Литературоведение
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ОБРАЗЫ БЕЗУМЦЕВ В РОМАНЕ С. КИНГА «МИСТЕР МЕРСЕДЕС»
IMAGES OF THE INSANE IN S. KING'S ROMANCE "MISTER MERCEDES"
Ilina Katoshina
student, Faculty of Philology and Communication, P. G. Demidov Yaroslavl State University,
Russia, Yaroslavl
Irina Neronova
scientific adviser, candidate of Sciences in Philology, P. G. Demidov Yaroslavl State University,
Russia, Yaroslavl
АННОТАЦИЯ
В статье рассматриваются образы героев-безумцев в романе С. Кинга «Мистер Мерседес». Показано своеобразие авторской интерпретации темы безумия посредством анализа внутреннего состояния героев и их поступков. Установлено, что в романе С. Кинга мотив безумия реализуется через изображение портрета психопатической личности, сознательно нарушающей все нормы морали и нравственности. Автор, следуя психиатрическим исследованиям, показывает становление безумия главного героя, а также рассматривает безумие других героев романа сквозь призму категорий добра и зла.
ABSTRACT
The article examines the images of heroes-madmen in the novel by S. King "Mister Mercedes". Shown is the originality of the author's interpretation of the theme of madness through the analysis of the internal state of the heroes and their actions. It has been established that in the novel by S. King, the motive of madness is realized through the image of a portrait of a psychopathic personality, deliberately violating all norms of morality and ethics. The author, following psychiatric research, shows the formation of the main character's insanity, and also examines the insanity of other heroes of the novel through the prism of the categories of good and evil.
Ключевые слова: С. Кинг, мотив безумия, образ безумца, мораль, детективный роман.
Keywords: S. King, motive of madness, image of a madman, morality, detective novel.
Стивен Кинг, несмотря на закрепившийся ярлык «Короля ужасов», пишет в самых различных жанрах. Во многих произведениях Кинг выступает как мастер психологии. Самым действенным из всех человеческих чувств для раскрытия характера Кинг считает страх, поэтому его произведения часто содержат мотивы страха и безумия. Отсюда становится очевидной актуальность исследования образов безумцев в творчестве С. Кинга.
Роман «Мистер Мерседес», опубликованный в 2014 г., еще не становился предметом специального литературоведческого анализа, поэтому научная новизна предпринятого исследования очевидна.
«Мистер Мерседес» – детективный роман, повествующий о противостоянии бывшего полицейского детектива убийце и его навязчивым идеям. Сюжет романа выстроен по уже ставшим клишированными для «крутого детектива» схемам: повествование ведется как от лица детектива, так и от лица убийцы, что позволяет усиливать напряжение от чтения, так как читатель оказывается предупрежден о страшных преступных замыслах убийцы. Процесс раскрытия преступления показан как личное противостояние двух персонажей, «дуэль» между мудрым полицейским и душевнобольным преступником. И, также в соответствии с клише жанра, убийца проигрывает это сражение, а жертвы оказываются спасены в последнюю секунду благодаря проявленному детективами героизму.
За счет двух повествовательных точек зрения подробно раскрываются образы убийцы, Мистера Мерседеса, и противостоящего ему детектива Ходжеса.
Безумие в романе связано прежде всего с образом Брейди Хартсфилда, который получил в прессе прозвище Мистер Мерседес после того, как совершил массовое убийство, протаранив толпу на автомобиле. За счет воспоминаний самого Брейди читатель может восстановить основные эпизоды его жизни, которые влияют на развитие его безумия.
В детстве, после смерти отца, Брейди Хартсфилд вместе с матерью и младшим братом переживает тяжелое время. По несчастному стечению обстоятельств, Фрэнки – младший брат Брейди – давится яблоком и становится умственно-отсталым, что раздражает Брейди и его мать. По прошествии некоторого времени Брейди с полного одобрения матери сталкивает Фрэнки с лестницы, не расценивая свой поступок как нечто ужасное, а мать добивает ребенка. Мальчик и мать становятся не только соратниками в убийстве, но и сближаются в интимном плане. Чувства Брейди описываются как любовь и ненависть к ней, он хочет ее смерти и иногда думает, что в этом случае его жизнь изменится: «Было бы лучше, если б она умерла. Лучше для нее и лучше для него» [1, с. 217].
Брейди, совершая убийства и доводя людей до самоубийства, испытывает невообразимый восторг, радость и удовольствие: «Узнав из газеты, что одна из моих жертв – младенец, я обрадовался! Оборвать такую юную жизнь! Только представьте себе, сколь много она никогда не узнает, а? Патриция Крей, RIP! Прикончил и ее мамашку!» [1, с. 27], нередко сексуальное: «Вы и представить себе не можете, какой у меня был «стояк», когда я вдавил педаль в пол и погнал «мерседес» бедной миссис Оливии Трелони на толпу» [1, с. 26], что вызвано, опять же, проблемами детства, невозможностью половой самоидентификации личности, и, как следствие – сексуальной дезадаптацией, нарушением влечений и способов удовлетворения сексуальных потребностей: «Если на то пошло, интереса к девушкам он не испытывает, и девушки это чувствуют. <…> Однако он вовсе не гей. Он по большей части загадка для самого себя сам – фронт окклюзии, – но одно он знает наверняка: он не асексуален, во всяком случае, не полностью. Он и его мать разделяют великий секрет, о котором нельзя думать без абсолютной на то необходимости» [1, с. 113].
Брейди убивает своих жертв с жестокостью, изощренностью, продумав заранее все нюансы преступления, демонстрируя при этом свои умственные способности, что также доставляет ему невообразимое удовольствие: «В каком-то смысле подталкивание Сладкой Ливви к самоубийству принесло ему даже большее удовлетворение, чем превращение в кровавое месиво всех этих ищущих работу говнюков у Городского центра. Потому что потребовало умственных усилий. Потребовало решимости. Потребовало планирования» [1, с. 51].
Брейди достаточно умён и начитан, он умело пользуется речью, когда пишет письма своим жертвам, причём для каждого адресата он использует разный стиль написания. Единственное, что прослеживается в каждом письме – это общая идея самоубийства: «Он заканчивает эту процедуру, зачитав письма вслух. Читает на разные голоса, потому что написаны письма разными ипостасями Мистера Мерседеса. Ходжес получил злорадное и самодовольное письмо. Ха-ха, старый дурак, оставшийся не у дел, говорится в нем. Тебе незачем жить, и ты это знаешь, так почему бы не покончить с собой? Тон письма Оливии Трелони – заискивающий и меланхоличный, сплошные угрызения совести и байки о насилии в детстве, но и здесь проглядывает идея самоубийства, только на этот раз она окутана сочувствием: “Я понимаю. Мне эта идея тоже близка, потому что я с Вами на одной волне”» [1, с. 158].
В образе Мистера Мерседеса Кинг рисует подробный портрет психопатической личности, сознательно нарушающей все нормы морали и нравственности, стремящейся к славе и власти над людьми, что проявляется в желании убивать или доводить до самоубийства. Автор, следуя психиатрическим исследованиям, показывает становление подобного безумия: от наследственности (мать Брейди также проявляет психопатические черты) до убийства брата в детстве и инцеста. В образе Брейди Хартсфилда постоянно подчеркиваются его высокий интеллект и способность вживаться в образы других людей, менять маски.
На наш взгляд, подобное психиатрически достоверное воспроизведение психологии психопата может быть объяснено двумя факторами. Во-первых, отправной точкой идеи произведения стали давние психические заболевания автора, детские травмы и чувство отчуждения [2], что спровоцировало необходимость для своеобразной «проработки» этих состояний абсолютной достоверности в описании психиатрических заболеваний. Во-вторых, современный читатель достаточно просвещен благодаря СМИ и кинематографу в сфере психиатрии, и отклонения от сложившегося образа маньяка были бы восприняты читателями с недоверием.
Противостоящий убийце детектив Ходжес также в некоторой степени безумен, однако его безумие совсем другого плана. Детектив Кермит Уильям Ходжес уходит в отставку и впадает в депрессию, подумывая о самоубийстве. У Ходжеса нет планов на будущее и смысла в жизни, пока он не обнаруживает в почтовом ящике анонимное письмо от Мистера Мерседеса. Брейди Хартсфилд намекает детективу на то, что на подсознательном уровне тот думает о самоубийстве, но он добивается обратного: «Автор хочет, чтобы он покончил с собой. Ходжес задается вопросом, а что подумает Мистер Мерседес, узнав, что вместо самоубийства подвигнул этого конкретного бывшего Рыцаря жетона и пистолета на дальнейшую жизнь? По крайней мере на какое-то время» [1, с. 36].
Предпринятое детективом расследование преступлений Мистера Мерседеса самим героем рассматривается как проявление безумия: он понимает, что уже слишком стар, что противостоять маньяку без помощи полиции практически невозможно, однако это дело снова придает смысл его жизни. Таким образом, безумие детектива связано с депрессией после отставки из полиции и внутренним конфликтом в процессе расследования.
Еще один персонаж с нездоровой психикой – Холли Гибни – девушка, которая помогает детективу Ходжесу в расследовании: «За свою жизнь Холли Гибни дважды попадала в психиатрическую лечебницу: в подростковом возрасте и после двадцати. Мозгоправ, к которому она ходила впоследствии (в годы ее так называемой зрелости), называл эти периоды “уходами от реальности”» [1, с. 442].
Из-за своих «уходов от реальности» Холли оказывается исключена из социума: у нее нет друзей, даже ее родители относятся к ней как к неполноценному человеку. Поэтому детектив Ходжес, единственный, кто отнесся к ей с пониманием и сочувствием, быстро завоевывает ее доверие.
При этом Холли достаточно умна и отлично разбирается в компьютерах. Именно героизм (сродни безумию) и спокойствие Холли предотвращают массовое убийство, спланированное Мистером Мерседесом, что приводит к его поражению в финале романа. Тем не менее, даже подобный поступок не возвращает ее в социум, что проявляется в реакции матери Холли: «Шарлотта так и не смогла признать, что ее психически неуравновешенная дочь сыграла важную роль (может, самую важную) в предотвращении массового убийства невинных людей» [1, с. 465].
Итак, в романе «Мистер Мерседес», вопреки сложившемуся жанровому канону «крутого детектива», разоблачаемый преступник – не единственный безумец. В той или иной степени, безумны многие персонажи романа: Брейди Хартсфилд, его мать, детектив Ходжес, Холли Гибни, – которые могут быть разделены на две группы, первая из которых преступна и представляет зло, вторая – противостоит преступлению и представляет добро. В романе «Мистер Мерседес» безумие рассматривается как отклонение от некоей социально признанной нормы, но само по себе оно не оценивается как отрицательное явление, что можно наблюдать на примере образов Ходжеса и Холли.
Список литературы:
- Кинг С. Мистер Мерседес [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.litres.ru/stiven-king/mister-mersedes/ (дата обращения: 11.03.2021)
- «Мистер Мерседес» – новый роман Стивена Кинга [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.buro247.ua/culture/books/mister-mersedes-novyy-roman-stivena-kinga.html (дата обращения: 11.03.2021)
дипломов
Оставить комментарий