Статья опубликована в рамках: CLVI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 15 декабря 2025 г.)
Наука: Искусствоведение
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
АМЕРИКАНСКИЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ КАК КУЛЬТУРНЫЙ ЭКСПОРТ: ОДНОСЕМЕЙНЫЙ ДОМ, ПРИДОМОВАЯ ТЕРРИТОРИЯ И OPENSPACE
AMERICAN WAY OF LIFE AS A CULTURAL EXPORT: A SINGLE-FAMILY HOUSE, A HOMESTEAD AND OPEN-SPACE
Irina Bragina Patronymic
Master's Student, Department of Cultural Studies and Art, Leningrad State University named after A.S. Pushkin,
Russia, St. Petersburg
Sokrovishchuk Alsu Akhmetovna
Scientific supervisor, candidate of philosophical sciences, associate professor, Leningrad State University named after A.S. Pushkin,
Russia, St. Petersburg
АННОТАЦИЯ
В статье рассматривается процесс глобализации ключевых элементов «американского образа жизни» — односемейного дома с придомовой территорией, планировкой жилых комьюнити и модели открытого офисного пространства (опен-спейс). Данная тема слабо исследована и, в данной работе мы попытались проанализировать, как эти пространственные архетипы, сформированные в США в середине XX века, трансформировались в универсальный культурный «товар», экспортируемый по всему миру. Ключевым элементом данного продукта стала узнаваемость, а его особенность в принципе «от приватного к открытому», ориентированным на семью, комфорт и неформальное общение нашли активный отклик у современных потребителей. Распространение американских моделей планировки пространств было не стихийным процессом, а результатом целенаправленной деятельности государственных институтов, корпораций и медиа, что привело к глубокой трансформации городских и пригородных ландшафтов в различных культурных контекстах.
ABSTRACT
The article examines the process of globalization of key elements of the "American lifestyle" - a single-family house with an adjoining territory, the layout of residential communities and a model of an open office space (open space). This topic is poorly researched and, in this article, we tried to analyze how these spatial archetypes, formed in the United States in the middle of the 20th century, were transformed into a universal cultural "commodity" exported around the world. The key element of this product was recognition, and its feature in principle "from private to open", family-oriented, comfort and informal communication have found an active response among modern consumers. The spread of American models of space planning was not a spontaneous process, but the result of the targeted activities of state institutions, corporations and the media, which led to a deep transformation of urban and suburban landscapes in different cultural contexts.
Ключевые слова: глобализация, «американский образ жизни», односемейный дом, комьюнити (community), опен-спейс (open space), культурный экспорт, технологии комфорта, субурбия, урбанистика.
Keywords: globalization, "American lifestyle", single-family home, community, open space, cultural export, comfort technologies, suburb, urbanism.
После окончания Второй мировой войны США заняли уникальную позицию, сочетая в себе не только экономическое и военное лидерство с дальнейшими перспективами, но и возможностями для развития и воплощения новых концепций будущего. Материальным воплощением этого стал «американский образ жизни» — набор ценностей и моделей поведения, нашедший отражение в конкретных формах организации пространства. Целью данного исследования является анализ механизмов глобализации нескольких ключевых элементов комфортного «американского образа жизни»:
- односемейного дома,
- придомовой территории,
- планировки жилых комьюнити, субурбия,
- офисного опен-спейса.
Экспорт данных моделей организации пространства был целенаправленным процессом, движимым государственной политикой (например, идеологией «Плана Маршалла», направленной на восстановление инфраструктуры, путем экономической интеграции, развития предпринимательства, создания единого европейского рынка и предотвращения распространения коммунизма в послевоенной Европе), корпоративными интересами (девелоперов, автопрома) и их популяризацией через массовую культуру. Эти пространственные конфигурации стали не просто архитектурными трендами, но материальными носителями ценностей: обособленности, уединения, культуры потребления и новой рабочей этики.
Одним из ключевых элементов комфортной американской жизни можно назвать односемейный дом с лужайкой. Истоки глобального распространения модели односемейного дома лежат в «идее» послевоенных американских пригородов, таких как Левиттаун.
Стандартизация и конвейерное строительство (технологии сборного домостроения) превратили жилой дом из объекта наследия в доступный товар массового потребления. А, благодаря государственным программам ипотечного кредитования, появившимся в период послевоенного времени и набиравшим массовую популярность, стали доступными для обычных людей (среднего класса). Особенность конвейерного строительства в жилом домостроении заключается в том, что этот метод, перенесенный из промышленности, например, как на заводах Форда, в строительство. Его суть - индустриализация и стандартизация процесса возведения зданий. Ключевая особенность - разделение процесса строительства на этапы (конвейер). Вместо того чтобы одна бригада полностью строила один дом от фундамента до крыши, процесс разбивался на 27-30 четких операций. Специализированные бригады последовательно переходили от участка к участку, выполняя каждый свои задачи. Например, одна бригада выполняла разметку и подготовку фундамента, другая укладывала фундамент, третья занималась каркасом, четвертая - кровлей, пятая занималась монтажом коммуникаций и так далее.
Данная модель односемейного дома стала наиболее популярна благодаря таким качествам как:
- открытая планировка (кухня-столовая-гостиная превращаются в единое пространство — это то, что обязательно должно присутствовать в планировке жилого дома. Кухня перестала быть закрытой зоной, она стала центром жизни, местом, где готовят, едят общаются и работают. Акцент на зонировании, а не на стенах, где пространство делится с помощью мебели, разного уровня пола, освещения, коврового покрытия и т.п.);
- комфорт и практичность (большие, глубокие и мягкие диваны и кресла, в тканевой обивке (очень популярен вельвет или прочная хлопковая ткать), угловые диваны, составленные из нескольких модулей — это классика жанра; естественные и «теплые» материалы - дерево, особенно, в отделке пола и мебели, камень, кирпич, часто как акцент, натуральные ткани; камин, как символический центр гостиной, даже если он декоративный, создающий атмосферу уюта);
- связь с природой (большие панорамные окна и раздвижные стеклянные двери, часто ведущие на задний двор; патио, веранда, как прямое продолжение жилого пространства, создающие ощущение единого пространства дома и улицы);
- обилие света (благодаря большой площади остекления и панорамных окон в дом проникает много дневного света, настенные светильники и прикроватные тумбы создают акцентный свет для особого уюта вечером, особенностью освещения в американских домах является также отсутствие центрального потолочного освещения);
- встроенное хранение (гардеробная в спальне и кладовая для продуктов на кухне - обязательные элементы, отражающие культуру комфорта и организованности пространства) [3].
Следующий важный элемент «американской мечты» - придомовая территория (The Yard), как неотъемлемая часть американского идеала приватного жилого пространства. Например, ровно подстриженный газон выполнял не только эстетическую, но и социальную функцию, демонстрируя благосостояние и контроль владельца над природой. «Жизненная реализация, успех человека, семьи во многом оказались приравнены к идеализированному «пригородному образу жизни» – наличию собственного дома в (респектабельном) пригороде» [1, с. 34]. Задний двор (backyard) с зоной для барбекю стал пространством культивации неформального общения, образ которого активно тиражировался голливудским кинематографом Глобализация подобной модели организации придомовой территории столкнулась с экологической критикой в засушливых регионах, таких как Турция, Египет, Индия, страны Африки, где поддержание зеленого газона было признано расточительным, что привело к адаптации американской модели придомовой территории под местные условия (например, использование гравия, дорожек из натурального камня или дерева, и засухоустойчивых растений (ксерофитов) в ландшафтном дизайне). Также широкое распространение приобрело использование искусственного газона, например, в ОАЭ, Катаре, Саудовской Аравии. В Австралии, после многолетних засух набирает популярность «Австралийский сад» с его локальными растениями и гравийными отсыпками [5].
Планировка жилых комьюнити стала третьим ключевым экспортным товаром. Американские девелоперы предложили модель, основанную на иерархии улиц с тупиками (cul-de-sac), изолированными от сквозного трафика и ориентированными на внутренние социальные связи. Эта модель, обеспечивающая ощущение безопасности и социальную «одинаковость», оказалась чрезвычайно востребованной в глобальном масштабе. Все должно работать на комфортную повседневную жизнь – от огромного холодильника на кухне, до двухместного гаража и широких парковок у магазина. «Американский образ комфортной жизни» привнес в жизнь обывателей 20 века культ односемейного дома в пригороде, включающий в себя такие особенности как иконический образ (отдельно стоящий дом с лужайкой спереди и частным задним двором сзади, гаражом на 2-3 машины), четкое разделение пространства - приватный задний двор для барбекю с семьей и друзьями, ухоженная, но более формальная передняя лужайка, отвечающая неписаным правилам сообщества.
Наряду с представлениями о частных домах, американская модель организации пространства была применена и в общественных пространствах жилых массивов. Здесь можно отметить общие парки, бассейны, спортивные площадки, пешеходные тропы внутри района. Это компенсирует недостаток централизованных городских площадей в пригороде. «Город с разнообразным пейзажем, имеющий камерные и открытые пространства, даже в неблагополучных климатических условиях сможет сохранить уникальный и присущий ему «дух места»...» [2, с. 146].
Также приобрело популярность такое явление, как клубы или сообщества жильцов как центр ассоциации жителей для организации общественной и досуговой жизни жилого массива. Подобные ассоциации домовладельцев — это ключевой инструмент, формирующий узнаваемый и единообразный облик НОА (Homeowners Association (Ассоциация домовладельцев)) диктует внутренние правила организации пространства жилого массива (например, какого цвета должен быть дом, как стричь газон, можно ли ставить забор). Подобное явление создает ощущение порядка и единого стиля, но часто критикуется за излишний контроль.
Немаловажный момент - автомобильная зависимость и четкое зонирование жилых пространств. Районы строго разделены на жилые, торговые и деловые, что делает доступность к инфраструктуре достаточно проблематичной и делает условие наличия автомобиля и гаража (машиноместа) уже не роскошью, важным условием проживания в загородных жилых комплексах. [4, с. 172].
Таким образом, наиболее ярким проявлением внедрения «американского образа жизни» стала повсеместная популярность закрытых сообществ (gated communities). Эта модель жизни, экспортируемая из США, по различным информационным каналам, таким как художественные фильмы, телепередачи, сериалы, журналы, была адаптирована в странах с высоким социальным неравенством (Бразилия, Россия, Китай, ОАЭ) как инструмент безопасности и социальной сегрегации. Американская любовь к неформальности (задний двор с барбекю зоной, разграничение пространства), породила мировые тренды в архитектуре:
- стирание четкой границы между интерьером и экстерьером (панорамное остекление, террасы);
- восприятие простоты, необработанных материалов и гибкой планировки как признака современности;
- появление даже в высотном строительстве обязательного элемента-лаундж зоны, коворкинга, общих пространств как замена двору.
Кроме организаций частных пространств, американская модель проникла и на территорию бизнеса и труда. Опен-спейс (open-space, открытое пространство) — яркий тому пример. Опен-спейс — это концепция организации рабочего или общественного пространства, при котором традиционные отдельные кабинеты и комнаты заменяются единым открытым помещением с минимальными или отсутствующими внутренними перегородками. К ключевым характеристикам открытого пространства относятся:
- Отсутствие стен. Рабочие места разделены невысокими перегородками или расставлены свободно.
- Коллаборативные зоны включают в себя общие зоны для неформальных встреч, общения и отдыха с диванами, пуфиками, кухонными зонами.
- Прозрачность и равенство символически демонстрирует отказ от иерархии, то есть отсутствие кабинетов для начальства, хотя на практике это не всегда так.
- Легко перестраивается под новые задачи и проектные команды.
Эволюция опен-спейса демонстрирует, как функциональная модель рабочего пространства была актуализирована под влиянием американской корпоративной культуры. Идея большого открытого пространства берет начало в организации фабричных цехов, обеспечивающих максимальный контроль за рабочими. В послевоенный период опен-спейс был переосмыслен как символ демократичности и горизонтальных коммуникаций в противовес иерархическим кабинетам. Однако настоящий глобальный бум произошел благодаря компаниям Кремниевой долины в 1990-2000-е годы. Они представили опен-спейс как средство стимулирования коллаборации, креативности и гибкости, сделав его атрибутом современной, «инновационной» компании. Данная модель трансформации опен-спейса была безоговорочно принята корпорациями по всему миру как стандарт эффективности. Однако впоследствии, после массового внедрения в офисное пространство она столкнулась с волной критики у работников, связанной с отсутствием приватности, высоким уровнем шума и стресса, что привело к появлению гибридных моделей (activity-based working), которые пытаются сочетать открытость с возможностями для уединения [3, с. 52-53].
Таким образом, американская модель жизни, воплощенная в продуманном дизайне односемейного дома, системе комьюнити и идее опен-спейс, сыграла ключевую роль в формировании современного глобального мировоззрения потребителя и архитектурно-дизайнерских трендов. Это влияние носит парадоксальный и диалектический характер, сочетая унификацию и адаптацию, ощущение свободы и новые ограничения. Американская модель предложила глобальному потребителю индивидуализированную версию «хорошей комфортной жизни», центрированную вокруг приватного пространства (дом-участок) вместо традиционных общественных центров. Это сместило акценты с коллективного благополучия на личный комфорт и достижение. Собственный дом с лужайкой, ранее доступный лишь элите, стал восприниматься как достижимая базовая цель для среднего класса во всем мире. Дизайн дома и предметов его наполнения стал языком самовыражения. Модель субурбии и комьюнити с одной стороны давала ощущение свободы и уединения, а с другой стороны сложность передвижения и зависимость от автомобиля. Система офисного опен-спейс, напротив же открывает возможность открытого общения с коллегами.
Проведенное исследование показывает, что глобализация «американского образа жизни» через пространственные архетипы односемейного дома, придомовой территории, комьюнити и опен-спейса была комплексным и многогранным процессом. Эти модели оказались чрезвычайно адаптивными, наполняясь в разных культурах новыми смыслами и функциями. Односемейный дом стал глобальным символом успеха, комьюнити — инструментом социального структурирования, а опен-спейс — иконой новой корпоративной культуры. В XXI веке влияние этих американских архетипов продолжается, но сталкивается с растущим сопротивлением консерваторов. Тем не менее, они остаются фундаментальным каркасом, на котором во многом строится современная глобальная материальная культура.
Список литературы:
- Бреславский А.С. Субурбанизация и будущее российских городов. Введение в проблематику. - М.: Центр гуманитарных инициатив, 2024. - 170 с.
- Пучков М.В. Глобализация и идентичность в архитектуре современных городов // Известия Уральского федерального университета. Сер.1, Проблемы образования, науки и культуры. - 2013. - №3(116). - С. 140-147.
- Forty A. Objects of Desire: Design and Society Since 1750. - Pantheon Books, 1986. - 245 s.
- Jackson K.T. Crabgrass Frontier: The Suburbanization of the United States. - New York: Oxford University Press. - 1985.- 436 s.
- Shove E. Comfort, Cleanliness and Convenience: The Social Organization of Normality.- New York: BERG, 2003.- 244 s.
дипломов


Оставить комментарий