Статья опубликована в рамках: CLI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 17 июля 2025 г.)
Наука: Психология
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
АНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ В РАМКАХ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА
Любая профессиональная деятельность связана с напряжением интеллектуальных, психологических, а порой и физических сил индивида. Подобное напряжение, а также высокие уровни стресса и ответственности в рамках профессиональной деятельности рано или поздно приводят к профессиональному выгоранию. Данное состояние в немалой степени обусловлено как личностными особенностями профессионала, так и средой, в рамках которой он осуществляет свою деятельность. Поэтому важно рассмотреть профессиональное выгорание как комплексное явление, попытаться проанализировать возможности его предупреждения и профилактики. В рамках данной статьи мы сосредоточимся на анализе профессионального выгорания медицинских работников.
Термин «профессиональное выгорание» был введен в психологию Гербертом Фрейденбергером в 1974 году, хотя его исследование началось еще в 1950-х гг. ХХ века. Симптомы выгорания можно разделить на три категории: психофизические, социально-психологические и поведенческие. К психофизическим симптомам относятся усталость, истощение, апатия и бессонница; социально-психологические проявления включают депрессию, раздражительность и чувство вины. Поведенческие симптомы могут выражаться в изменении рабочего графика, избегании важных задач в следствии неспособности их решить, отстранении от коллег и близких людей. В любой профессиональной деятельности есть диалектика между гуманистическим и бюрократическим аспектами, что может приводить к психологическим и эмоциональным перегрузкам и сложному внутреннему конфликту. Если говорить о медицинских работниках, то естественное, гуманистически обусловленное стремление помочь людям, либо облегчить их ситуацию сталкивается с различными бюрократическими препятствиями. Эта ситуация – в числе многих – часто становится предпосылкой к состоянию профессионального выгорания, в группе риска которого находятся представители самых разных медицинских профессий. Согласно исследованиям, проведенным на базе Сибирского государственного медицинского университета, 32% опрошенных респондентов из числа хирургов и 35 % из числа терапевтов признали наличие высокой степени профессионального выгорания. Среди среднего медперсонала 38 % опрошенных медсестер и фельдшеров признали за собой крайний уровень выгорания[4]. Во многом на сложившуюся ситуацию повлияла глобальная пандемия ковид -19, когда нагрузка на отечественную систему здравоохранения несколько лет была беспрецедентно высокой.
Мы определяем профессиональное выгорание (далее -ПВ) как состояние отчуждения индивида от привычных ему форм деятельности, выражающееся в снижении профессиональной эффективности и отрицательно влияющее на его психофизическое здоровье. У этого состояния отчуждения можно выделить несколько измерений: ментально-личностное, социальное и профессиональное. Ментально-личностное отчуждение как результат профессионального выгорания выражается в изменениях поведенческих особенностей, ценностных ориентаций и коммуникативных практик медицинского работника. Социальное отчуждение проявляется в снижении социальных навыков индивида, возрастании трудностей установки конструктивных отношений с окружающими людьми. И, наконец, профессиональное измерение отчуждения затрагивает различные компетенции специалиста, осложняет его привычную деятельность, мешает её эффективному осуществлению.
В международной классификации болезней одиннадцатого пересмотра (МКБ‑11) выгорание характеризуется наличием трех компонентов: 1) чувством истощения или снижения энергии 2) повышенной психической дистанцированностью от работы или чувством негативизма или цинизма по отношению к работе (деперсонализация); 3) чувством неэффективности и отсутствием ощущения выполненного долга (редукция профессиональных достижений). При этом отмечается, что ПФ не является болезнью, а скорее представляет собой состояние психологического неблагополучия, которое связано с непреодолимыми стрессами в профессиональной деятельности [1, c. 83-84]. В это состояние мы включим: эмоциональное истощение, деперсонализацию и снижение личной эффективности. Эмоциональное истощение представляет собой в чувстве бессилия и утрате интереса к работе. Деперсонализация характеризуется утратой эмоциональных качеств и безразличием к окружающим. Снижение профессиональной результативности связано с неспособностью выполнять свои обязанности и снижением профессиональной эффективности.
Синдром эмоционального выгорания у врачей является актуальной проблемой, признанной Всемирной организацией здравоохранения, которая подчеркивает необходимость медицинского вмешательства. Он характеризуется эмоциональным истощением, деперсонализацией и редукцией профессиональных достижений. Профессиональная заболеваемость у медиков выше, чем у работников других бюджетных отраслей, что может привести к снижению качества медицинского обслуживания и нарушению интересов пациента. Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) у врачей проявляется через симптомы, характерные для фаз "резистенции" и "истощения". Это состояние представляет собой сочетание физического, эмоционального и когнитивного утомления, при этом основным фактором является именно эмоциональное истощение. Различные исследования проводятся с целью оценки уровня синдрома эмоционального выгорания у врачей. Полученные результаты показывают гендерные и возрастные различия в его развитии: у женщин наблюдаются более высокие показатели в фазах напряжения и резистенции, тогда как у мужчин — в фазе истощения. Более половины опрошенных врачей демонстрируют признаки фазы резистенции, в то время как фазы напряжения и истощения отмечаются почти у каждого пятого участника. Особенности развития синдрома также зависят от профессиональной группы врача. Наиболее выраженные показатели СЭВ наблюдаются у врачей-онкологов, у которых фаза напряжения оценивается в 57,2±4,0 балла, что значительно выше (р<0,05) по сравнению с общей совокупностью. Аналогичная ситуация наблюдается и в фазах резистенции (р<0,05) и истощения (р<0,05) [2, c. 12]. Эта группа врачей также демонстрирует наибольшее количество симптомов каждой фазы. На втором месте находятся врачи-психиатры, чья работа связана с необходимостью взаимодействия с пациентами, имеющими психические расстройства и девиантное поведение.
Всем известно выражение: лучшее лечение – это профилактика. Как же можно предотвратить, или хотя бы снизить негативное воздействие ПВ на медицинских работников? Выделяют два уровня, на которых следует решать эту проблему - индивидуальный и организационный [3, c. 210]. Под первым понимается признание самого факта ПВ со стороны медицинского работника, обращение за помощью и т.д. Второй выражается в создании различных программ профилактики и помощи медицинским работникам – как тем, кто переживает ПВ, так и находящимся под угрозой его возникновения. От себя добавим еще один не менее важный уровень, а именно публично-дискурсивный. В его рамках проблему ПВ необходимо периодически актуализировать, вынося на широкое общественное обсуждение, ведь от ментального и психологического состояния медицинского работника зависят жизни и здоровье многих людей.
В заключении выделим пять принципов профилактики ПВ. Первый принцип – назовем его тектологическим - определение приоритетов в профессиональной и в личной жизни, установление баланса между ними. В этом случае медицинский работник организует и разделяет профессиональные и личные аспекты своего бытия. Эта организованность в равной степени будет способствовать как снижению уровня стресса, так и повышению личностной эффективности. Второй принцип – обозначим его как транспарентность - формирование «карьерной ясности» с выявлением факторов стресса, позволяющие медработнику более эффективно противостоять ПВ. Третий принцип – синергийности – реализуется посредством стратегии взаимодействия индивида со своим окружением, поскольку социальная самоизоляция в условиях ПВ лишь усиливает его последствия. Четвертый принцип – инклюзивность как проявление вовлеченности индивида в профессиональную деятельность. Здесь ПВ преодолевается за счет повышения личной эффективности, раскрытия новых возможностей для профессиональной деятельности. Индивид «включает», а не исключает себя из профессиональной среды, противопоставляя ПВ рабочую активность. И наконец пятый принцип – витализация, когда индивид преодолевает ПВ за счет усиления и развития таких качеств как выносливость, сила воли, упорство в достижении цели, сопротивляемость стрессу.
Подводя итог написанному выше, отметим несколько ключевых моментов. Профессиональное выгорание представляет собой не только психологический, но и социальный феномен, нуждающийся как в биомедицинском, так и философском осмыслении. Но ПВ следует рассматривать не только как серьезную проблему для профессиональной деятельности, но и стимул, преодоление которого позволяет медицинскому работнику выйти на новый уровень своей компетентности.
Список литературы:
- Абросимова, З.О. Заоева К.Н. Царановc, А.Г. Тарбастаев. Современный взгляд на феномен профессионального выгорания в медицинской среде: обзор литературы // Социология здравоохранения. 2024 №2. С. 83-92
- Бодагова Е.А. Психическое здоровье и качество жизни врачей // автореф.канд.дисс.М.,2013. С.3-23.
- Schaufeli W.B., Leiter M.P., Maslach C. Burnout: 35 years of research and practice // Career development international. – 2009. – Т. 14. – № 3. – Р. 204–220.
- Шамардина Л. Терапевты стали самой «выгоревшей» врачебной специальностью // https://medvestnik.ru/content/news/Terapevty-stali-samoi-vygorevshei-vrachebnoi-specialnostu.html дата обращения 20.06.2025
дипломов
Оставить комментарий