Статья опубликована в рамках: CI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 13 мая 2021 г.)
Наука: Культурология
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
КУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН ИТАЛЬЯНСКОГО КАМПАНИЛИЗМА
THE CULTURAL PHENOMENON OF ITALIAN CAMPANILISM
Veronika Kraeva
Master's Degree student, Department of Cultural Studies, Philosophy of Culture and Aesthetics, Institute of Philosophy, St. Petersburg State University,
Russia, St. Petersburg
АННОТАЦИЯ
Целью данной статьи является исследование феномена итальянского кампанилизма в его связи со сложными и противоречивыми отношениями различных уровней локального в культуре. В ходе анализа выявляется, что итальянский кампанилизм можно рассматривать как двухуровневое явление, сочетающее любовь к родному городу или региону и стремление сохранять его уникальность вместе с активным стимулированием развития всех сфер деятельности на уровне данного локального образования.
ABSTRACT
The purpose of this article is to study the phenomenon of Italian campanilism in its connection with the complex and contradictory relations of various levels of the local in culture. The analysis reveals that Italian campanilism can be considered as a two-level phenomenon, combining love for the native city or region and the desire to preserve its uniqueness, along with active promotion of the development of all spheres of activity at the level of this local education.
Ключевые слова: Италия, кампанилизм, идентичность, локальное в культуре, менталитет, прозрачное общество.
Keywords: Italy, campanilism, identity, the local in culture, mentality, transparent society.
Термин «кампанилизм» появился в итальянском языке и получил такое распространение, что вошел как заимствование сначала во французский язык, а затем и в другие европейские языки [4, с. 221]. Он стал использоваться для описания явлений, происходящих не только на территории Италии, но и в других странах. Как пишут в своем исследовании С.А. Старостенков и Е.В. Шалаева, в итальянской культуре этот термин служит для обозначения сильной любви к своей стране или региону, которая способна привести к предвзятому суждению и враждебности по отношению к другим странам или регионам. В такой трактовке кампанилизм приближается по своему проявлению к национализму. Эти исследователи также отмечают, что в итальянском языке существует достаточно много фразеологизмов с употреблением слова «колокольня» (campanile – ит.), каждое из которых каким-то образом связано с понятиями «местничество», «местечковый патриотизм», «взгляд со своей колокольни». Однако, как нам кажется, приравнивать кампанилизм к местечковости и национализму было бы не совсем верно. Скорее, можно было бы сказать, что в итальянской культуре вследствие особенностей её формирования присутствует феномен локальностей особого типа, обеспечивающий её многогранность и разнообразие. Вероятно, именно наличие особого смысла данного понятия позволило ему выйти за пределы Италии и закрепиться в качестве самостоятельного термина в других языках.
Для того, чтобы понять, что представляет собой феномен кампанилизма, необходимо обратиться к истории Италии. Начиная с падения Римской империи и вплоть до 1861 г., когда было провозглашено Итальянское королевство, Италия пребывала в состоянии раздробленности. Географические особенности Апеннинского полуострова также сыграли свою роль в установлении границ между регионами, вызванными не только культурными, но и физическими преградами. Вдоль всего полуострова проходят Апеннинские горы, деля его на две части. К югу от Альп находится Паданская равнина, покрытая озерами. Часть южной Италии находится на островах. Всё это создает почву для установления границ между регионами и их консервации внутри самих себя. Тем не менее, природные факторы являлись не единственным, что способствовало установлению культурных барьеров между различными частями Италии. Рассмотрим подробнее, что происходило на территории современной Италии с конца V в. н. э. до середины XIX в. После того, как в 476 г. в результате был свергнут последний император Римской империи, Италия оказалась разделена на несколько варварских королевств и герцогств. Одновременно с этим на территории Италии сохранялись области, подконтрольные Византийской империи. Начали устанавливаться первые культурные границы. Ближе к 1000 г. начался подъем городов-государств, стремившихся освободиться от любого господства и добиться полной независимости. Города-государства вели борьбу не только с иноземным влиянием, например, Византийской и Священной Римской империями, но и вступали в кровопролитную междоусобную вражду. Формально различные государственные образования, существовавшие на территории Италии, особенно в северной её части, могли сохранять над собой номинальное господство иностранных суверенов, но фактически обладали полной независимостью. Некоторые исследователи считают, что начинать говорить об Италии как о европейском государстве можно только начиная с эпохи Средних веков [3, с. 15].
Формирование истоков кампанилизма, возможно, началось немного раньше, еще тогда, когда происходило разделение территории Италии на разные сферы влияния. Однако в эпоху Средневековья, когда произошел расцвет городов-коммун, это явление получило плодородную почву для закрепления и дальнейшего развития. В условиях раздробленности и постоянной конкуренции представители одной культурной среды, носители одного, хотя и способного к сильным модификациям, языка вынуждены были идентифицировать себя с тем регионом и городом, где они родились, и смотреть на соседа как на врага. Политическая раздробленность Италии сохранялась вплоть до XIX в. После завоевания Италии Наполеоном страна утратила свою независимость и снова оказалась разделена на сферы влияния иностранных государств. Утрата суверенитета тяжело воспринималась всеми итальянцами, поэтому в скором времени в стране началась освободительная борьба. Итальянцы готовы были приложить все усилия для того, чтобы вернуть свою независимость, однако мысли о создании единого государства возникали далеко не у всех. Напротив, когда в относительно спокойно пережившем недавние военные и экономические потрясения Пьемонте было принято решение о создании объединенной Италии, большинство регионов воспротивились этому решению, и началась долгая вооруженная борьба за «собирание» Италии, получившая название Рисорджименто. Показательным является тот факт, что последним городом, присоединенным к новообразованному Итальянскому королевству, был Рим.
Можно вспомнить слова, приписываемые М. Д’Адзелио: «Мы создали Италию, теперь нужно создать итальянцев» [2, с. 263]. Действительно, несмотря на то, что с конца XIX в. Италия представляла собой единое государство, говорить о единстве населявшего её народа не приходилось. Различия между жителями разных городов и регионов сильно давали о себе знать, начиная с языковых особенностей и пищевых привычек. В работе У. Эко «Сотвори себе врага» высказывается предположение о том, почему в Италии продолжает сохраняться неприязнь между различными регионами: у итальянцев нет внешних врагов, их с успехом заменяют внутренние, то есть представители соседних городов и регионов [5, с. 7]. Как уже было отмечено, на протяжении истории между различными регионами Италии нередко случались конфликты, и отношения конкуренции и стремление к отстаиванию культурных границ своего региона в некоторых случаях не исчезло до сих пор. Например, сохраняется взаимное неприятие друг друга жителями северных и южных регионов, часто служащее источником конфликтов, а также нередко используемое в итальянской массовой культуре [2, с. 264-265]. Жесткие различия между представителями различных регионов Италии начали стираться лишь в XX в., в первую очередь благодаря целенаправленной культурной политике. Формирование единого итальянского менталитета было одной из важных задач фашистского режима в Италии. Однако, несмотря на все предпринимаемые правительством действия, итальянский локализм по-прежнему дает о себе знать, поскольку многовековые привычки трудно уничтожить в течение одного столетия.
Тем не менее, нельзя утверждать, что итальянский локализм приводил исключительно к негативным последствиям. Разнообразие итальянских регионов породило богатое культурное пространство, отдельные элементы которого оказали влияние на всю западно-европейскую культуру в целом. Благодаря разделению Италии на регионы каждая отдельная область получила возможность сфокусироваться на том, что ей удавалось развивать лучше всего, и таким образом вносить наибольший вклад в культуру. Нельзя также не отметить тот факт, что, какими бы напряженными ни были отношения между регионами Италии, перед лицом общего врага и угрозой потери независимости итальянцы в большинстве случаев объединялись, чтобы совместными усилиями отстоять свой суверенитет и защитить свою культуру. Поэтому говорить о том, что из-за присутствующего в Италии локализма итальянцы оказались в состоянии абсолютной культурной разрозненности, не приходится.
Значение итальянской культуры для всего мирового сообщества трудно переоценить. На протяжении истории Италия подарила миру множество различных культурных феноменов, оказавших большое влияние на формирование и развитие мировой культуры. Значительная часть этих феноменов зародилась или начала формироваться в эпоху Средневековья и Возрождения, то есть во времена становления итальянского кампанилизма. Каждый из регионов Италии получил возможность развиваться в собственном темпе и порождать ряд своих уникальных феноменов, которые в дальнейшем найдут отражение в мировой культуре. Спектр этих феноменов достаточно широк. Трудно найти какую-либо область европейской культуры, которая осталась бы незатронутой итальянским влиянием, начиная от искусства и заканчивая гастрономией. Показательно, что, несмотря на то, что принято говорить об общем воздействии итальянской культуры, практически всегда можно четко обозначить, какие именно элементы этого воздействия приходятся на различные итальянские регионы. В качестве примера можно привести итальянскую гастрономию, важной составляющей которой является её вариативность в зависимости от региона. Можно говорить об итальянской кухне в целом, однако будет очевидно, что в это понятие входит целый ряд феноменов, таких как неаполитанская кухня, сицилийская кухня, флорентийская кухня и так далее. Тем не менее, утверждать, что все воздействие итальянской культуры состоит из дробных, независимых друг от друга элементов было бы неверно. Исходя из рассмотренного выше примера, становится очевидно, что, несмотря на имеющиеся составляющие, подчас довольно сильно отличающиеся друг от друга, в каждой области итальянской культуры сохраняется некое единство внутренней культуры, позволяющее объединять все наличествующие в ней элементы в одну систему. Поэтому, невзирая на региональные отличия, мы можем говорить об итальянской кухне в целом, а не исследовать воздействие на мировую культуру отдельно флорентийской и отдельно неаполитанской кухни, при всей их несхожести.
Другим примером, призванным проиллюстрировать возможность итальянской культуры существовать одновременно в нескольких ипостасях и при этом оставаться единой может служить комедия дель арте, или комедия масок – итальянский народный театр, получивший широкое распространение в XVI-XVIII веках. В этом театре насчитывается около ста персонажей, за каждым из которых закреплена определенная маска, собственный характер и уникальная роль, которую ему необходимо играть в процессе представления. Каждый из персонажей комедии дель арте наделен атрибутами, позволяющими безошибочно соотносить его с конкретным регионом Италии. При помощи нескольких штрихов и акцентов создается узнаваемый образ, символизирующий город или область, и определяющий то, как будет вести себя определенный персонаж во взаимодействии с другими персонажами комедии. Например, такой персонаж, как Панталоне, являющийся купцом и скупым стариком, ассоциируется с Венецией, в то время как образ Скарамуччи, наделенного чертами задиры и вояки, соотносится с Неаполем. В обоих случаях персонажи являются олицетворением культурных стереотипов, господствующих внутри самой Италии относительно определенных её регионов. Тем не менее, несмотря на то, что итальянская комедия масок состоит из настолько непохожих персонажей, она является целостным явлением. Различия составляющих её масок создают саму ее суть, необходимую для её существования. Разница в характерах, мировоззрениях и поведенческих паттернах персонажей комедии дель арте создает сюжетную завязку, на которой строится все последующее действие спектакля. Можно сказать, что само существование комедии дель арте как целостного явления было бы невозможно без различия между участвующими в ней персонажами. Однако, если бы все эти персонажи действительно были настолько непохожими друг на друга, то между ними вряд ли было бы возможно какое-либо взаимодействие. Вероятно, в этом случае, как и в примере с итальянской гастрономией, можно говорить о неком внутреннем единстве персонажей комедии дель арте, позволяющем им существовать в одном пространстве, в данном случае в пространстве театра. Стало быть, существует внутреннее единство между регионами, которые эти персонажи олицетворяют.
Таким образом, можно сказать, что между итальянскими регионами всегда сохранялось внутреннее единство, удерживающее их, несмотря на все противоречивые отношения, в едином культурном пространстве и позволяющее говорить о совокупности их культурных достижений как о феномене итальянской культуры. В данном контексте феномен кампанилизма предстает в роли явления, которое позволяет регионам сохранять свою уникальность и отличие от других регионов, но в то же время парадоксальным образом помогает им не утратить внутреннюю связь между собой, поскольку его влияние на различные регионы осуществляется приблизительно по одному сценарию.
Необходимость сосуществовать в культурном пространстве, образованном множеством различных локальностей, неизбежно приводила итальянских исследователей к рефлексии на тему того, каким образом формируется, поддерживается и изменяется подобная раздробленность, и насколько она в действительности вредна или полезна. В работах некоторых исследователей тема находящегося в неоднородном, не объединенном состоянии общества затрагивается в рамках размышлений, не относящихся к Италии напрямую, однако оказывающихся релевантными по отношению к процессам, происходящим на территории Апеннинского полуострова. В качестве примера можно привести рассуждения Дж. Ваттимо. В работе «Прозрачное общество» он критикует западную идею единого направления рационального развития истории, движущейся к некой общей для всего человечества цели. Ваттимо говорит о кризисе этой идеи как о результате выхода на мировую арену множества различных народов и субкультур, каждый из которых получил возможность заявить о собственной значимости и на равных вступить в диалог с западной культурой. Он сравнивает процессы, происходящие в современном обществе, с процессами образования диалектов в языке: «если я говорю на своем диалекте, то есть существую в мире, состоящем из диалектов, то я буду также осознавать, что я пользуюсь не единственным "языком", но именно одним из диалектов среди многих» [1, с. 17]. На смену главенствующей западной рациональности в современном мире приходит множество равноправных рациональностей, ни одна из которых не признается хуже или лучше другой. По мнению Ваттимо, такое умножение точек зрения на историю, идеалы и культурные практики позволяет современному человеку освободиться от давления одной, единственной верной точки зрения, и прийти к более ясному осознанию себя и своего места в мире. Эмансипация от единого идеала приводит к ощущению «потерянности», утрате единого ориентира, ощущению неустойчивости мира и одновременно к открытию новых возможностей для установления продуктивного культурного диалога со всеми его участниками.
Можно предположить, что подобные рассуждения в какой-то степени были спровоцированы культурной ситуацией в Италии. Не случайно диалог различных рациональностей Ваттимо сравнивает именно с языковыми процессами. Язык всегда был и остается одним из важнейших инструментов формирования идентичности, и особенно близки и понятны проблемы диалектов итальянцам, для которых столкновение с языковым барьером внутри страны – каждодневная рутина. Современный итальянский язык имеет в основе тосканский диалект, то есть диалект одного из многочисленных итальянских регионов, а это означает, что большинству населения приходится быть билингвами, то есть знать официальный итальянский и местный, диалектальный. Продолжая адаптировать теорию Ваттимо под итальянскую специфику, можно сказать, что, как в случае с рациональностями различных типов, разные итальянские локальности не должны подавляться какой-то одной из них, или, тем более, уничтожаться путем унификации. Наоборот, гораздо продуктивнее сохранение имеющихся региональных различий при условии наличия между ними конструктивного равноправного диалога, стремление к которому прослеживается у Ваттимо, а не вражды. Характерной особенностью Италии является разнообразие её регионов, и сводить на нет их уже имеющиеся и потенциальные достижения представляется весьма неразумным. Уникальность феномена итальянского локализма заключается в том, что он заключает в себе одновременно и положительные, и отрицательные стороны, как уже было показано выше. Наряду с замыканием региона или города в себе и враждой с себе подобными это явление создало благотворную почву для процветания во многих областях культуры. Можно вспомнить слова М. Монтанари, который говорил об Италии как о пространстве сораздельного сознания [2, с. 270]. Одновременно сохраняя знание о себе как о представителях одной крупной культурной системы, итальянцы в то же время находят возможность выразить свою уникальность в рамках этой системы благодаря развитию своих локальных культурных участков. Подобное стремление одновременно защититься от унификации и в то же время способность осознавать себя частью единой культуры лежат в основе итальянской идентичности в целом и феномена кампанилизма в частности.
Таким образом, мы можем говорить о том, что специфика формирования итальянской культуры породила уникальный феномен кампанилизма, который, благодаря своей неординарности, сумел найти отражение не только в итальянском, но и в других европейских языках, где стал использоваться для обозначения в той или иной степени схожих явлений, имеющих место во многих странах мира. Итальянский кампанилизм можно рассматривать как двухуровневое явление, одновременно подразумевающее любовь к своему месту рождения, упор на поддержание своей уникальности, стимулирование развития своей культуры, а также стремление оберегать и защищать от разрушения собственное локальное культурное пространство и вступать в конкуренцию с другими областями. Сочетание этих тенденций дает плодотворные результаты в конечном итоге не только для самого региона, но и для всего государства, а в случае с Италией нередко и для всего общества в целом.
Список литературы:
- Ваттимо Дж. Прозрачное общество. Москва : Логос, 2002. 128 с.
- Николаева Ж.В. К вопросу о современном понимании культурной идентичности итальянцев. // Studia Culturae. 2012. № 14. С. 262-278.
- Прокаччи Дж. История итальянцев. Москва : Весь мир, 2012. 592 с.
- Старостенков С.А, Шалаева Е.В. Кампанилизм или местечковость? // Колокола и колокольчики: альманах. 2016. С. 221-226.
- Эко У. Сотвори себе врага. Москва : Corpus, 2014. 352 с.
дипломов
Оставить комментарий