Статья опубликована в рамках: XXVIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 13 января 2015 г.)

Наука: Экономика

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Салпагарова Ф.А. ИСЛАМСКИЕ НОРМЫ И БАНКОВСКОЕ ДЕЛО // Научное сообщество студентов XXI столетия. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(28). URL: http://sibac.info/archive/economy/1(28).pdf (дата обращения: 21.09.2019)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
Диплом лауреата
отправлен участнику

 

ИСЛАМСКИЕ  НОРМЫ  И  БАНКОВСКОЕ  ДЕЛО

Салпагарова  Фарида  Азрет-Алиевна

студент  экономического  факультета,  Ставропольского  государственного  аграрного  университета,  РФ,  г.  Ставрополь

E-mailms.fa95@mail.ru

Лапина  Елена  Николаевна

научный  руководитель,  канд.  экон.  наук,  доцент  кафедры  финансового  менеджмента  и  банковского  дела,  Ставропольский  государственный  аграрный  университет,  РФ,  г.  Ставрополь

E-mailviklapin2013@yandex.ru

 

Интерес  к  изучению  жизни  и  устройства  исламского  общества,  а  также  всего  исторического  наследия  исламской  цивилизации  в  настоящее  время  все  больше  возрастает,  и  это  вызвано,  прежде  всего  тем,  что  европейское  общество  и  страны  Америки  так  или  иначе  оказываются  связанными  с  теми  процессами,  которые  происходят  в  странах  Азии.  Международное  банковское  сообщество  оказывается  напрямую  вовлеченным  в  процессы,  происходящие  в  экономике  стран  данного  региона.  Исламский  банк  опирается  в  своей  деятельности  на  определенный  набор  сформулированных  шариатом  финансовых  инструментов  (институтов),  позволяющих  исламским  банкам  и  финансовым  учреждениям  работать  на  международном  банковском  рынке,  совершать  межбанковские  операции.

Экономика,  хозяйственная  жизнь  людей  является  составной  частью  их  культуры.  На  развитие  хозяйственных  форм  и  экономических  институтов  в  каждом  обществе  повлияли  явления  самого  разного  характера  (политического,  исторического,  религиозного,  социального).  Не  случайно  в  разных  странах  мира  одни  и  те  же  экономические  институты,  общие  по  своей  сути,  весьма  сильно  отличаются  друг  от  друга.

В  том  числе  это  относится  к  коммерческим  банкам  Европы,  Америки,  России  и  других  стран  и  регионов  мира.  Принципиально  отличаются  в  этой  связи  исламские  банки,  осуществляющие  свою  деятельность  на  беспроцентной  основе.  Необходимость  изучения  данной  проблемы  состоит  в  том,  что  сегодня  исламские  банки  развиваются  очень  быстро,  с  ними  приходится  считаться  многим  банкирам  и  предпринимателям  всего  мира.  Однако  большинство  из  них  с  трудом  понимают  специфику  исламского  бизнеса,  что  осложняет  их  отношения  с  исламскими  деловыми  партнерами.  До  сих  пор  исламские  финансовые  институты  остаются  во  многом  "вещью  в  себе",  несмотря  на  то  что  обладают,  по  признанию  многих  специалистов,  значительным  потенциалом.  Феномен  исламских  банков  справедливо  представляется  многим  сложным  и  многомерным.  Его  можно  рассматривать  комплексно:  в  социально-философском,  историческом,  культурном,  политическом,  психологическом,  экономическом  аспектах  [1].

Известно,  что  этика  бизнеса  предполагает  изучение  соответствия  моральных  норм  человека  нормам  деятельности  и  целям  организаций.  В  то  же  время  государства  восточного  и  западного  цивилизационного  типа  имеют  разные  системы  ценностей:  для  западной  цивилизации  характерным  является  приоритет  индивидуальных  ценностей  над  общественными,  материальных  —  над  духовными,  для  восточной  —  приоритет  общественных  ценностей  над  индивидуальными,  духовных  —  над  материальными,  стремление  к  изменению  социальной  среды  через  самосовершенствование  человека.  В  мусульманском  вероучении  особо  подчеркивается  преимущество  нравственных  ценностей  перед  экономическими  благами.

Священный  Коран  представляет  мусульманам  свод  морально-нравственных  законов,  регулирующих  поведение  в  разных  сферах  общественной  жизни,  включая  экономическую.  Это,  прежде  всего,  касается  представлений  о  собственности,  труде  как  источнике  благосостояния,  греховности  накопительства,  ростовщичества,  несправедливых  способов  обогащения,  взаимозависимости  интересов  общества  и  индивида,  а  также  вопроса  о  справедливом  перераспределении  материальных  благ  в  обществе  путем  осуществления  обязательных  и  добровольных  пожертвований  и  уплаты  различных  налогов.  Исламские  этические  принципы  определяют  индивидуальный  выбор  человека,  основанный  на  максимизации  личной  выгоды  и  выгоды  для  общего  социального  благосостояния.  Исламская  экономическая  система  признает  частную  собственность  и  рыночную  конкуренцию,  но  главным  в  ней  является  положение  о  том,  что  все  богатство  принадлежит  Богу,  который  передает  его  во  временное  пользование  человеку.  Поэтому  человек  должен  бережно  и  рационально  относиться  к  природным  ресурсам  и  сохранять  природу  для  будущих  поколений  [4].

Мораль  ислама  отрицает  любое  поведение,  которое  ведет  к  несправедливости  и  нарушению  прав  человека.  Считаются  незаконными  любые  спекулятивные  сделки,  обман,  обособление  финансовых  ресурсов  от  реальной  экономики.  В  исламской  модели  четко  оговаривается  понятие  «зульм»,  означающее  «несправедливость,  ущерб,  зло».  В  любом  запрещенном  или  порицаемом  шариатом  бизнесе  осуждается  даже  элемент  зульма,  несущий  вред  вовлеченным  в  этот  бизнес  людям  или  интересам  общества.  Вред  может  быть  явным  или  скрытым,  может  выражаться  не  только  в  имущественной  форме,  но  и  в  серьезном  нарушении  нормальной  работы  государственных  органов  или  отдельных  коммерческих  организаций.  С  целью  борьбы  с  несправедливым  и  приносящим  урон  обществу  поведением  или  бизнесом  в  исламской  экономике  запрещается  любое  незаконное  присвоение  чужой  собственности  или  дохода,  составляющее  основу  ростовщичества,  так  же  как  явно  преступные  действия  —  воровство  либо  мошенничество.

Любая  деятельность  в  исламе  должна  соответствовать  канонам  этой  религии,  в  первую  очередь,  шариату  —  своду  мусульманских  законов  и  норм.  Не  являются  исключением  в  этом  отношении  исламские  банки,  которые  всю  свою  деятельность  должны  строить  на  принципах  шариата.  Проблема  заключается  в  том,  что  среди  мусульманских  правоведов  нет  единства  по  многим,  иногда  ключевым,  вопросам.  Разные  школы  по-своему  трактуют  одни  и  те  же  положения  ислама,  в  результате  чего  деятельность  одних  исламских  банков  может  отличаться  от  деятельности  других.  Тем  не  менее,  существуют  общие  принципы,  которые  никто  не  оспаривает,  поэтому  есть  ряд  операций,  одинаковый  для  всех  исламских  банков.  В  первую  очередь  это  относится  к  беспроцентному  кредитованию.  В  исламе  есть  запрет  на  риба  (ростовщичество).  Согласно  этому  запрету,  выдача  денег  под  проценты  по  тяжести  греховной  равна  семидесятикратному  зина  (прелюбодеянию).  Следовательно,  банки,  действующие  на  исламских  принципах,  не  имеют  первого  источника  прибыли  обычных  коммерческих  банков  (разница  между  процентом  по  выданным  ссудам  и  процентом  по  привлеченным  средствам).  Однако  исламские  банки  все  равно  имеют  три  источника  прибыли,  как  и  западные  банки.  Первый  источник  получения  дохода  для  исламских  банков  состоит  в  таких  операциях,  как  «мушарака»,  «мудараба»  и  «кард  уль  хасан»  [4].

Мушарака  —  это  исламский  способ  сотрудничества  в  финансовой  сфере,  когда  две  стороны  объединяют  свои  капиталы  для  финансирования  какого-либо  проекта,  при  этом  прибыль  они  делят  в  заранее  определенном  порядке,  а  убытки  в  зависимости  от  долевого  участия  в  капитале.  Управление  проектом  может  осуществляться  двумя  сторонами  вместе  или  какой-то  одной  стороной.  Это  довольно  гибкий  вид  сотрудничества,  поскольку  способ  разделения  прибылей  и  убытков,  а  также  управление  может  быть  оговорено  заранее  сторонами  —  участницами  соглашения.  Мудараба  —  это  соглашение,  заключаемое  между  двумя  сторонами,  когда  одна  сторона  полностью  предоставляет  необходимой  капитал  для  финансирования  проекта,  а  другая  (известная  как  мудариб)  занимается  управлением  проекта,  используя  свои  предпринимательские  способности.  Прибыли,  возникающие  в  результате  осуществления  совместного  предприятия,  распределяются  в  установленном  заранее  порядке  [2].

Второй  источник  прибыли  коммерческих  банков  Запада  (операции  на  финансовом  рынке)  существует  и  для  исламских  банков,  но  в  более  ограниченной  форме.  Дело  в  том,  что  азарт  ни  в  каких  формах  шариатом  не  допускается,  поэтому  если  банк  становится  активным  игроком  на  фондовой  бирже,  спекулирует  на  разнице  курсов  акций  или  валют,  это  считается  большим  грехом.  В  то  же  время,  как  заявил  один  специалист  в  вопросах  шариата  в  беседе  с  автором,  «если  банк  приобретает  акции  для  сохранения  своих  активов,  то  есть  использует  акции  для  вложения  в  них  своих  средств,  то  в  этом  ничего  запретного  с  точки  зрения  ислама  нет».  В  связи  с  этим,  исламские  банки  занимаются  в  основном  долгосрочными  инвестициями.

Что  касается  третьего  источника  прибыли  банков  Запада  (комиссионные  сборы),  то  его  доля  в  доходах  исламского  банка  особенно  велика.

На  сегодняшний  день  исламский  банкинг  является  достаточно  быстро  развивающейся  отраслью.  Большинство  европейских  стран  выразили  заинтересованность  в  ней,  в  основном  из-за  устойчивости  в  кризисные  времена.  Причиной  тому  служит  низкорисковая  направленность  деятельности  исламских  банков,  так  как  денежные  средства  выдаются  только  на  определенный  объект,  определенную  деятельность,  что  обеспечивает  банкам  возвратность  их  денег.

Однако  данная  сфера  имеет  и  свои  проблемы,  тормозящие  ее  развитие.  Одной  из  них  является  нехватка  квалифицированных  кадров,  в  связи  с  расширением  существующих  финансовых  институтов.  Учебных  заведений,  готовящих  специалистов  данной  отрасли  очень  мало,  в  связи  с  чем  исламским  банкам  приходится  самим  заниматься  «воспитанием»  персонала.

В  связи  с  увеличением  интереса  к  исламскому  банкингу,  традиционные  банки  начали  предлагать  аналогичные  услуги,  открывая  «исламские  окна»,  что  составляет  немалую  конкуренцию  им.  Кстати,  в  последнее  время  ВТБ24  поднял  вопросы  об  открытии  «исламских»  окон  в  России.

Ввиду  неполной  правовой  освещенности  данной  темы,  Исламский  банк  развития  и  Нацбанк  разрабатывают  законопроект,  который  будет  регулировать  весь  спектр  исламского  финансирования.  Предполагается,  что  он  будет  принят  в  наступающем  2015  году.

Главным  отторгающим  элементом  данной  отрасли  является  сам  термин  «исламский  банкинг».  Опасения  угроз  радикальных  религиозных  течений,  касающихся  вопросов  финансирования  политического  «ислама»,  то  есть  путаница  в  понимании  фактического  исламского  мира  и  ее  радикальных  течений  до  сих  пор  мешают  продвижению  данной  отрасли.  Ввиду  данной  проблемы  было  внесено  предложение  замены  слова  «исламский»  на  «партнерский».

Исламскому  банкингу  определенно  еще  предстоит  пройти  через  пути  своего  становления  и  какой  вид  она  примет  в  будущем,  прогнозировать  довольно-таки  сложно.  Однако  востребованность  их  услуг  сегодня  предопределяет  успешную  карьеру  в  будущем.

 

Список  литературы:

  1. Андрианов  В.Д.  Россия:  экономический  и  инвестиционный  потенциал.  М.:  "Экономика",  2012.  —  662  с.
  2. Буруджерди  Хусейн  Таба-Табаи.  Рисале  товзих  аль-масаил.  Изд.  4-е.  Тегеран,  (без  года).
  3. Долан  Э.Дж.  и  др.  Деньги,  банковское  дело  и  денежно-кредитная  политика.  М.,  2011.  —  448  с.
  4. Керимов  Г.М.  Шариат  и  его  социальная  сущность.  М.,  "Наука",  2002,  —  224  с.

 

Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
Диплом лауреата
отправлен участнику

Оставить комментарий