Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XLIV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 05 июля 2016 г.)

Наука: Экономика

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Матвеева Е.А. ПРОБЕЛЫ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА: ВОПРОС СООТНОШЕНИЯ ПОНЯТИЙ БАНКОВСКОЙ И НАЛОГОВОЙ ТАЙНЫ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XLIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 7(44). URL: https://sibac.info/archive/economy/7(44).pdf (дата обращения: 29.12.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
Диплом лауреата
отправлен участнику

ПРОБЕЛЫ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА: ВОПРОС СООТНОШЕНИЯ ПОНЯТИЙ БАНКОВСКОЙ И НАЛОГОВОЙ ТАЙНЫ

Матвеева Екатерина Андреевна

студент 3 курса, кафедра банковского дела ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», г. Москва

Сычева Елена Ивановна

научный руководитель,

старший преподаватель кафедры налогов и налогообложения ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»,

г. Москва

Вхождение многих стран в эпоху информационного общества требует адекватного правового регулирования отношений, связанных с располагаемой обществом информацией. В российском налоговом планировании особое значение имеет регулирование использования и распространения информации, которой располагают банковские учреждения – так называемой банковской тайны.

Ввиду того, что на современном этапе банковские кредитные организации играют ключевую роль в развитии экономики, рассмотрение конфиденциальной информации банковских учреждений является актуальным. Следует отметить, что проблемы, связанные с банковской тайной, имеют в сегодняшней России как экономическое, так и политическое значение, что только подчеркивает значимость исследования данных проблем. Вопрос места этого института в отношениях между налоговыми органами и кредитными организациями в последние годы вызывает большие дискуссии, связанные, главным образом, с соотношением понятий банковской и налоговой тайны.

Первый раз понятие банковской тайны было упомянуто, когда законодатель в ст. 183 Уголовного кодекса Российской Федерации установил уголовную ответственность «за незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну» [4, с.120]. При этом, если  на тот момент времени были известны и определены законом первые две, то о банковской тайне было слышно в первый раз. Таким образом, из-за простой ошибки законодателей при составлении текста нормативного документа было введено понятие банковской тайны, которое с течением времени оформили в Налоговом кодексе Российской Федерации.

Сначала в российском законодательстве действовали нормы, обязывающие банки сообщать в налоговую информацию об открытии и закрытии счетов организаций. Однако в 2014 году широкую реакцию со стороны общественности вызвали изменения, принятые в отношении физических лиц. Их суть состояла в том, что с 1 июля 2014 года согласно ст. 86 Налогового кодекса Российской Федерации банки обязаны выдавать налоговым органам справки о наличии счетов в банке и/или об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций, индивидуальных предпринимателей, физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, нотариусов, занимающихся частной практикой, и адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, а также справки об остатках электронных денежных средств и переводов электронных денежных средств в течение трех дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа.

При этом мотивированный запрос – это типовая форма, подписанная начальником инспекции или его заместителем. Он может быть передан банку только в случае проведения мероприятий налогового контроля.

Таким образом, с момента внесения поправок банки обязали автоматически направлять в налоговые органы информацию об открытии и закрытии каждого счета или вклада физическим лицом.

Стоит обратить особое внимание на то, что принятые к законодательству изменения порождают ряд спорных вопросов.

Во-первых, банковская тайна в России практически перестала действовать, ведь налоговики вправе узнать информацию о счете любого россиянина. Это стало той причиной, по которой у населения постепенно начало исчезать доверие к отечественным банкам.

В свою очередь, для банков это нововведение означало неминуемое увеличение объемов документооборота, а также приумножение рисков, связанных с необходимостью тщательного контроля за движением денежных средств клиентов. В противном случае «могут быть применены меры и к самой кредитной организации,  которые будут выражаться в штрафных санкциях и привлечению к ответственности» [1, с. 97]. Законодатели объяснили свои действия тем, что это позволит не дать уклониться от налогов лицам, декларирующим доходы меньше фактических, как следствие, ожидается, что налоговые поступления в бюджетную систему Российской Федерации возрастут.

Более того, подобные тенденции наблюдаются во всех странах мира: объем сведений, составляющих банковскую тайну, все время уменьшается, а государство по решению уполномоченных органов может узнать о гражданине все. Ярким примером, иллюстрирующим данную тенденцию, являются требованиям FATCA (Foreign Account Tax Compliance Act), согласно которым банки других стран обязаны сообщать американским Налоговым службам (IRS) об открытии счетов гражданами Америки. Взаимодействие банка и IRS предусматривает заключение межгосударственного соглашения страны с США. По состоянию на начало 2016 года, такие соглашения заключили с США более 80 стран мира, среди которых Великобритания, Норвегия, Испания, Швейцария, Мексика, Франция, Италия Германия, Япония, Канада и другие. В 2016 году российские финансовые институты также обязаны отправить отчетность по FATCA в IRS за 2015 год по своим клиентам.

Тенденция размывания границ банковской тайны присуща и такому государству, как Украина, несмотря на состояние кризиса, присутствующую там экономическую и политическую нестабильность. Об этом свидетельствует подписанный Петром Порошенко закон №914-VIII «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины (относительно согласования норм Бюджетного кодекса с изменениями в отраслевое и налоговое законодательство)». Этим документом с февраля 2016 года разрешается раскрывать банковскую тайну по запросу Министерства финансов для проверки информации. Сюда включается данные об открытых на имя граждан счетов, операциях и остатках по ним по письменному запросу во время бюджетного процесса с целью проведения верификации и проверки достоверности информации, представленной физическими лицами для начисления и получения социальных выплат, льгот, субсидий, пенсий, заработных плат, других выплат, которые осуществляются за счет средств государственного и местных бюджетов, средств Пенсионного фонда и фондов общеобязательного государственного социального страхования.

Во-вторых, все служащие кредитной организации обязаны хранить тайну об операциях, о счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией согласно ст. 26 ФЗ от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности", но в законе нет ни слова о том, что эту тайну обязаны хранить получившие ее налоговые органы. Возникает вопрос, в какой момент банковская тайна переходит в налоговую.

Действительно, ФЗ N 395-1 "О банках и банковской деятельности" говорит о том, что руководители (должностные лица) федеральных государственных органов, организации, осуществляющие функции по обязательному страхованию вкладов, аудиторские организации, операторы платежных систем, органы, осуществляющие функции по противодействию легализации доходов,  органы валютного контроля и агенты валютного контроля, операционные центры, платежные клиринговые центры не вправе раскрывать третьим лицам сведения об операциях, о счетах и вкладах кредитных организаций, их клиентов и корреспондентов, за исключением случаев, предусмотренных законами. Также таможенные органы Российской Федерации и их должностные лица, избирательные комиссии Российской Федерации не вправе разглашать сведения, которые содержат банковскую тайну, полученные ими от кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

За разглашение банковской тайны соответствующие органы Российской Федерации и их должностные лица несут ответственность. Уголовный Кодекс Российской Федерации в ст. 183. «Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну» определяет, что в зависимости от того, какова тяжесть последствий от разглашения информации, содержащей банковскую тайну, виновному могут быть назначены следующие виды наказания:

— штраф до 1 500 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет;

— лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет;

— принудительные работы на срок до пяти лет;

— лишение свободы сроком до семи лет.

На практике наказания за нарушения прав клиентов не велики. Уголовные сроки при нарушениях прав назначаются не так часто. Нарушившего права клиентов банковского сотрудника обычно ждут штрафные санкции или увольнение.

Например, в 2014 году в городе Сосновый Бор за разглашение банковской тайны был вынесен приговор бывшему служащему местного коммерческого банка. Сотрудник злоупотребил служебными полномочиями и собрал сведения о состоянии счета одного из должников, после чего предоставил их местному ОМВД. Банковский служащий был привлечен к ответственности и впоследствии был признан виновным в совершении преступления согласно ч. 2 ст. 183 Уголовного кодекса Российской Федерации и оштрафован на сумму 15 тыс. руб.

С другой стороны, ст. 102  Налогового кодекса Российской Федерации раскрывает понятие налоговой тайны: это любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, следственными органами, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением ряда сведений, установленных законом.

При этом к разглашению налоговой тайны относится, в частности, «использование или передача другому лицу информации, составляющей коммерческую тайну налогоплательщика и ставшей известной должностному лицу налогового органа, органа внутренних дел, следственного органа, органа государственного внебюджетного фонда или таможенного органа, привлеченному специалисту или эксперту при исполнении ими своих обязанностей» [2, с. 95 ].

Ни в Федеральном законе N 395-1 "О банках и банковской деятельности", ни в ст. 102 Налогового кодекса Российской Федерации не фигурирует момент сохранения конфиденциальности информации кредитных организаций налоговиками. Более того, отсутствие соответствующих норм, регулирующих переход банковской тайны в налоговую, подразумевает отсутствие ответственности за разглашение органами налогового контроля банковских сведений. Такое положение дел в корне противоречит самой сути банковской тайны как строго конфиденциальной информации, что говорит о необходимости срочного урегулирования вопроса в законодательстве Российской Федерации.

Таким образом, исследуя динамику развития национального и международного законодательства в сфере обмена конфиденциальной информацией между уполномоченными субъектами, можно проследить тенденцию к расширению перечня оснований ограничения права на банковскую тайну.

Мир стоит на пути налоговой прозрачности. Развитые государства такие, как Швейцария и США тому яркий пример: в этих странах четко намечена тенденция приведения к прозрачности индивидуальных, а затем и корпоративных счетов.

Также следует отметить, что понятие банковской тайны было введено в Налоговый кодекс Российской Федерации вследствие ошибки, допущенной уголовными органами. Впоследствии в Налоговом кодексе Российской Федерации просто пришлось прописать, что можно открывать налоговикам банковскую тайну. Законодатели совершили ошибку, которая не была исправлена ни тогда, ни сейчас. Приведенные факты говорят о том, что вопрос соотношения институтов банковской и налоговой тайны нуждается в значительных доработках, которые следует произвести в кратчайшие сроки с целью сохранения данных банковских клиентов. В противном случае под большую угрозу ставится существование банковской тайны в России как таковой.

 

Список литературы:

  1. Гончаренко Л.И. Налоги и налоговая система Российской Федерации: учеб. пособие (рекомендовано УМО в качестве учебника). М.: ИНФРА-М, 2015. –  315 с.
  2. Малис Н. И. Налоговая политика государства: учебник и практикум для бакалавриата.М.: Издательство Юрайт, 2015. — 388 с.
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации (ред. от 29.12.2015). – М.: КноРус, 2016. – 1024 с.
  4. Официальный сайт портала Ведомости в России [электронный ресурс] — Режим доступа. –  URL: https://www.vedomosti.ru/finance/ (дата обращения 19.04.2016).
  5. Официальный сайт портала FATCA в России [электронный ресурс] — Режим доступа. – URL: http://fatca.ru/ (дата обращения 19.04.2016).
  6. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 30.03.2016). – Собрание законодательства Российской Федерации, 2016. –  2954 с.
  7. Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 05.04.2016) "О банках и банковской деятельности" [Электронный  ресурс]  — Режим  доступа: www.consultant.ru/  (дата  обращения:  19.04.2016).
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
Диплом лауреата
отправлен участнику

Оставить комментарий