Статья опубликована в рамках: XLIV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 05 июля 2016 г.)
Наука: Экономика
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
отправлен участнику
ГЛОБАЛЬНЫЕ ЦЕПОЧКИ СОЗДАНИЯ СТОИМОСТИ В РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАНАХ
В современном мире место отраслей и промышленности целой страны определяется ее местом в международном разделении труда. Научно-техническое развитие и глобализация все теснее связывают страны в глобальные сети создания стоимости. За последние десятилетия этот процесс все стремительнее ускоряется за счет развития международной торговли, уменьшения стоимости перевозок и размытия барьеров. Особенно явно усилилась роль в ГЦСС именно развивающихся экономик. Целью работы является исследование цепочек создания стоимости в растущих экономиках. К более конкретным задачам можно отнести выявление специфичных черт ГЦСС, появившихся в недавнее время, изучение изменения структуры ГЦСС в развивающихся экономиках, отслеживание переходов этапов добавления стоимости из одного региона в другой.
Увеличение роли глобальных цепочек создания стоимости(далее ГЦСС) не только меняет подход к способам создания дохода и обеспечению роста экономики, но и дает понимание того, что именно развитие ГЦСС может стать драйвером экономического роста отрасли или страны. Майкл Портер определял[1] подход к созданию ЦСС как совокупность как отдельных видов (таких как проектирование, производство, маркетинг, дистрибьюция, сервис) деятельности фирмы, на каждом из которых необходимо выявить конкурентные преимущества, издержки и добавленную стоимость. Отдельным вкладом Портера являлся его вывод о том, что не существует единого набора бизнес процессов вследствие уникальной деятельности и выпускаемой продукции каждой фирмы. Этот же подход можно применить не только к отдельно взятой фирме, но и к целой стране, или, по крайней мере, отрасли ее экономики.
Мы хотели бы обратить внимание на то, каким именно образом создаётся добавленная стоимость в ГЦСС. Современные ГЦСС очень сложны и включают этапы от добычи сырья до постпродажного обслуживания. Созданная стоимость на каждом этапе учитывается в каждой стране один раз, но после каждого этапа производства стоимость учитывается снова в глобальном экспорте. При этом чем сложнее этап производства, тем большая валовая стоимость добавляется в процессе производства. Страны с развитой экономикой находятся на этапах с высоким уровнем добавленной стоимости, используя, в основном, человеческий капитал, в то время как развивающиеся страны находятся на более простых стадиях – добыча, сборка, производство.
Стремление крупных компаний к сокращению расходов привело к переносу мощностей в развивающиеся страны. Это, в свою очередь, вылилось в увеличение доли созданной добавочной стоимости в развивающихся экономиках. Можно сказать, что сейчас происходит переломный момент в развитии ГЦСС, которые в данный момент находятся в постоянном изменении и объем изменений достаточно велик.
За последние двадцать лет объем торговли с развивающимися экономиками увеличился в два раза – с 20% мирового оборота до 40%, и рост стал еще более стремительным после выхода из рецессии 2008-2009 годов[3]. Вместе с увеличением торгового оборота растут и инвестиции в развивающиеся страны, которые в 2012 году достигли исторической отметки в 52% от всех прямых инвестиций и впервые в истории превысили инвестиции в развитые экономики. Инвестиции транснациональных компаний напрямую увеличивают долю добавленной стоимости в глобальной цепочке и долю ВВП, полученную от внешнеторговой деятельности.
Специфичная черта развивающихся экономик, которая в последние годы все сильнее проявляется в ГЦСС – фрагментация и разделение производства между различными странами. Этот процесс затрагивает практически все сферы производства, за исключением сельского хозяйства. К примеру, если раньше производство нового продукта предполагало создание новой фабрики, охватывающей весь технологический процесс, то сейчас развитие логистических путей между развивающимися странами позволило разделить производство на множество отдельных этапов, которые осуществляются в различных странах. Несмотря на это, значительная часть цепочки создания стоимости в последние десятилетия была сконцентрирована – как в географическом плане, так и в организационном. Речь идет о азиатских странах, с крупным внутренним рынком и растущей экономикой – в первую очередь Китае. Мы уже упомянули, что в данный момент происходит поворотный момент в развитии ГЦСС в мире, и он в значительной степени связан именно с крупными азиатскими производителями. Несмотря на то что промышленность Китая продолжает расти, его место в мировой экономике и ГЦСС будет, скорее всего, постепенно изменяться. Драйвер роста (в лице дешевой рабочей силы), который питал китайскую экономику многие годы, постепенно исчерпывает себя. Это закономерный процесс – китайская экономика многие годы показывала двузначные темпы роста, что не могло не отразиться на зарплатах рабочих – они росли на более чем 10% в год, и к 2014 году средняя зарплата достигла 725 долларов. Китай уже не самое выгодное место для производства – многие компании начали переносить производство в более дешевые страны, а некоторые крупнейшие американские компании, такие как General Electric и Apple строят заводы в США или соседних странах – этот процесс получил название “Re-shoring”[2].
Значит ли потеря конкурентного преимущества в виде дешевого труда то, что Китай будет создавать меньше добавленной стоимости в глобальных цепочках создания стоимости? Скорее нет, чем да. На примере Китая, как наиболее показательного, можно рассмотреть не только прямые эффекты от участия в ГЦСС, но и косвенные. Размещение в КНР огромного количества технологических производств привело к развитию технологий в стране. Так же этому поспособствовал и огромный внутренний рынок – китайские потребители не могли приобретать продукты западных компаний, производимых в Китае и это способствовало появлению большого количества китайских компаний работающих в различных сегментах. Этот процесс не остановился внутри страны, а начал экспансию в международных масштабах – на сегодняшний день, к примеру, из 5 крупнейших производителей мобильных телефонов три находятся в Китае. В общем, можно говорить о создании нового ядра ГЦСС(наряду с тремя существующими – Японией, ЕС и США), которое будет связывать страны своего региона в полную цепочку – от проектирования продукта до его создания .Схожие процессы происходили, к примеру, в Японии в середине 20 века. Здесь мы видим изменение качественной структуры создаваемое добавленной стоимости – вместо сборки продукции, в стране увеличивается роль человеческого капитала, а следовательно и более развиваются более “дорогие” процессы ГЦСС.
Китай, являясь локомотивом региона, отражает многие процессы, происходящие во всей восточной и южной Азии. Остается открытым вопрос – куда сместится производство из дорожающих азиатских стран?
В 2014 году, единственным регионом, показавшим рост притока прямых инвестиций, стала Африка. Рост инвестиций на фоне 2013 года составил скромные 5%, но это внушительная цифра, если взять во внимание, что в среднем по миру в 2014 году инвестиции сократились на 18%[4]. Долгое время африканские страны выступали в роли исключительно экспортеров сырья, получая минимальную выгоду в ГЦСС. На сегодняшний день ситуация постепенно меняется, благодаря крупным инвестициям в регион. К примеру, Западная Африка, является крупнейшим производителем какао-бобов в мире (около 70% мирового производства). На протяжении 20 века, переработка какао осуществлялась, главным образом, в бывших африканских метрополиях – Голландии и Франции. В начале 2014 года сингапурские инвестиционные фонды вложили значительные средства в какао-промышленность Кот-Д’Ивуара, и уже к 2016 году страна планирует стать крупнейшим производителем переработанного какао в мире. У африканского региона множество проблем – неразвитая инфраструктура, нестабильность, слабая финансовая структура и прочее, но плюсы в виде ресурсов, как природных, так и трудовых, привлекают все больше инвестиций.
Каково место России, как развивающейся экономики, в перспективах ГЦСС? У России высокая доля добавленной стоимости(92%), созданной в стране, что свойственно всем нефтегазовым экспортерам. Это вызвано тем, что к основному экспортируемому продукту – нефти, добавляется незначительная часть иностранной стоимости – в основном это стоимость добывающего оборудования. К сожалению, такая зависимость от топливно-минерального комплекса губительна, особенно в рамках ГЦСС. На примере, приведенном выше, можно было увидеть, как начальные этапы цепочек создания стоимости способствуют развитию промышленной среды страны, приводя ее к созданию собственных продуктов, выходящих на мировой рынок. На данный момент этот путь закрыт для России. Единственной возможностью для развития цепочек стоимости в России является создание собственных (региональных) цепочек стоимости, с ограниченным рынком сбыта. Существует множество сегментов экономики, требующих особого внимания. Навыки и инфраструктура являются очень важными элементами любой стратегии участия в цепочках создания стоимости, и очень часто это именно те области, в которых наименее развитые страны, сталкиваются со значительными проблемами, включая мобилизацию иностранных и внутренних финансовых ресурсов. Кроме того, совершенствование государственного регулирования и налоговой системы может также иметь значение.
Подводя итоги, можно сказать, что структура ГЦСС меняется. Развивающиеся страны все больше вкладываются в человеческий капитал, создавая более замкнутые цепочки внутри страны с более “емкими” этапами добавления стоимости, в это же время инвестируя в неразвитые регионы с перспективой делегировать им простейшие этапы производства.
Список литературы:
- Портер М. Конкуренция: Пер. с англ. / Под ред. Я.В. Заблоцкого. – М.: Издательский дом "Вильямс", 2001. – 495 с.
- Interconnected Economies: Benefiting from Global Value Chains // OECD – 2013. – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://www.oecd.org/sti/ind/interconnected-economies-GVCs-synthesis.pdf (дата обращения 01.07.2016)
- P. Draper The Shifting Geography of Global Value Chains // Global Summary Journal – 2013. – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://globalsummitry.oxfordjournals.org/sites/default/files/essays/Peter%20Draper.pdf (дата обращения 22.06.2016)
- P. Kowalski, J.L. Gonzalez, A. Ragoussis, C. Ugarte Participation of Developing Countries in Global Value Chains // OECD – 2015. – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL:https://www.die-gdi.de/uploads/media/OECD_Trade_Policy_Papers_179.pdf (дата обращения 12.06.2016)
отправлен участнику
Оставить комментарий