Статья опубликована в рамках: XLIV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 05 июля 2016 г.)
Наука: Экономика
Секция: Менеджмент
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ
Актуальность рассматриваемого вопроса связана с современной экономикой, которая в теоретическом и практическом аспектах, на сегодняшний день, переживает период активизации интереса к управленческому решению, которое является основой достижения результатов, в которых нуждается организация.
Управленческое решение содержит смысловое ядро, свойственное решению, но при этом предметная область проявления управленческих решений образует ряд дополнительных характеристик и трактовок. Исследование образования и развития современной концепции управленческого решения позволило получить наиболее распространенное представление об управленческом решении, которое восходит к ранним работам Ч. Барнарда и Г. Саймона. В контексте классической концепции управленческое решение должно пониматься как намеренный и рациональный выбор из существующих альтернатив, для оптимального результата. Основной опорной и смысловой точкой данного представления являются возможность и необходимость применения именно разумного выбора.
Первым и основным компонентом этой концепции стала рациональность. Сам же Г. Саймон представил парадигму, которую он назвал концепцией ограниченной рациональности, возникающей вследствие несовершенства доступной информации. Совместно с Дж. Марчем он предложил изменить отношение и к целевой оптимизации. Если лицо, принимающее решение, действует в условиях ограниченной рациональности, то и оптимизация, понимаемая как максимизация целевого результата, нереальна. Руководитель в таких условиях стремится к поиску не оптимального, а удовлетворительного результата в рамках заданных ограничений и параметров. Дж. Марч предложил говорить в отношении управленческого решения не об оптимизации, а исключительно, об «удовлетворизации». Именно удовлетворение своих, или чужих, желаний и интересов заложено в основу любых решений, принимаемых людьми в течение своей жизни.
Другая группа ученых, во главе Дж. Аллисона, критически исследовали внутриорганизационные институциональные и социальные ограничения рациональности [2]. В следствие чего, выбор, лежащий в основе управленческого решения, осуществляется в рамках смеси монотонных бюрократических процедур и политических игр, которые ведутся руководителями организации и внешними заинтересованными сторонами.
М. Коэн, Дж. Марч и Дж. Олсен предложили оригинальную модель «мусорной корзины», согласно которой принятие решения – это сочетание нескольких действий, выборов и результатов, объединенных в корреляционный поток разнородных событий [3]. По мнению этих авторов, действительная практика принятия управленческих решений слабо напоминает упорядоченную последовательность действий, направленных на осуществление рационального выбора с целью максимизации результата для организации.
Проводя переосмысление классических концепций управленческого решения, Р. Чиа отмечает, что принятие решения - это последовательный процесс, включающий совокупность действий, связанных между собой причинно-следственной связью.
Г. Минцберг и Дж. Уотерс предлагают полностью заменить рассмотрение управленческих решений анализом управленческих действий [5]. Вместо решений в центр исследований ставятся действия. Они придерживаются такой парадигме, согласно которому решения предшествуют и определяют действия организаций. Вместе с тем, достаточно сложно говорить о том, предшествовали ли действиям какие-нибудь решения, какие это были решения, как, и кем они принимались и принимались ли вообще. Мы можем утверждать лишь о возможности анализа определенных действий. При проведении ими исследований, в знак доказательства выдвинутой парадигмы, они заметили, что действия возникали без каких-либо определенных преднамеренных решений. В других случаях было замечено такое явление, что само «окружение могло принимать решение» [5]. Они также полагают, что достаточно проблематично обнаружить в организации непосредственную точку принятия решения, под которым понимается время и место принятия решения.
Г. Минцберг и Дж. Уотерс не отрицают наличие управленческого решения, но говорят о сложностях его исследования в реальном организационном контексте, их критика сводится к необоснованности общепринятых представлений о разделении мыслительной деятельности, связанной непосредственно с решением, и самого действия, и о приоритете мысли-решения над действием. В действительности, логика Г. Минцберга и Дж. Уотерса показывает, что концепция управленческого решения может легко рассматриваться не как концепция, которая отражает реальные действия управленца, а как стратегия рационализации действий, имеющие далеко не рациональный характер. Равным образом, решения могут приниматься путем осуществления тех или иных действий, а не отдельно от них. Кроме того, решения не всегда принимаются путем выбора одной из альтернатив, а посредством коллективного создания и нахождения желаемого и ожидаемого порядка действий.
В отличии от Г. Минцберга и Дж. Уотерса, которые стремились преодолеть ограничения классических представлений об управленческих решениях путем обращения к концепции действия, то А. Петтигрю предложил заменить представление о решении как об изменении [6]. Любое серьезное решение есть результат изменения привычной среды, или условий работы, в следствие которого каждый управленец должен принять разумное решение, за которым последует удовлетворительный и весьма плодотворный результат для всей компании. В своих взглядах он отталкивается от того, что современный анализ сконцентрированный на «видимой стороне принятия решений», т.е. на непосредственном выборе, точке и субъекте принятия решения, развернуто сформулированных целях.
С точки зрения Дж. Марча, теоретические рассуждения первоначально основывались на рационалистических представлениях о решении как о намеренном, последовательном и оптимизационном выборе. Но затем признание ограничений рациональности дали толчок для критической оценки сложившихся рационалистических представлений. Именно неопределенность - в центре внимания Дж. Марча.
В отличие от многих теоретиков своего времени, Дж. Марч рассматривает неопределенность не как «неизбежное зло», а как натуральную среду, иначе говоря, как характеристику самой природы управленческого решения. Он утверждает, что без неопределенности решение начисто невозможно, поскольку в противном случае отсутствовала бы какая бы то ни было потребность в принятии решения. Это в конечном итоге привело бы к тому, что все операции выполнялись бы автоматически. Марч так же говорил, что принятие решений представляет собой «высоко организованную, сакральную деятельность, обрамленную большим количеством мифов и ритуалов, в равной степени связанную с истолкованием и с выбором вариантов действий».
Каждая из рассмотренных ранее концепций имеет как положительные черты так и недостатки. Несмотря на важное значение классических представлений об управленческом решении, на сегодняшний день, существует так же, достаточное количество других взглядов на этот важный феномен управленческой действительности. Причем данные критические альтернативные взгляды выглядят хоть и небезупречно, но вполне обоснованно, как с точки зрения теории, так и с точки зрения проявления управленческого решения в практике современных организаций. Использование различных концепций управленческого решения значительно обогащает аналитический инструментарий ученого и увеличивает возможности по выработке новых представлений об управленческом решении в контексте предпринимательской деятельности. Эти представления довольно сложно сформулировать без анализа сущности предпринимательства и особенностей поведения предпринимателя, в том числе и в контексте принятия им управленческих решений.
Список литературы:
- Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. — М.: Азъ, 1992.
- Олдрич Н.Е., Ампер, Мартинес М., Предпринимательство как социальное строительство: многоуровневый эволюционный подход, Бостон: Академические издатели Kluwer, 2003.
- Чен П.С., Грин П.Г., Крик А. Предпринимательская самоэффективность, которая отличает предпринимателей от менеджеров. Журнал: Business Venturing. - 1998. — Вып. 13 (4). — С. 295-316.
дипломов
Оставить комментарий