Статья опубликована в рамках: XCVII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 11 января 2021 г.)
Наука: Экономика
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
РОССИЯ И МИР: НА ПУТИ К ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ
RUSSIA AND THE WORLD: ON THE WAY TO THE DIGITAL ECONOMY
Anastasia Samarina
master student, Department of Finance and credit, North Caucasus Federal University,
Russia, Stavropol
Elvira Rusetskaya
scientific adviser, doctor of economic sciences, professor of the Department of Finance and credit, North Caucasus Federal University,
Russia, Stavropol
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена особенностям цифровой трансформации отдельных стран мира.
ABSTRACT
The article is devoted to the peculiarities of digital transformation of the world's countries.
Ключевые слова: цифровая экономика, страны мира, цифровая трансформация, рейтинг.
Keywords: the digital economy, countries of the world, digital transformation, rating.
Информационно-коммуникационные технологии изменяют жизнь человека и интегрируются во все сферы экономики и общества, оказывая существенное влияние на экономическое развитие страны и кардинально изменяя целые отрасли. С развитием новых технологий неразрывно связано рождение цифровой экономики. Цифровая экономика ‒ хозяйственная деятельность, в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде, обработка больших объемов и использование результатов анализа которых по сравнению с традиционными формами хозяйствования позволяют существенно повысить эффективность различных видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг
Подобно тому, как неравномерно развивается экономика и общество в целом, так же неравномерно происходит и их цифровая трансформация. Политика, правовые нормы, традиции и культура, достигнутый уровень экономического развития, развитость образования и собственной технологической базы, а также многие другие факторы играют существенную роль в формировании цифровой экономики той или иной страны [1].
На данный момент все стратегии стран построения цифровой экономики представляют собой сочетание двух подходов: планового и рыночного. Рыночный подход к построению цифровой экономики предполагает, что государство создает оптимальные условия для функционирования цифровой экономики, что стимулирует бизнес к переходу в этот новый сектор. Плановый подход к построению цифровой экономики предполагает постепенное развитие инфраструктуры под руководством государства и целенаправленное «заполнение» соответствующего сектора различными хозяйствующими субъектами.
Многие развитые страны, понимая неизбежность грядущих перемен, начали сознательное движение к развитию цифровой экономики. Первыми такой курс приняли США и Китай. Вслед за ними соответствующие программы были приняты Англией, странами Европейского Союза, Австралией и другими [4].
Периодически проводятся исследования цифровой экономики разных стран мира. В своем исследовании «Digital Planet» ученые Бхаскар Чакраворти и Рави Шанкар Чатурведи провели оценку 42 стран по 236 показателям благоприятности условий ведения цифрового бизнеса. Данные, как по показателю EDDB в совокупности, так и по каждому из четырех типов цифровых платформ, в различных странах представлены на рисунке 1.
Из данных проведенного исследования следует, что США и Великобритания лидируют по всем направлениям, чему способствуют несколько преимуществ: развитость рынка, стимулирование поставок и институциональная поддержка в сфере цифровой экономики, доступность данных, а также высокие результаты в рейтинге благоприятности условий ведения предпринимательской деятельности на всех четырех видах платформ.
Среди стран ЕС группа скандинавских стран одной из первых начала использовать цифровые технологии и неизменно демонстрирует высокие результаты цифрового развития. Причин тому несколько: потребители из Северной Европы освоили сервисы подписки на цифровые новости и доступ к СМИ намного быстрее, чем в других странах, к тому же интерес к абонентскому видео по запросу остается здесь на рекордно высоком уровне. Также в этом регионе живут одни из самых опытных онлайн-покупателей: такой результат дает модель открытого правительства в сочетании с высоким уровнем доверия.
Тем не менее, на страновом уровне в скандинавской группе отмечаются значительные различия в результатах по EDDB, главным образом связанные с уровнем доступности данных. На соответствующий показатель влияет то, что в нескольких скандинавских странах действуют строгие законы о локализации и сроке хранения данных.
Противоречивые результаты показывает Китай: несмотря на то, что индекс цифрового развития определил Китай как самую быстроразвивающуюся цифровую экономику, по EDDB его балл оказался низким. Причина в многочисленных государственных ограничениях для новых и международных бизнес-инициатив, ограничительных законах и регулятивных мерах в области цифровой экономики, включая законы о локализации данных и отсутствие открытости данных [5].
Рисунок 1. Рейтинг стран по показателю благоприятности условий ведения цифрового бизнеса
Рассмотрим три важнейших развивающихся рынка ‒ Индии, Индонезии и Турции (таблица 1).
Таблица 1.
Цифровая экономика Индии, Индонезии и Турции
Индия |
Индонезия |
Турция |
Самый сильный тип цифровой платформы в Индии ‒ это фриланс-платформы, особенно в области создания программного обеспечения. 40% внештатных сотрудников в сегменте ПО и технологий ‒ из Индии. Тем не менее, Индия располагает ограниченной цифровой и физической инфраструктурой, даже несмотря на то что число пользователей интернета, имеющих доступ к мобильной широкополосной связи, быстро растет. Кроме того, частые политические преобразования, такие как недавно введенные правила электронной торговли, делают цифровую среду в стране сложной, особенно для иностранных игроков. Программа биометрической идентификации Aadhaar создала цифровое удостоверение личности для 1,2 млрд индийцев, но более масштабное внедрение программы и ее использование в частном секторе ограничено Верховным судом. Для цифрового бизнеса это означает, что трудности с аутентификацией пользователей сохраняются [5]. |
Индонезия ‒ родина сервиса совместных поездок Go-Jek (компании стоимостью от $10 млрд). Несмотря на инфраструктурные и институциональные барьеры в стране успех сервиса Go-Jek, лидера индустрии совместного потребления, подчеркивает возможности для смелых цифровых бизнес-инициатив. Удивительный пример Go-Jek ‒ скорее исключение, поскольку в стране действуют одни из самых строгих законов о локализации данных, что создает проблемы для цифрового бизнеса. Сплоченные общими интересами, промышленные группы (в первую очередь местные) успешно сдерживают реформы [5].
|
По сравнению с другими странами с развивающимся рынком Турция имеет развитую и динамичную цифровую экосистему. Однако у каждого типа платформ в стране существует множество проблем, связанных с налаживанием бизнеса, что ставит Турцию на нижние позиции рейтинга. Например, платформы совместных поездок сталкиваются с многочисленными трудностями: в Стамбуле таксисты подавали в суд на сервисы поиска попуток, а некоторые водители таких сервисов сообщали об усилении враждебности со стороны официальных служб такси. Фриланс-платформы вынуждены довольствоваться ограниченным количеством доступных специалистов и проектов. Также для Турции характерен сдерживающий гендерный фактор, касающийся всех типов платформ. По данным Всемирного банка, в Турции гендерный разрыв в доступе к финансовым услугам достигает одного из самых высоких значений в мире [5]. |
В настоящее время Россия не состоит в числе лидеров по развитию цифровой экономики по многим показателям – уровню цифровизации, доле цифровой экономики в ВВП, среднему отставанию в развитии технологий, используемых в ведущих странах. Доля цифровой экономики в ВВП России в 2-3 раза ниже, чем у ведущих стран, но ряд положительных тенденций также заметен. Один из важнейших показателей – объем цифровой экономики ‒ в последние годы стремительно растет. В России были созданы выдающиеся цифровые компании, и некоторые из них достигли международной известности. К примеру, крупнейший в мире интернет-банк «Тинькофф Банк», который не имеет филиалов; цифровые порталы и экосистемы сервисов «Яндекс» и «Mail.ru»; социальная сеть «Вконтакте»; компания, выпускающая цифровые решения безопасности ‒ «Лаборатория Касперского» и многие другие.
В последние годы цифровая экономика России получила значительный импульс. Определенных успехов добились частные компании; трансформируется рынок труда; с государственной поддержкой осуществляются беспрецедентные инфраструктурные проекты, повышающие уровень доступности цифровых услуг для граждан и компаний; развивается Интернет, мобильная и широкополосная связь. Несмотря на это, в России все еще наблюдается отставание от цифровых лидеров по ключевым показателям развития цифровой экономики.
Таким образом, у каждой страны есть свои специфические черты, которые можно использовать для дальнейшего развития цифровой экономики.
Список литературы:
- Волкова, А.А. Цифровая экономика: сущность явления, проблемы и риски формирования и развития // А.А. Волкова, В.А. Плотников, М.В. Рукинов // Управленческое консультирование. ‒ 2019. ‒ № 4. – С. 38-49.
- Сагынбекова, А.С. Цифровая экономика: понятие, перспективы, тенденции развития в России // А.С. Сагынбекова // Международный научно-технический журнал «Теория. Практика. Инновации». – 2018. ‒ №4. – С.1-13.
- Суслова, А.Н. Положение России в цифровом мире: анализ программы «цифровая экономика 2017» // А.Н. Суслова, Е.В. Ерохина // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 5. – С. 1-6.
- Коврижных, А.А. Цифровая экономика // А.А. Коврижных. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://school-science.ru/4/14/1451 (дата обращения: 27.12.2020).
- Самые цифровые страны мира: рейтинг 2019 года. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://hbr-russia.ru/innovatsii/issledovaniya/818884 (дата обращения: 27.12.2020).
дипломов
Оставить комментарий