Статья опубликована в рамках: X Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 25 апреля 2013 г.)
Наука: Экономика
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
НЕОБХОДИМОСТЬ ИМУЩЕСТВЕННОГО СТРАХОВАНИЯ ОТ КАТАСТРОФИЧЕСКИХ РИСКОВ
Кобзева Екатерина Андреевна
Ковалец Полина Александровна
студенты 4 курса 6 группы УФФ, СтГАУ, г. Ставрополь
E-mail: katrinka.kobzeva@rambler.ru
Углицких Ольга Николаевна
научный руководитель, канд. экон. наук, доцент, УФФ, СтГАУ, г. Ставрополь
Как известно, ¼ территории Российской Федерации подвержена сейсмической активности. Помимо этого, жители страны не защищены и от других природных катастроф (засухи, лесные пожары, наводнения и т. д.). В ряде последних можно отметить:
· засуха и лесные пожары летом 2011 года;
· наводнение в Краснодарском крае в июле 2012 года;
· падение метеорита в Челябинской области в феврале 2013 года.
Ежегодный экономический ущерб от чрезвычайных ситуаций составляет 1,5—2 % от ВВП, что сдерживает социально-экономическое развитие страны и её регионов [1, с. 77].
Катастрофическими рисками в страховании являются такие риски, наступление которых в соотношении «частота наступления — сила последствий» описывается как редкие явления с высокой разрушительной способностью.
Природа существует по своим правилам и порой преподносит серьёзные неприятности, чаще, чем ранее составленные прогнозы. Примером этому может послужить атлантический сезон ураганов («Катрина», «Эмили», «Вилма» и «Рита») в 2005 году: 3865 человек погибли, 130 млрд. долл. экономического убытка. Одно из сильнейших землетрясений произошло в Японии в марте 2011 года. В результате подземных толчков и цунами более 63,2 тыс. зданий были полностью или частично разрушены, погибли более 13 тыс. человек, общий экономический ущерб от стихийного бедствия оценивается в 210 млрд. долл. [3].Экономический убыток, вследствие, крымского наводнения в России в июле 2012 года составил 20 млрд. рублей [4]. Экономический убыток в результате падения метеорита в Челябинской области в 2013 году составил более 1 млрд. рублей.
На сегодняшний день мы имеем то, что государство принимает на себя риски катастроф, частично выплачивая средства на возмещение ущерба пострадавшим из резервного фонда.
В течение нескольких лет обсуждается введение обязательного страхования имущества от стихийных бедствий. Особую актуальность данная тема получила после летних наводнений в 2012 году. Премьер-министр Дмитрий Медведев поручил чиновникам разработать законопроект об обязательном страховании имущества от стихийных бедствий. Главные убытки ложатся на федеральный бюджет путём выделения денежных средств на восстановление жилья. В случае обязательного страхования жилья убытки компенсируют страховые компании, а не государство [2].
Как известно, определённые виды страхования в Российской Федерации не используются, в связи, с чем при наступлении стихийных бедствий государству приходиться выплачивать средства из бюджета. Поэтому нужно вводить новые страховые услуги для населения с низкими доходами, упрощая порядок заключения договоров и решения вопроса возмещения убытков, т. е. сделать доступными страховые услуги через использование современных технологий.
Таким образом, тема страхования и перестрахования катастрофических рисков становится всё более актуальной и чем быстрее удастся решить этот вопрос, тем спокойнее будет как государству, так и гражданам.
В последнее время растёт не только размер ущерба, но и частота катастрофических событий. Это необратимо влечёт за собой увеличение финансовых инструментов и стоимости перестраховочных программ.
Жители государства, которое полностью берёт на себя возмещение убытков какой-либо катастрофы, вряд ли изменят своё поведение по отношению к потенциальным рискам. Это и является, по словам экспертов, моральными рисками [3]. Стоимость обеспечения защиты возрастает, если жители не делают ничего для того, чтобы уменьшить свои риски.
Имущественное страхование регулирует размеры моральных рисков посредством ограничения возмещения по рискам. Выделяют две формы ограничений:
1. совместное участие в выплате (на базе сострахования);
2. франшизы.
У граждан нет стимула изменить своё отношение к рискам, так как государство помогает всем одинаково. Поскольку они получают единообразную помощь без оглядки на подверженность риску. В связи с этим почти все программы государства подвержены серьёзным моральным рискам. Государство должно разрабатывать реальные подходы к установлению размера помощи, которое оно может оказать (точно так же, как и страховая компания определяет свой лимит, для того чтобы остаться на рынке).
Опыт многих стран демонстрирует тот факт, что если государство хочет, чтобы с катастрофическими рисками могли справляться страховые программы — необходимо непосредственное участие государства в той или иной форме, для того чтобы сдерживать расходы на управляемом уровне.
Выделяют две формы государственных программ страхования от природных рисков [2]:
· государство как страховщик;
· государство как перестраховщик.
Для снижения зависимости перестрахования катастрофических рисков от международной конъюнктуры в России целесообразно формирование: перестраховочных пулов и профессиональных объединений страховщиков.
В России существует антитеррористический страховой пул, который объединяет 28 компаний. Их совокупная ёмкость по итогам 2010 года составила 1,5 млрд. рублей. Также в стране существует ядерный пул, в который входят 20 страховщиков. Ёмкость этого пула составляет 3 млрд. рублей [1, с. 81].
В настоящее время в нашей стране используется модель защиты населения — восстановление после разрушений. Страховая модель защиты — докатастрофное финансирование — развито очень слабо. Это связано с низким охватом страхованием населения страны. При желании физических и юридических лиц приобрести полис страхования от огня и прочих опасностей, страховые компании предоставляют покрытие и против рисков природных катастроф. Следует иметь в виду, что страховые организации без начального покрытия против огневых рисков не могут предоставить покрытие против отдельно взятых катастрофических рисков. Суть заключается в том, что стоимость катастрофического покрытия составляет весьма незначительную часть страхового тарифа. Страховой тариф в зависимости от региона и набора рисков может находиться в пределах от 1 до 10 % полного страхового тарифа (т. е. если страховой тариф равен 1 %, то его «катастрофическая» составляющая равна 0,01—0,1 %). Затраты на оценку риска, стоимости имущества и выпуск полисной документации превысят размер премии, получаемой от страхования только катастрофических рисков [3].
Страхование ограниченного набора рисков может существовать, если модель продажи и обслуживания договоров страхования будет экономически целесообразна. В рамках целевой программы «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в РФ до 2015 года» государством запланирован комплекс мероприятий по защите населения и объектов экономики страны от техногенных аварий и природных катастроф [1, с. 76].
Резкое снижение процента страхования имущества происходит в результате того, что государство начинает производить выплаты за потерянное в катастрофе имущества всем гражданам. Это влечёт за собой увеличение доли государственных расходов для выплаты компенсации теперь уже и новым категориям граждан.
У государства остаётся достаточно функций:
· финансирование мероприятий, связанных с устранением последствий катастроф;
· оказание безвозмездной помощи после катастроф;
· предоставление кредитов компаниям и населению на льготных условиях для восстановления имущества.
Для того чтобы частично снять груз с «плеч» государства, связанный с оказанием материальной помощи в результате катастроф, страховые компании, по мере своего развития, должны взять на себя часть данных функций.
Список литературы:
- Макарихин И.Ю. Взаимодействие государства и страховых организаций: проблемы и перспективы развития: материалы Междунар. страхового форума (8—9 июня 2011 г., г. Пермь) / Перм. гос. ун-т. — Пермь, 2011. — С. 548.
- Мельников А.А. Катастрофические риски и их перестрахование на финансовых рынках // Страховое дело. — 2009. — № 2. — С. 42—48.
- Формирование страховых механизмов компенсации ущерба от катастрофических рисков [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://www.insur-info.ru/analysis/676.html (дата обращения 01.04.2013).
- Устранение последствий наводнения в Крымске [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://ria.ru/society/20130402/930614415.html (дата обращения 01.04.2013).
дипломов
Оставить комментарий