Статья опубликована в рамках: VII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 31 января 2013 г.)
Наука: Экономика
Секция: Маркетинг
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
OCOБEННOCТИ МАРКЕТИНГА В ЧЕЛЯБИНСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ТЕАТРЕ ЮНЫХ ЗРИТЕЛЕЙ
Спиридонова Анна Алексеевна
студент 2 курса, кафедра управления и бизнеса, « ЮУИУиЭ», г. Челябинск
Е-mail:
Позднякова Жанна Сергеевна
научный руководитель, старший преподаватель кафедры « Управления и бизнеса», « ЮУИУиЭ», г. Челябинск
В нacтoящee время в области театрального искусства сформирована определенная рыночная обстановка, предложение спектаклей превышает спрос на них со стороны зрителя, при том, что престиж сценического искусства и заинтересованность снижаются.
Часто культуру обходят стороной: зритель, когда выбирает время проведения досуга — отдавая предпочтение клубам и барам, а лица, представляющие государственную власть — в вопросах финансирования. Именно поэтому появляется, как нам кажется, актуальная проблема использования маркетинга в социально- культурной деятельности, поэтому и необходимо задуматься о том, как правильно использовать маркетинг и нужно ли это делать вообще.
В настоящее время в области работают 15 театров: 6 государственных и 9 муниципальных, в том числе 8 драматических театров, 3 театра кукол, 2 театра оперы и балета, театр юного зрителя, театр современного танца. Сеть театров в Челябинской области в расчете на 1 млн. жителей — 4,3 театра, что выше среднероссийского показателя — 3,2 театра. Объектом нашего исследования стал Челябинский театр юного зрителя.
Судя по статьям в интернете и газетным заметкам, можно сделать вывод о том, что сегодня театр делает большую ставку на рекламу и пропагандирование себя не только в городе Челябинске, но и в других городах России.
Продолжая лучшие традиции театрального искусства, Челябинский государственный Театр Юных Зрителей более сорока лет вносит посильный вклад в развитие театральной культуры города.
С 2002 года театр работает по программе «ТЮЗ — современный театр для всей семьи» в рамках проекта «Театра и мир», задача которого найти альтернативу телевизионной и «популярной» культуре. За воплощение данного проекта в 2004 году театр получил гранд мэра Челябинска В.М. Тарасова «Признание».
За годы своего существования коллектив театра участвовал более чем в 28 театральных фестивалях международного и всероссийского уровня, лауреатом которых становился неоднократно.
Продолжение плодотворной работы коллектива театра напрямую связано c доброй волей меценатов и cпoнcoрoв.
Сегодня спонсоринг в области искусства — это совместная работа с представителями или организациями культуры. Данный вид спонсоринга не пользуется особой популярностью и составляет около 25 % от общих затрат на спонсоринга.
Это вызвано определенными причинами:
1. Численность зрительской аудитории невелика;
2. Средства массовой информации недостаточно оповещают аудиторию о событиях и мероприятиях в сфере искусства;
3. Общество негативно относится к связи искусства с предпринимательством, например с рекламой;
4. Высок уровень индивидуализации искусства, что требует относительно дорогих индивидуальных спонсорских мероприятий;
Получается, что в условиях рыночной экономики маркетинг приобретает особую актуальность, так как театры вынуждены искать альтернативы государственным источникам финансирования и для этого привлекают денежные средства от населения, коммерческих и некоммерческих организаций внутри страны и за рубежом.
На сегодняшний день Театр Юных Зрителей предлагает ряд проектов для участия сторонних организации в финансировании:
· Спектакли ТЮЗа;
· Фестивальные и гастрольные поездки (Россия, ближнее, дальнее зарубежье);
· Новые программы для детей, семинары, мастер-классы и т. д.;
· Проведение фестивалей, конкурсов, концертов детских творческих коллективов;
Так же существуют социальные программы:
· Организация и проведение благотворительных концертов для детей-сирот, для детей из малообеспеченных семей, для инвалидов и ветеранов;
· Благотворительные концерты в детских домах, больницах, исправительно-трудовых колониях;
· Оказание помощи и поддержка одаренным детям: направление их на конкурсы и фестивали, на консультации и мастер-классы, на участие в совместных проектах с мастерами искусств;
ТЮЗ, в свою очередь, для социальных партнеров театра предоставляет следующие УСЛУГИ:
1. Рекламно-информационная поддержка:
· Размещение логотипа партнеров на театральной афише (размещается на театральных тумбах и в местах большого скопления людей);
· Размещение логотипа в программках (реализуется среди зрителей);
· Размещение рекламного банера социального партнера на площадке проведения какого либо мероприятия (выезд, стационар);
2. Театральное (концертное) обслуживание подшефных учреждений предприятия;
3. Предоставление в аренду помещения театра для конференций, собраний и т. д.
4. Участие творческих сил в рекламных акциях;
5. Творческие встречи в кафе театра.
На сегодня молодежный театр готов предложить стать социальным партнером, и взять на себя ответственность перед финансирующей стороной. Театры всё чаще расширяют сферу предлагаемых услуг с единственной целью извлечения прибыли, происходит это в условиях недостаточного финансирования.
Наиболее успешно спонсорская работа проводится в таких сферах, как телевидение и эстрада.
Применение маркетинга в сфере театрального искусства сегодня наталкивается на ряд проблем, которые вызваны спецификой данного рода услуг, ведь продается не только продукт коллективного творчества, но и обеспечивается духовное развитие личности зрителя.
В то же время сегодня можно констатировать противоречие между ролью, которую отводит общество театральному искусству в качестве духовного, культурно-нравственного и художественного воспитания человека, и реальным местом театрального искусства в повседневной жизни населения, поскольку к театру начинают относиться как к средству развлечения и проведения досугового времени, при этом утрачивается его значение в духовном и эстетическом состоянии человека.
Элементы маркетинга приемлемы в театральном искусстве, но не полный их комплекс в классической трактовке удовлетворения спроса. Комплекс маркетинга формируется исходя из того, что:
1. Предлагается зрителю (репертуар);
2. Цены на билет (не выше 500 руб.);
3. Заинтересованности зрителя и его желание вернуться вновь;
У театра всё чаще появляется проблема, которая выражается в том, что необходимо укрепить устойчивость своего положения на рынке культуры в условиях конкуренции, так же возникает проблема поиска и привлечения зрителя, для этого выбираются различные средства.
Но это может привести к гибели театра, хотя и сохранит при этом само театральное заведение, которое заняло устойчивое положение в современных рыночных отношениях. Основной задачей для театра как учреждения становится воспитание зрителя, улучшение духовной стороны его жизни.
Театр может достаточно эффективно использовать разработку имиджа, фирменного стиля театральной организации, маркетинговые коммуникации с целью стимулирования зрительского спроса такие как: реклама, работа с СМИ, система связей с общественностью, пропаганда.
Любое событие, чтобы выделятся из числа подобных должно удивлять, заинтересовывать и вдохновлять не только своих участников, но и зрителя.
Театральное учреждение должно ориентировать свою работу на решение социальных, благотворительных, культурно-просветительских, научно-исследовательских задач, привлекая для этого различные формы общественной и государственной поддержки.
Так же проведение социальных исследований в области театрального искусства, исследований социально-культурной деятельности и досуга населения, исследований по проблемам коммуникации может принести пользу театру, так как создание благоприятных условий для приобщения населения к искусству невозможно без развернутого и объемного изучения cпрoca на театральные услуги.
Спонсору(если это спонсор, а не меценат) нужен доступ к потоку потенциальных клиентов, поэтому необходимо ознакомить его с репертуаром театра. Например, если спектакль для школьников — то можно рекламировать книготорговую сеть, торгующую, в том числе учебниками и канцелярией.
Есть шанс доказать, что такое размещение для спонсора выгоднее, чем просто реклама в СМИ или наружная реклама — шансы возрастают, то есть в этом случае это не «благотворительность», а «оптимизация расходов на рекламу».
Главное не наткнуться на того для кого театралы вообще и его зрители в частности целевой аудиторией не являются — шансы нулевые или отрицательные.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что маркетинг и театр, вполне совместимые понятия, но к их взаимодействию необходимо относиться внимательно, с учетом специфики услуг, предоставляемых театром, конечно, не забывая о его нравственной и духовной роли.
Списоклитературы:
- Bradford H. A new framework for museum marketing// in: The museum profession: internal and external relations / Ed. Kavanagh Gaynor. — Leicester: Leicester University Press, 1991. — P. 93.
- Bradford H. A new framework for museum marketing// in: The museum profession: internal and external relations / Ed. Kavanagh Gaynor. — Leicester: Leicester University Press, 1991. — P. 95.
- Museum Strategy and Marketing: Designing Missions, Building Audiences, Generating Revenue and Resources / Ed. by N. Kotler and P. Kotler. — San Francisco: j25sey-Bass Publishers, 1998. — P. 67.
дипломов
Комментарии (10)
Оставить комментарий