Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LXXXVII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 02 марта 2020 г.)

Наука: Экономика

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Хитрецова А.М. СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ: ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ В АУДИОВИЗУАЛЬНОЙ СФЕРЕ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. LXXXVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(87). URL: https://sibac.info/archive/economy/3(87).pdf (дата обращения: 08.12.2021)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
Диплом Выбор редакционной коллегии

СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ: ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ В АУДИОВИЗУАЛЬНОЙ СФЕРЕ

Хитрецова Алиса Михайловна

студент, продюсерский факультет ФГБОУ ВО «Всероссийский государственный институт кинематографии имени С.А. Герасимова»,

РФ, г. Москва

Научный руководитель Ланина Лилия Анатольевна

канд. экон. наук, доц., продюсерский факультет ФГБОУ ВО «Всероссийский государственный институт кинематографии имени С.А. Герасимова»,

РФ, г. Москва

SPECIAL TAX REGIMES: POSSIBILITIES OF APPLICATION IN AUDIOVISUAL SPHERE

 

Hitretsova Alice Mikhaelovna

student, production faculty All-Russian state Institute of cinematography named after S.A. Gerasimov,

Russia, Moscow

Lanina Liliya Anatolyevna

supervisor, PhD. steward. associate Professor, production faculty All-Russian state Institute of cinematography named after S.A. Gerasimov,

Russia, Moscow

 

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются возможности выбора снижения налоговой нагрузки для организаций аудиовизуальной сферы с использованием специальных налоговых режимов.

ABSTRACT

The article considers the possibilities of choosing to reduce the tax burden for organizations in the audiovisual sphere using special tax regimes.

 

Ключевые слова: специальный налоговый режим, аудиовизуальная сфера, кинематография, кинопрокат, кинопоказ.

Keywords: special tax regime, audiovisual sphere, cinematography, film distribution, film screening.

 

Особенностью аудиовизуальной сферы в настоящее время является наличие большого числа субъектов хозяйственной деятельности, отличающихся социальной неоднородностью, масштабом бизнеса, различным правовым статусом.

При этом наибольшую долю в аудиовизуальной сфере составляют организации, непосредственно осуществляющие создание аудиовизуального произведения. Так, по данным Федеральной налоговой службы по состоянию на 01.01.2019 года количество юридических лиц, осуществляющих экономическую деятельность по основному коду общероссийского классификатора (ОКВЭД 2) 59.1 «Производство кинофильмов, видеофильмов и телевизионных программ» составляет 10 240 организаций [2].

Деятельность в области производства аудиовизуального произведения можно характеризовать как отличающуюся высоким уровнем затрат. На этом фоне одним из путей оптимизации затрат для аудиовизуальной организации является возможность выбора вариантов уплаты налогов. 

Перечень налогов, подлежащих уплате, объекты обложения, порядок исчисления налоговых баз и сумм налогов, ставки и другие элементы налогов и сборов определены законодательно, и у налогоплательщиков, как правило, для выбора нет вариантов. Но в ряде случаев у них имеется возможность принятия решений, результаты которых будут способствовать снижению налоговых обязательств или иметь другие выгоды в налогообложении. Для этих целей государством были введены специальные налоговые режимы.

Российское налоговое законодательство предусматривает шесть специальных налоговых режимов: единый сельскохозяйственный налог, упрощенную систему налогообложения, систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции, патентную систему налогообложения и, введенный с 2019 года, налог на профессиональный доход.

Практически все виды специальных налоговых режимов предусматривают уплату только одного обязательного платежа. Это существенно упрощает документооборот и отчетность, особенно удобно применение этих режимов в части возможности избежать налогообложения по НДС, так как это достаточно сложный в применении и расчете сбор в пользу государства.

Специальные налоговые режимы, в большинстве своем, являются мерой поддержки малого предпринимательства в целях снижения налоговой нагрузки и упрощения налогообложения.

Из всех существующих в настоящее время форм специальных налоговых режимов наиболее востребованным является упрощенная система налогообложения (УСН).

 

Рисунок 1. Количество налогоплательщиков РФ, представивших налоговые декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, тыс.ед.

Составлено по данным Федеральной налоговой службы [3]

 

Для применения режима УСН организации должны соответствовать ряду параметров:

  • доход за год не должен превышать 150 млн. руб.;
  • количество штатных сотрудников – не более 100 человек;
  • остаточная стоимость основных средств – не более 150 млн. руб.;
  • доля участия других организаций должна быть не более 25%;
  • у организации не должно быть филиалов.

К плюсам данного налогового режима стоит отнести и менее трудоемкое ведении финансовой отчетности (ведение КУДиРа вместо полного бухгалтерского, налогового и управленческого учетов), отсутствие налога на прибыль, на имущество (за исключением недвижимости, имеющей кадастровую стоимость), а также нет уплаты и НДС. Все это однозначно удобнее системы ОСНО и для организаций кинематографии, в том числе.

В первую очередь, такой режим налогообложения приемлем для небольших рекламных и клипмэйкрских студий, делающих рекламные и социальные ролики, презентационные и корпоративные видеофильмы. Также этим параметрам могут соответствовать небольшие студии компьютерной графики и анимации, студии разработки веб - проектов, продюсерские центры, студии обработки пленки (прежде всего оцифровки пленки, такие, как «Топ Кадр», например), компании, создающие видео – контент, предназначенный для сети Интернет. К этой же группе следует отнести киностудии, осуществляющие производство документальных фильмов и художественных фильмов с небольшим бюджетом (авторское кино).

К особенностям деятельности таких аудиовизуальных организаций следует отнести:

  • штатную численность работников, как правило, от 5 до 50 человек, работающих на постоянной основе;
  • небольшие обороты, так как, например, создание клипов и рекламных роликов не сравнимо по затратам с большим кинопроизводством;
  • остаточные средства после начисления амортизации, в подавляющем большинстве случаев, вряд ли дойдут до цифры 100 млн. руб., так как у таких организаций нет имущества в таком количестве и качестве, чтобы сначала его купить, а потом еще и амортизировать.  Зачастую эти небольшие организации, которые практически все берут в аренду, не имея собственности в больших объемах;
  • небольшой уровень дохода. Как правило, за съемку клипа доход составляет от 500 тыс. руб. до 5 млн. руб., что за год вряд ли может превысить порог в 150 млн. руб.

Что касается организаций, чья сфера деятельности включает кинопрокат (дистрибуцию), то для основных российских дистрибьюторов характерна большая выручка. Как правило, такие компании покупают права на показ сразу нескольких аудиовизуальных произведений, образуют из этого пакет фильмов и продают их кинотеатру. Так, например, дистрибьютор Disney, который работает совместно с Sony, может продать сразу большой пакет фильмов, где были бы фильмы и первой, и второй компании. Помимо этого, дистрибьютеры - мэйджоры также постоянно получают большую выручку от проката фильмов, популярных блокбастеров: от 10 до 15% с каждого фильма, что превышает порог в 150 млн.руб. за год.

Источник доходов основных российских дистрибьюторов можно проиллюстрировать следующими данными:

Таблица 1.

Кассовые сборы основных российских дистрибьюторов в 2019 году

№ п/п

Наименование организации

Сумма сборов, млн.руб.[6]

1

Уолт Дисней Студиос Сони Пикчерс Релизинг (WDSSPR)

17 106 964

2

КАРО ПРЕМЬЕР / КАРОПРОКАТ

10 924 251

3

ЦЕНТРАЛ ПАРТНЕРШИП

7 101 165

4

ДВАДЦАТЫЙ ВЕК ФОКС СНГ

5 717 356

5

НАШЕ КИНО

1 818 466

6

ВОЛЬГА

1 307 770

7

БАЗЕЛЕВС

804 084

Составлено по данным Kinobusiness.com [6]

 

Но среди прокатчиков присутствует небольшая группа дистрибьютеров, осуществляющая прокат авторского кино, с небольшим объемом дохода в силу специфики этого вида проката. Например, ООО «ПилотКино», специализирующееся на прокате итальянских художественных, документальных и короткометражных фильмов, с объемом выручки (сумма дохода за 2018 год – 198 тыс. руб.) [5].  Или ООО «ПРОвзгляд», специализирующееся на прокате фестивального кино и осуществлявшее прокат таких фильмов как «Кислота» и «Аритмия» (сумма дохода за 2018 год - 20 762 тыс. руб.). Для таких организаций аудиовизуальной сферы наиболее удобным является УСН, позволяющий уменьшить налоговую базу и упростить ведение бухгалтерского учета.

Организации кинопоказа также необходимо разделить на две отдельные группы, кардинально различающиеся по объемам своей деятельности: на киносети и отдельные кинотеатры.

Киносети, как правило, отличаются высокой выручкой. Например, выручка за год киносети Синема Парк в среднем составляет более 9 млрд. руб., Киномакс - более 3 млрд.руб., Каро фильм – свыше 1 млрд.руб.. Помимо этого, данные киносети имеют филиалы в других городах.

Что касается отдельных не сетевых кинотеатров, то в большинстве своем они находятся в регионах с численностью населения до 100 тыс. человек.   Годовой оборот таких организаций составляет менее 50 млн. рублей в год, среднесписочная численность работников – не более 30 человек. Естественно, в данном случае им тяжелее вести затраты по общей системе налогообложения. И для таких организаций режим УСН будет гораздо удобнее.

Киноиндустрия сегодня – это, в первую очередь, люди. В сфере кинопроизводства заняты профессионалы более 100 специальностей. Большинство специалистов привлекается кратковременно, только для работы в рамках конкретного проекта на условиях гражданско-правового договора. И, помимо небольших организаций аудиовизуальной сферы, режим УСН особенно применим для ряда специалистов аудиовизуальной сферы: для автора фильма, оператора – постановщика, художника – постановщика, художника по костюму, по гриму и т.д. Как правило, главное в их работе: это создание интеллектуальной собственности и воплощение ее в жизнь. То есть это работа, где важен результат деятельности. Поэтому в данном случае продюсеры заключают с ними не трудовые, а временные гражданско – правовые договоры в рамках работы над конкретным фильмом. И наиболее приемлем вариант отношений, когда эти специалисты зарегистрированы как индивидуальные предприниматели с УСН.

Необходимо отметить, что специалисты аудиовизуальной сферы могут применять в качестве специального режима и патентную систему налогообложения, законодательно доступную в настоящее время только для ИП. Но этот вид специального налогового режима подходит только некоторым специальностям аудиовизуальной сферы. Так, непосредственно деятельность по съемке, транспортировке и показу фильма запрещена, но разрешена, например, деятельность, связанная с пошивом одежды (костюмов), услуги фото и кинолабораторий, парикмахерские и косметические услуги (услуги гримеров), стереофоническая и монофоническая запись речи (услуги звукозаписывающих студий). Соответственно, ограничения по профессиям уменьшает востребованность патентной системы в аудиовизуальной сфере.

Таким образом, можно сказать, что для большинства крупных киностудий, дистрибьютеров и кинотеатров, создающих и прокатывающих большое кино, специальные налоговые режимы не подходят: слишком большие обороты, штат, основной капитал. Однако для небольших продюсерских центров, клипмэйкерских и дистрибьютерских компаний, не сетевых кинотеатров специальные режимы – это возможность сократить налоги и вести упрощенную форму финансового отчета (КУДиР). И самым оптимальным из всех режимов является УСН: оптимальный годовой объем доходов, более обширный перечень видов деятельности, возможность создания совместных проектов, привлечение ресурсов.

 

Список литературы:

  1. Федеральный закон «Налоговый кодекс. Часть 2» от 05.08.2000 № 117-ФЗ. // СПС КонсультантПлюс. [Электронный ресурс] - Режим доступа - URL: http://www.consultant.ru / (дата обращения: 11.12.2019)
  2. Отчет о результатах контрольного мероприятия «Проверка целевого и эффективного использования в 2017–2018 годах и истекшем периоде  2019 года средств федерального бюджета, внебюджетных источников и федеральной собственности, направленных на государственную поддержку производства, проката и показа отечественной кинопродукции и анимационной отрасли». // Бюллетень Счетной палаты РФ – 2019, № 10 (262). [Электронный ресурс] - Режим доступа - URL: http://www.ach.gov.ru (дата обращения: 16.01.2020)
  3. Данные по формам статистической налоговой отчетности. Отчеты по форме 5 - УСН.// Официальный сайт Федеральной налоговой службы. [Электронный ресурс] - Режим доступа - URL: https://www.nalog.ru/ (дата обращения: 15.01.2020)
  4. Электронный сайт Бухгалтерский учет. Налоги. Аудит. [Электронный ресурс] - Режим доступа - URL: https://www.audit-it.ru (дата обращения: 16.01.2020)
  5. Интернет-портал «Зачестныйбизнес». [Электронный ресурс] - Режим доступа - URL: https://zachestnyibiznes.ru/about (дата обращения: 20.01.2020)
  6. Электронный журнал «Кинобизнес». [Электронный ресурс] - Режим доступа - URL: https://www.kinobusiness.com/ (дата обращения: 16.01.2020)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
Диплом Выбор редакционной коллегии

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом