Статья опубликована в рамках: LXXIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 14 января 2019 г.)
Наука: Экономика
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ПРОБЛЕМЫ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ
Проблема теневой экономики появилась давно. Предпринимателей и наемных работников толкают в тень разные причины: недоверие к государству, неуверенность в будущем, нежелание делиться доходом и даже нехватка амбиций.
В 2017 году 25 августа были опубликованы результаты опроса «Динамика «теневой» занятости работников», проведенного в июне 2017 года Центром социально-политического мониторинга Института общественных наук. Согласно результатам исследования, доля граждан, вовлеченных тем или иным образом в некриминальный теневой рынок труда, составляет 44,8 % от общего количества занятого населения. В 2016 году этот показатель составлял 40,3 %.
Рост доли трудящихся в теневой зоне обусловлен следующими причинами, на которые следует обратить особое внимание. Выделяют семь основных.
1. Традиционное понимание российским бизнесом налога как расхода. Российские предприниматели не оформляют сотрудников в штат, поскольку они не хотят платить налоги в бюджет, воспринимая их как бизнес-расходы. Это принципиально неправильно. Налоги — это отчисления, из которых сам бизнес может впоследствии получать отдачу в виде возможности использования социальной сферы, инфраструктурных проектов, субсидий и многих других.
2. Краткосрочный характер самого бизнеса. Люди не привлекаются в штат, так как многие компании не видят себя через два-три года в бизнесе. Такая модель предполагает, что бизнес имеет краткосрочный эффект — положительный денежный поток. Причем это реальные бизнес-структуры, которые просто не планируют свое долгое существование. Сотрудников не оформляют, платят в конвертах, объясняя, что у компании нет будущего, есть конкретная задача или сделка, после завершения которого все расходятся. 3. Неуверенность бизнеса в собственной стратегии. Да, многие предприниматели создают долгосрочные бизнес-модели, но они не уверены, насколько успешными будут продажи и развитие. В этом случае они прибегают либо к аутстаффингу, либо к сотрудникам на договоре ГПХ (гражданско-правового характера), либо не оформляют сотрудников. Эти меры снижают расходы бизнеса, особенно в первый период вывода компании на рынок.
4. Нежелание бизнеса находиться со своими сотрудниками в официальной законодательной среде. Это важная причина для «серого» трудоустройства. Гораздо легче увольнять, штрафовать и принимать решения о сокращении сотрудников, без каких-либо обязательств перед ними. Дело в том, что степень информированности сотрудников об их правах постепенно возрастает, уровень грамотности и требовательности также увеличивается, при этом часто сотрудники переходят на режим «ты мне — я тебе», дозируя производительность в строгом соответствии с их собственным пониманием справедливости оценки стоимости их труда. Это приводит к конфликтам.
5. Явление корпоративного предпринимательства. Сегодня ситуация, когда обычные сотрудники компании оказываются авторами изобретений, технологий и инноваций, очень распространена. Корпоративное предпринимательство предполагает, что работа сотрудника и организация, в которой он работает, владеют результатами интеллектуальной работы работника. Если сотрудник не оформлен, но издает творческие идеи и предложения, он не сможет доказать свое авторство, поэтому сейчас очень часто недобросовестные бизнесмены, которые умышленно не оформляют отношения с творческими работниками, чтобы учесть их изобретения и все возможные инновации.
6. Нежелание самих рабочих оформляться. Другими словами, это когда человек, работающий официально предоставляет сторонние услуги. С другой стороны, работник получает вознаграждение, которое не облагается налогом. Большинство компаний негативно воспринимают такую новость. По оценкам, согласно закону, около 10-15 % людей, официально оформленных предоставляют услуги на стороне и лишь единицы делают это в форме ИП.
7. Нежелание самих бизнесменов оформлять ИП и входить в группу самозанятых. Размер таких ИП настолько микроскопичен - скажем, 200-400 тысяч рублей в год. В этом случае формальности, связанные с индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, бухгалтерия и т. д., введут компанию в убыток. Нецелесообразность таких предпринимателей идти в белую зону диктуется собственным потолком прибыльности и нежеланием развития, которое они ставят перед собой [1]
Проблема в том, что бизнесу нужна информация о том, каким способом и на какие проекты государство расходует налоговые сборы и как бизнес может воспользоваться результатами инвестирования государством налоговых отчислений. Если у нас будет: полная прозрачность государства, осведомленность бизнеса о «налоговых инвестициях», — то со временем трансформируется и отношение бизнеса к налогам. Они станут восприниматься как добротные инвестиции, которыми бизнес может пользоваться впоследствии. И это не просто теория, а практика современных развитых экономик.
Вопросы борьбы с нелегальной экономикой достаточно остро обсуждаются экономистами и экспертами на протяжении многих лет. Общепризнанное понятие «теневая экономика» отсутствует, но несмотря на это, данное явление проявляется в различных формах и видах. Существование теневого сектора экономики — проблема комплексная, она имеет не только экономические, но социальные, политэкономические и даже психологические причины [5].
Итак, к самозанятым гражданам в целях налогового учета, относятся лица: лично оказывающие услуги физическим лицам для личных и домашних нужд; не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей; получающие доход самостоятельно, т.е. вне трудовых отношений; не использующие наемный труд.
Неразрешимость ситуации и сложность вывода этих миллионов граждан из тени вызвана не только стремлением избежать уплаты налогов, но и объективными причинами: высоким уровнем безработицы; финансовой нагрузкой на работодателей по выплате страховых взносов, из-за чего они стремятся нанимать нелегальных работников или доплачивать зарплату в конвертах; значительными суммами обязательных фиксированных взносов ИП за себя (в 2018 году – минимум 32 385 рублей), которые надо платить, даже если дохода от бизнеса нет; постоянным изменением пенсионного законодательства и отсутствием гарантии достойной пенсии.
Все это приводит к том, что граждане не особо надеются на государство в финансовых вопросах и самостоятельно находят источники получения дохода.
Самозанятость населения в основном распространена в сфере бытовых услуг и мелкой торговле. Почему выбираются именно бытовые услуги, понятно. Во-первых, есть достаточное количество тех, кому эти услуги нужны. Во-вторых, заказчики не требуют от исполнителя документального подтверждения, а часто и высокого качества услуг.
Если же говорить о торговле, то часто это группы совместных закупок (которые, по закону, могут организовывать только индивидуальные предприниматели, а не обычные физлица) или продажа штучного товара через Авито или сайт-одностраничник. Все-таки обычные торговые точки находятся под контролем ФНС и Роспотребнадзором, поэтому нелегальных продавцов здесь мало. [7]
Сегодня Россия входит в пятерку крупнейших теневых экономик, занимая четвертое место в рейтинге, в который входят 28 стран. По данным Международной ассоциации дипломированных сертифицированных бухгалтеров (ACCA), её объем составляет 33,6 триллиона рублей, или 39 % ВВП страны в прошлом году. Показатель теневой экономики в России является одним из самых высоких в мире, он почти на 84 % выше, чем в среднем в мире. Только Украина (46 % ВВП, или 1,1 трлн. Грн.), Нигерия (48 % ВВП) и Азербайджан (67 % ВВП) имеют большую экономику в тени. На пятом месте - Шри-Ланка с показателем 38 %. Эксперты определяют теневую экономику как экономическую деятельность и доходы, получаемые от нее, которые находятся за пределами системы государственного регулирования, налогообложения или надзора. Самые низкие показатели объема теневого сектора к концу 2016 года были установлены в США (7,8 % ВВП), Японии (10%) и Китае (10,2 %).
Доля теневой экономики в глобальном ВВП составила в 2016 году 22,66 %, подсчитала АCCА. В ближайшие годы доля теневой экономики будет сокращаться: до 22,1 % в 2020-м и 21,4 % в 2025 году, прогнозируют эксперты. [3]
Рост теневой занятости по большей части обусловлен расширением неоформленной дополнительной занятости граждан. «За последний год число работников, имеющих неофициальную дополнительную работу (доходное занятие), возросло с 30,4 % до 35,5 %», — приводятся в исследовании слова автора, директора Центра социально-политического мониторинга Института общественных наук РАНХиГС.
В теневую экономику людей подталкивают низкие доходы, которые наблюдаются в последние годы. На рынке труда небольшое количество предложений официальных рабочих мест с достойной оплатой труда, поэтому люди находят себе подработку, на которой официально не оформляются. Следует отметить, что в 2017 году доля людей, занятых неофициально на основной работе, составляет 12 %, что на 3 % больше, чем в 2006 году. [6]
По данным Центра социально-политического мониторинга РАНХиГС: растет доля сотрудников, для которых не имеет значения, официальная у них работа или нет. В первую очередь для них важно, «чтобы платили деньги». В 2016 году таких работников было 26,7 %, а в 2017 году — уже 36,8 %. Такие факторы, как страх наказания за неуплату налогов, а также гарантии пенсионного и социального обеспечения для таких людей вторичны.
Согласно статистике, рост средней зарплаты россиян в январе – июле в реальном выражении составил 3 %. В номинальном выражении речь идет о 7,5 %. [4]
Одной из наиболее успешных мер по борьбе с теневым сектором является также создание добровольных программ выхода из тени для крупных предприятий. Акцент в таких программах делается на уменьшении штрафов при добровольном выводе средств из оффшорных компаний. Ключевыми элементами стимулов являются высокий уровень ответственности за нарушение налогового законодательства и значительно более легкое наказание в случае добровольного «признания». В частности, смягчение наказания может выражаться как в уменьшении денежных штрафов, процентов и пеней, так и в отмене уголовной ответственности за нарушителей. [5]
Борьба с теневым сектором в России должна основываться на базовом принципе: сложность мер и одновременность работы по всем направлениям борьбы за уход в тень. Комплексный подход, основанный на взаимодополняемости экономических, административных, правовых и образовательных средств борьбы, а также одновременном и скоординированном продвижении во всех основных областях противодействия теневой экономике, является ключевым условием создания конкурентоспособной национальной экономики с минимальным теневым сектором.
Таким образом, можно сделать вывод, что как бы государство не стремилось ликвидировать теневую экономику, какими бы мерами и способами не боролось с ней, в любой экономической деятельности будет присутствовать теневой сектор. Задача нашей страны заключается лишь в том, чтобы попытаться снизить долю нелегального бизнеса.
Организация мер по противодействию теневой экономике —сложный процесс, требующий взаимодействия всех структур на каждом уровне ведения хозяйственной деятельности. Правильная разработка мер позволит эффективно бороться с теневой экономикой.
Список литературы:
- httрs://www.rbc.ru/oрinions/economics/25/08/2017/59а0330f9а79476d7254176e
- Понятие скрытой и неформальной экономической деятельности / Официальный сайт Росстат. — Режим доступа: httр://www.gks.ru/bgd/free/B99_10/IssWWW.exe/Stg/d010/i010020r.htm
- httрs://www.rbc.ru/economics/30/06/2017/595649079а79470e968e7bff
- httрs://www.gаzetа.ru/business/2017/08/23/10854458.shtml
- Суслина А.Л., Леухин Р.С. Борьба с теневой экономикой в России: частные аспекты общих проблем // Финансовый журнал. — 2016. — №6. — С.46-61
- https://www.bbc.com/russian/news-41027214
- http://vse-dlya-ip.ru/kak-zaregistrirovat-ip/samozanyatye-grazhdane-vidy-deyatelnosti-2017
дипломов
Оставить комментарий