Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 08 мая 2017 г.)

Наука: Экономика

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Ярутина Е.А. ЭВОЛЮЦИЯ МОНЕТАРНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН // Научное сообщество студентов XXI столетия. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. LIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(53). URL: https://sibac.info/archive/economy/5(53).pdf (дата обращения: 07.01.2025)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ЭВОЛЮЦИЯ МОНЕТАРНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

Ярутина Елизавета Андреевна

студент 2 курса, кафедра экономики, информатики и математики, АФ СПбГУП,

Казахстан, г. Алматы

Сметанникова Лидия Михайловна

научный руководитель,

канд. экон. наук, доцент АФ СПбГУП,

Казахстан, г. Алматы

В экономической теории довольно длительное время идет дискуссия о целях монетарной политики. Экономисты спорят, должно ли быть главной целью поддержание стабильного уровня цен (низкого уровня инфляции) или обеспечение максимального уровня занятости и объема выпуска. Однако в последние годы, в данной дискуссии достигнут определенный консенсус, в соответствии с которым важнейшей целью денежной политики признано обеспечение стабильности цен. Это обусловлено тем, что в настоящее время инфляция - один из самых болезненных и опасных процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическую систему в целом. Инфляция означает не только снижение покупательной способности денег, она подрывает возможности хозяйственного регулирования, сводит на нет усилия по проведению структурных преобразований, восстановлению нарушенных пропорций.

В современных условиях стабильность цен является основной целью денежно-кредитной политики большинства центральных банков стран мира. Данная цель может быть достигнута с применением следующих основных режимов денежно-кредитной политики: таргетирования денежных агрегатов; таргетирования валютного курса; инфляционного таргетирования и режима без заметного номинального якоря.

В первые годы проведения самостоятельной денежной политики Национальный Банк Республики Казахстан (НБРК) придерживался политики режима таргетирования денежных агрегатов, когда воздействие  на инфляцию осуществлялось через регулирование денежного предложения. К середине 2000-ых годов таргетирование денежных агрегатов стало демонстрировать свою неспособность управлять инфляцией. Главной причиной фиаско проводимой политики следует назвать непостоянство функции спроса на деньги, отсутствие  закономерной взаимосвязи между денежным предложением и уровнем цен. В результате НБРК пришлось отказаться от таргетирования денежных агрегатов, как от основного режима своей монетарной политики.

Без официального объявления регулятор перешел на режим таргетирования валютного курса. Данный режим монетарной политики определяет обменный курс в качестве целевого ориентира по обеспечению стабильной инфляции. При этом может фиксироваться номинальный обменный курс национальной валюты по отношению к валюте иностранного государства с низкий уровнем инфляции; устанавливаться коридор номинального обменного курса, в пределах которого он будет изменяться; или же определяется и удерживается целевой уровень реального обменного курса национальной валюты по отношению к корзине иностранных валют.

Выбор указанного режима был продиктован тем, что экономика Казахстана имела ярко выраженную сырьевую ориентацию. Высокие мировые цены на углеводородное сырье обеспечивали рост валютных резервов страны за счет экспорта сырой нефти, стимулировали приток иностранного  капитала в нефтяную сферу. Иностранные инвестиции стали основным источником накопления капитала в казахстанской экономике.

Из-за больших интервенций со стороны НБРК с середины 2000-ых годов обменный курс фактически стал фиксированным, хотя имел коридор изменения и провозглашался правительством управляемым плавающим курсом. Фиксированный обменный курс тенге делал экономику страны существенно уязвимой от внешних факторов (изменение мировых цен на ведущие экспортные товары, кризисные ситуации в странах-торговых партнерах, спекулятивные атаки на национальную валюту).

Поддержание фиксированного обменного курса национальной валюты путем валютных интервенций вызывало значительное снижение золотовалютных резервов страны. Периодически накапливавшееся обесценение тенге снималось одномоментными шоковыми девальвациями, последние из которых произошли в 2009, 2014 и 2015 годах. Каждое последующее обесценение тенге вело к росту долларизации экономики и повышало девальвационные ожидания экономических агентов.

В конце 2014 г. на торжественном собрании в честь дня независимости Республики Казахстан глава государства Н.А. Назарбаев заявил: «Сегодня перед Правительством и Национальным Банком ставятся ещё две важные задачи. Во-первых, дедолларизация экономики. Во-вторых, переход к инфляционному таргетированию. Они должны стать составляющими Новой экономической политики «Нұрлы жол»». [2]

20 августа 2015 Национальный Банк объявил об отказе от валютного таргетирования. Казахстан начал реализацию новой денежно-кредитной политики, основанной на свободно плавающем курсе национальной валюты и отмене валютного коридора. За всю историю казахстанского тенге можно выделить четыре волны обесценивания валюты: 1994 год – в 10 раз, 1999 год – 64 %; 2009 – 25 %: в 2014 году – 20 % и в 2015 году, в среднем, – 26 %.[4, с. 6]

Решение о введении свободно плавающего обменного курса (СПОК) было принято в период сильнейшей переоцененности национальной валюты в августе 2015 года, когда цены на нефть начали стремительно снижаться. Впредь обменный курс тенге должен формироваться на основе рыночного спроса и предложения с учетом фундаментальных внутренних и внешних макроэкономических факторов.

Оценивая результаты перехода к свободному курсообразованию, глава НРБК Данияр Акишев в недавнем интервью подчеркнул: «После перехода на режим свободно плавающего обменного курса и адаптации субъектов экономики к новым условиям обменный курс соответствует объективным факторам и обеспечивает конкурентоспособность наших производителей. Все это происходит на фоне отсутствия вмешательства Национального Банка на валютном рынке. Мы не проводим интервенции с сентября 2016 года». [3] По его словам, подобная политика позволяет сохранять золотовалютные резервы, которые на конец января 2017 г., включая валютные активы Национального фонда, достигли почти 92 млрд. долларов, что выше уровня конца 2015 года.

В чем же особенность политики таргетирования инфляции? В отличие от предыдущих режимов монетарной политики, которые используют ретроспективную корректировку инфляции (после получения данных по инфляции за прошедший период), в случае инфляционного таргетирования уровень инфляции, который необходимо достичь в определенном временном горизонте, задается заранее. Далее инфляционная цель должна быть объявлена, за этим шагом следует отказ от регулирования ключевых макропоказателей. Во многих странах целью является годовая инфляция на уровне 2 %. Для Казахстана НБРК определил таргет годовой инфляции на уровне 6-8 % и его снижение к 2020 году до уровня 3-4 %. При этом НБРК не устанавливает точечную цель по инфляции (как это делают большинство других центральных банков, перешедших к режиму инфляционного таргетирования), а использует интервал в 2 % в связи с зависимостью экономики Казахстана от экзогенных факторов, включая колебания цен на энергоресурсы.

Механизм реализации инфляционного таргетирования сводится к прогнозированию инфляции на определенный горизонт времени и регулированию базовой ставки процента (ставки рефинансирования) в зависимости от соотношения прогнозируемой инфляции и таргета. Если величина прогнозируемой инфляции будет выше таргета, то ставка рефинансирования  к прогнозируемому моменту должна быть увеличена, что уменьшит денежную ликвидность и понизит инфляцию. Если же прогноз инфляции ниже таргета, ставка будет снижена, что простимулирует рост ликвидности в экономике и вызовет движение цен вверх.

Ввиду относительной новизны режима инфляционного таргетирования, анализы эффективности его применения противоречивы. Так, идею и практику инфляционного таргетирования в 2008 году раскритиковал нобелевский лауреат по экономике Джозеф Стиглиц. Он писал, что повышение процентной ставки нельзя считать универсальным механизмом по борьбе с инфляцией, не задаваясь вопросом о ее первопричинах. Например, в развивающихся странах инфляция во многом объясняется ростом мировых цен на нефть, а также на продукты питания, которые занимают значительную долю в расходах населения. Нобелевский лауреат отмечал: «Теоретических оснований и эмпирических данных, способных подкрепить этот грубый рецепт, крайне недостаточно; нет никаких причин ожидать, что независимо от источника инфляции увеличение процентных ставок будет лучшим ответом. Остается надеяться на то, что большинству правительств хватит здравого смысла, чтобы отказаться от идеи введения таргетирования инфляции в своих странах. Жителям всех остальных государств вынужден выразить мое сочувствие». [6]

Но следует заметить, что многие  страны, перешедшие на инфляционное таргетирование, смогли снизить уровень инфляции, а также ее волатильность, тем самым вселив уверенность в монетарной политике центрального банка у экономических агентов, а также уверенность относительно достижения таргета по инфляции.

Что касается Казахстана, то надо действительно помнить, что природа нашей инфляции носит не только монетарный характер. В 2014 году доля импорта в общем объеме ресурсов РК составила: по одежде и обуви – 97,6 %, по основным фармацевтическим продуктам – 92 %, по автотранспортным средствам – 91 %, по мясу птицы и пищевым субпродуктам – 54 %, по переработанным и консервированным овощам – 81 %, по сухому молоку – 90 %. [1] Поэтому попытки Национального банка Казахстана бороться с ростом цен монетарными способами, когда цены во многом растут не из-за увеличения  денежной массы, а из-за высокой доли импорта в потребительских продуктах, рядом экспертов оцениваются как  непродуктивные действия.

Данные таблицы 1. свидетельствуют о значительном повышении потребительских цен по всем группам товаров и услугам после перехода на режим инфляционного таргетирования. Думается, что такой всплеск инфляции вызван переходом в Казахстане на политику СПОК. Переход к плавающему обменному курсу тенге и его обесценение в краткосрочной перспективе увеличили риски роста инфляции выше целевого уровня Национального Банка. Также на валютном рынке наблюдалась избыточная волатильность курса тенге, которая могла  негативно повлиять на инфляционные ожидания. Скачок инфляции в этой ситуации был неизбежным, но принятые меры в рамках режима инфляционного таргетирования позволяют инфляцию резко снижать. По многим позициям цены, скорее всего, будут падать, поскольку тенге значительно укрепился, и это «облегчит» импортные цены.

По данным Национального Банка « годовая инфляция в Казахстане в течение 2017 года будет находиться в целевом коридоре 6-8 % (6,5-7,0 % к концу 2017 года), а в 2018 году начнет плавное вхождение в целевой коридор 5-7 %. Замедление инфляции будет происходить в результате снижения инфляционных ожиданий, повышения стабильности и предсказуемости ситуации на внутреннем денежном рынке, а также проведения умеренно-сдерживающей денежно-кредитной политики в 2017 году. Темпы экономического роста ускорятся до 2,2 % в 2017 году и до 4,7 % за девять месяцев 2018 года».

На сегодня ближайшая цель новой монетарной политики – сделать цены на внутреннем рынке менее чувствительными к валютному курсу. Когда цены перестают зависеть от курса, население перестает отслеживать его динамику к иностранным валютам и происходит дедолларизация экономики. Национальная валюта с прогнозируемой низкой инфляцией становится привлекательным инструментом для сбережений.

Таблица 1.

Инфляция в РК, в процентах, прирост

 

Июль 2016 г. к

Январь-июль 2016 г. к январю - июлю 2015 г.

Июню 2016 г.

Декабрю 2015 г.

Июлю 2015 г.

Декабрю 2010 г.

Товары и услуги

0,5

5,2

17,7

53,0

16,2

Продовольственные товары

0,5

5,6

15,9

50,2

13,4

Непродовольственные товары

0,4

5,2

27,8

26,5

26,5

Платные услуги для населения

0,6

4,7

10,3

9,6

9,6

Источник: Комитет по статистике Министерства национальной экономики РК.

 

Переход к инфляционному таргетированию в Казахстане - важный шаг на пути к полностью открытой и конкурентной экономике. Также это шаг в сторону повышения в монетарной политике роли инфляционных ожиданий, что предполагает создание в экономике институтов «длинных» денег, которые являются  базой фондирования для важнейших инфраструктурных проектов, для долгосрочных вложений и стабильности экономики.

 

Список литературы:

  1. Бороться надо не с инфляцией, а с ее причинами [электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL:  http://abctv.kz
  2. Выступление Президента Казахстана Н.Назарбаева на торжественном собрании, посвященном Дню Независимости Республики Казахстан 15 декабря 2014 г. [электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL:  http://www.akorda.kz (дата обращения 08.05.2017)
  3. Данияр Акишев прокомментировал укрепление курса тенге [электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL:  https://kurs-valut.kz (дата обращения 07.05.2017)
  4. Ли В.Д. Инфляционное таргетирование в реализации новой экономи­ческой политики Казахстана . // Вестник КазНУ. Сер. Экономическая. - 2015. - № 6. - С. 5-8.
  5. О прогнозе инфляции. Пресс-релиз № 8. 22 февраля 2017 г. [электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://www.nationalbank.kz
  6. Стиглиц Джозеф. Таргетирование инфляции: Испытания реальностью. // Газета «Ведомости».-  2008. - 16.05. - №88.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий