Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: VIII Международной научно-практической конференции ««Проба пера» ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 21 мая 2013 г.)

Наука: История

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Проголосовать за статью
Дипломы участников
Диплом лауреата
отправлен участнику

ИСТОРИЧЕСКИЕ  ТРАДИЦИИ  РОССИЙСКИХ  ВООРУЖЁННЫХ  СИЛ

Маринец  Арина

группа  ПОСО-11,  ГОУ  СПО  ВГЭК  «Воркутинский  горно-экономический  колледж»,  г.  Воркута

Колобова  Валентина  Викторовна

научный  руководитель,  педагог  высшей  категории,  преподаватель  истории,  ГОУ  СПО  ВГЭК  «Воркутинский  горно-экономический  колледж»,  г.  Воркута

 

«Этих  людей  можно  скорее  перебить,  чем  победить»

Эпиграфом  к  своей  статье  я  выбрала  выражение  Фридриха  Великого,  потому  что,  на  мой  взгляд,  оно  в  полной  мере  отражает  многочисленные  достоинства,  свободолюбивый  характер  и  волю  наших  защитников,  нашего  народа.

Уважаемый  читатель,  начну  я,  как  принято,  с  приветствия.  А  точнее,  учитывая  заданную  тему  статьи,  с  «воинского  приветствия».  Вроде  бы,  всем  известный  жест,  давно  используемый  всеми  армиями  мира.  Выполняется  он,  примерно,  одинаково  во  всех  странах.  Но  откуда  вообще  возник  этот  жест?  Я  расскажу  несколько  версий,  а  какая  из  них  реальней  —  судите  сами.

«Снятие  головного  убора  в  присутствии  старшего  по  положению».  Старший  мог  после  этого  предложить  вновь  надеть  шляпы  (традиционная  фраза  испанского  короля,  обращённая  приветствовавшим  его  грандам-Cubrios-«Покройтесь»,  то  есть  вновь  наденьте  шляпы),  а  мог  и  разрешить  не  снимать,  когда  они  обозначили  действие,  поднеся  руку  к  шляпе.  Поскольку  на  войне  потеря  времени  на  одевание-надевание  могла  быть  фатальна,  это  действие  сократилось  до  поднесения  руки  к  голове,  как  бы  в  намерение  снять  головной  убор.

Так  называемая  «зига»,  то  есть  вскидывание  правой  руки  в  приветствие  пошла  от  римлян.  По  другой  версии  этот  ритуал  происходит  от  средневековых  рыцарей.  Чтобы  показать  своё  благородство  перед  лицом  противника,  рыцари  откидывали  забрало  шлема.  Вот  характерное  движение  руки  и  легло  в  основу  современного  приветствия.

Но,  как  обычно  бывает,  в  истории  обязательно  есть  красивая  легенда  на  случай,  если  что-то  в  точности  не  запомнилось.  Такая  есть  и  в  этот  раз.  Капитан  Френсис  Дрейк,  по  возвращению  в  Англию  был  удостоен  встречи  с  королевой.  И,  увидев  королеву,  прикрыл  глаз  ладонью,  как  будто  бы  был  ослеплён  её  красотой.  Этот  жест  прижился  и,  возможно,  распространился  по  свету.

Теорий  может  быть  и  гораздо  больше,  мы  можем  лишь  догадываться  как  же  всё  было  на  самом  деле  —  будь  то  приветствие  рыцарей  либо  исторический  анекдот-смысл  самого  жеста  не  изменится:  приветствие  старшего  по  положению,  а  также  равного  себе  военнослужащего  есть  обычная  вежливость,  равно  и  отвечать  на  приветствие.

Да,  красивая  страна,  красивые  люди,  красивы  обычаи  и  традиции,  в  том  числе  и  военные.  Начну  с  самого  определения  «военной  традиции»  —  это  исторически  сложившиеся  в  армии  и  на  флоте,  передающиеся  из  поколения  в  поколение  идеи,  правила  поведения,  нравственные  качества,  обычаи,  непрекращающееся  патриотическое  воспитание  поколений.  Патриотическое  воспитание  в  официальных  документах  трактуется  довольно  сухо:  «Передача  молодежи  общественно-исторического  опыта,  целенаправленное  и  планомерное  формирование  у  ребят  высокой  гражданственности,  социальной  активности,  верность  Отечеству,  готовность  к  выполнению  конституционных  обязанностей».

По  сути  всё  верно.  Вот  только  как  сделать,  чтобы  эта  «активность»,  «верность»,  «готовность»  не  отчеканились  у  ребят  пустыми  фразами,  а  стали  самыми  важными  слагаемыми  их  души  и  сердца?...Есть  достаточно  много  показательных  интегрирующих  программ,  акций,  например,  «Патриотическое  воспитание  граждан  РФ  на  2006—2010  гг».

Но  нет  ничего  пронзительней  видеть  глаза,  слышать  истории  людей,  которые  пережили  такие  страшные  периоды,  как  война,  репрессии,  гонения  и  т.  д.  Русский  народ  испытал  на  себе  столько,  сколько  остальным  странам  страшно  даже  представить.  В  ходе  военной  истории  и  сформировались  такие  негласные  традиции  как  любовь,  беззаветная  преданность  Родине,  верность  воинскому  делу,  присяге,  дружба  и  войсковое  товарищество,  парады  в  дань  памяти.  Отдельные  традиции  мне  бы  хотелось  выделить.

Мужество:  (спасение  русских  войск  Преображенским  и  Семёновским  полками  под  Нарвой.  С  той  поры  Пётр  повелел  гвардейцам  носить  вместо  зелёных  чулок  —  красные,  в  знак  сражения  «по  колено  в  крови».

Индивидуальный  и  массовый  героизм:  (битвы  под  Москвой,  Сталинградом  и  многие  другие)

Есть  одна  боевая  традиция,  отличающая  российских  солдат  и  офицеров  от  воинов  многих  армий  мира.  Это  —  готовность  умереть.  Причём  умереть  с  честью,  с  чувством  выполненного  долга  (в  годы  Великой  Отечественной  войны  более  200  раз  был  повторён  подвиг  политрука  А.  Панкратова  и  рядового  А.  Матросова,  грудью  закрывших  амбразуру  вражеского  дота.  Гитлеровская  армия  не  знала  ни  одного  «матросовского»  поступка.  Свыше  300  раз  был  повторён  подвиг  экипажа  капитана  Н.  Гастелло,  врезавшегося  на  горящем  самолёте  в  скопление  вражеской  техники)

Мастерское  управление  войсками.  Я  не  припомню  пожара  в  истории  крупнее,  чем  тот,  который  «развёл»  Кутузов  в  Москве.  Зная  безвыходность  ситуации,  Наполеону  не  оставался  не  то,  что  так  желаемый  город,  но  и  сама  надежда  завоевания.

В  такие  далёкие  времена,  когда  были  славянские  дружины,  уже  тогда  слово  чести  ценилось  очень  высоко.  Воин  в  любых  условиях  обязан  был  быть  верен  сообществу  и  честен  с  ним.  «Слово  чести»…невольно  разочаровалась,  прировняв  выражение  к  нынешнему  времени.  Людям  просто  верили  на  слово,  сейчас  же,  когда  произносится  фраза:  «Людям  верить  нужно»  —  можно  получить  самые  разные  реакции,  от  недоумения  до  откровенного  смеха  (личный  опыт).Но,  вернёмся  к  военной  тематике,  и  тут,  как  раз,  сомнений  не  возникает.  Фраза  «слово  офицера»  —  наполняешься  гордостью  просто  оттого,  что  это  никто  и  никогда  даже  не  возьмётся  оспаривать.

Список  традиций  можно  продолжать  довольно  долго,  а  примеров  ещё  больше.  Каплей  дёгтя  (видимо,  для  баланса)  тут  служат  такие  традиции  как  дедовшина,  посвящение  в  черпаки;  «обмывание»  звёзд,  «гатчиновщина»,  купание  в  фонтанах(на  мой  взгляд,  традиции  и  ритуалы  должны  быть  красивыми,  достойными,  воспевающими  мощь,  силу  и  волю  солдат  и  народа,  а  не  деградирующими);  «власовщина»  (вот  тут  можно  рассмотреть  ситуацию  с  нескольких  сторон:  безысходность-страх…)

Я  не  могу  обделить  вниманием  врачей,  ведь  они  всю  жизнь  остаются  защитниками  и  хранителями  человеческих  жизней(недавняя  история  с  солдате,  в  теле  которого  обнаружен  неразорвавшийся  снаряд.  врачи,  осознавая  всю  опасность  взрыва  в  любой  момент,  отказались  от  спецодежды,  освободили  всех  подчинённых,  извлекли  снаряд  и  сохранили  руку  парню).

Отдать  должное  нужно  композиторам,  поэтам  (факт  с  «премьерой»  песни  А.  Александрова  и  В.  Лебедева-Кумача  «Священная  война»,  на  вокзале,  воодушевила  солдат,  что  исполнялась  пять  раз  подряд);  режиссёрам  (насколько  я  морально  уравновешенный  человек,  не  могу  даже  передать  и  малую  часть  эмоций  после  просмотра  фильма  С.  Бондарчука  «Судьба  человека»  по  одноименному  рассказу  М.  Шолохова)

Нет  ничего  сильней  для  народа,  чем  вера  и  уверенность  в  том,  что  он  защищен.  Отчасти,  именно  это  помогло  Сталину  в  годы  войны  поднять  народ,  в  каком  бы  состоянии  он  не  находился.  До  сих  пор  существует  ритуал  троекратного  «Ура»,  троекратного  выстрела  в  дань  памяти,  во  славу.  Откуда  это  произошло?

А  пошло  всё  от  троекратного  целования  креста.  Солдаты,  дающие  клятву  на  верность  царю,  троекратно  целовали  крест.  Сама  древняя  символика  обозначает  то,  что  они  готовы  служить  Духовному  (Богу,  истине),  Нравственному  (царь  —  как  проявление  Божественного  в  Природном  воплощении)  и  Гражданскому  (Отчизне-  как  материальному,  окружающему).

Это  давно  позабыто,  но  радует  то,  что  люди  сохранили  элементарно  саму  последовательность  действий  различных  исторических  обычаев,  ритуалов,  пусть  даже  не  до  конца  осознавая  его  глубинный,  духовный  смысл,  ведь  древняя  символика  достаточно  трудна  —  различие  понятий  и  смена  времён…

Всё  это  в  совокупности  с  эмоциональным  элементом  способно  разбудить  самого  «холодного»  (в  эмоциональном  плане)  человека,  малыша  (так  как  дети  намного  чувствительней),  поэтому  я  искренне  радуюсь,  когда  дети,  подростки  чтят  и  не  скрывают  чувств,  я  давно  придерживаюсь  мнения,  что  у  русского  человека  чувства  патриотизма,  гордости  за  Родину,  свободолюбие,  отвага  в  крови.  В  те  моменты,  когда  мы  пропадаем  в  суете  жизни,  оно  внутри  каждого.  И  если  вернуться  к  началу  статьи-русские  солдаты  были,  есть  и  будут  до  тех  пор,  пока  есть  страна  пока  существует  хоть  один  русский  человек,  как  бы  пафосно  это  ни  звучало.  Я  люблю  свою  страну,  искренне  верю  в  русский  народ  и  доверяю  русскому  народу.

Ну,  вот,  читатель,  я  постаралась  немного  рассказать,  что  думаю,  что  знаю,  а  соглашаться  или  нет  —  решать  вам.

 

Список  литературы:

  1. Воздушная  мощь  Родины.  —  М.:  Воениздат,  1988.  432  с.
  2. Дорохов  Н.И.,  Илиевский  Н.В.,  Коротков  Г.И.  Традиции  офицеров  русской  армии.  —  Жуковский;  М.:  Кучково  поле,  2004.  —  320  с.
  3. Жуков  Г.К.  Воспоминания  и  размышления,  т.  2,  367  с.
  4. Из  боевого  прошлого  русской  армии.  Документы  и  материалы  о  подвигах  русских  солдат  и  офицеров.  М.,  1947.  —  411  с.
  5. Положение  об  управлении  полком  //  Военный  сборник.  1982.  №  3.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
Диплом лауреата
отправлен участнику

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.