Телефон: +7 (383)-202-16-86

Статья опубликована в рамках: VI Международной научно-практической конференции ««Проба пера» ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 26 марта 2013 г.)

Наука: История

Секция: Краеведение

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ОБРАЗ  РОССИИ  В  КОНТЕКСТЕ  МОЕГО  СЕЛА

Симакова  Мария

студент  1  курса  по  профессии  «Повар,кондитер»ГБОУ  СПО  ПО  «Мокшанский  агротехнологический  колледж»,  пгт.  Мокшан

Кирюшкина  Зоя  Викторовна

научный  руководитель,  преподаватель  иностранного  языка,  высшая  категория  ГБОУ  СПО  ПО  «Мокшанский  агротехнологический  колледж»,  пгт.  Мокшан

 

«Пензенская  губерния  благословенная,  имеет  месторасположение  чрезвычайное.  Здесь  я  переезжал  из  одного  приятного  места  в  другое  приятнейшее.  Околдовала  меня  эта  губерния:  не  воображал  я,  чтобы  она  так  была  хороша»  писал  о  сурском  крае  Александр  1  (Благословенный).  Он  посещал  наш  край  в  1824  году.  В  то  время  пензенская  губерния  была  сжата  на  малом  пространстве  и  тесно  заселена  помещичьими  деревнями.  В  одной  из  таких  сейчас  живу  я.

Летом  1837  года  будущий  наследник  русского  престола  Александр  Николаевич  предпринял  путешествие  по  России,  чтобы  изучить  «её  разные  местности»  и  ознакомиться  с  жизнью,  нуждами  и  потребностями  многомиллионного  населения  государства. 

Кроме  губернского  города  наследник  посетил  также  Нижний  Ломов,  село  Буртас  Керенского  уезда  и  Мокшан.  В  Мокшане  по  случаю  дня  рождения  своей  матери-императрицы  —  он  присутствовал  у  обедни  в  соборе,  куда  потом  выслал  «великолепные  облачения»  и  другие  «церковные  вещи».

Мокшан  расположен  на  границе  леса  и  степи.  У  подножия  холма,  на  котором  расположен  Мокшан,  протекает  река  Мокша  с  юга  на  запад.  Название  селению  Мокшан  дано  по  имени  реки,  на  берегу  которой  оно  расположилось.

Современные  леса  и  кустарники  —  остатки  больших  девственных  лесов  XVII  века.  Это  —  влево  от  Мокшана,  к  западу.  А  вправо  —  теперь  поля,  а  в  XVII  веке  —  девственная  степь.  Эта  степь  на  40—45  км  тянулась  до  Пензенского  леса  к  югу.  Степь  между  двумя  лесами,  Мокшанским  и  Пензенским,  являлась  как  бы  широким  коридором,  по  которому  легко  могли  пробираться  кочевники  для  грабежа  и  увода  в  плен  русских  жителей  мирных  поселений.

Во  2-й  половине  XVII  века  правительство  московского  царя  Алексея  Михайловича  распорядилось  соорудить  оборонительную  линию  от  Мокшанского  леса  до  Пензенского:  нужно  было  перекрыть  эту  степь,  запереть  в  степной  коридор.

Так  в  XVII  веке  возникло  небольшое  полувоенное-полукрестьянское  поселение.  Одновременно  возникли  две  слободы:  Конная  и  Пешая,  Конная  —  к  востоку  от  «города»,  Пешая  —  к  западу.

По  зимам,  поселённые  в  Мокшане  пешие  и  конные,  жили  спокойно,  но  начиная  с  ранней  весны  и  до  поздней  осени  —  в  постоянной  тревоге  и  напряжении:  они  несли  государственную  службу  по  охране  оборонительной  линии  и  должны  были  выезжать  далеко  в  степь,  высматривать,  нет  ли  приближения  вражеских  отрядов,  и  в  случае  их  появления  спешно  сигнализировать  зажиганием  костров.  Со  сторожевых  башен  крепости  и  на  оборонительной  черте  следили  за  этими  сигналами  и  готовились  к  обороне.  Неcя  трудную  государственную  службу,  пешие  и  конные  должны  были  одновременно  заниматься  и  сельским  хозяйством,  чтобы  содержать  себя  и  свои  семьи.

Военная  реформа  Петра  1  привела  к  тому,  что  мокшанские  конные  и  пешие  потеряли  своё  значение  как  военные  и  превратились  в  казённых  крестьян.  С  переходом  Мокшана  с  военного  на  мирное  положение  стал  несколько  изменяться  социальный  состав  населения.  В  мокшане  образовалась  третья  социальная  единица  —  посад.  В  XVIII  веке  казённые  крестьяне  —  бывшие  конные  и  пешие  казаки,  занимались  хлебопашеством.  Стали  возникать  магазины,  или  лавки,  как  их  тогда  называли,  появлялись  торговцы  и  настоящие  купцы. 

Население  больше  нуждалось  в  торговле,  среди  покупателей  появлялись  и  помещики  из  ближних  имений.  Вместе  с  торговцами  появились  ремесленники:  столяры,  сапожники,  портные.  В  Мокшане  появилась  новая  социальная  группа  —  торгово-промышленный  класс:  посадские  люди. 

По  большой  дороге  от  Мокшана  путники  встречали  старые  высокие  развесистые  берёзы,  которые  напоминали  о  распоряжении  правительства  Екатерины  II  обсаживать  большие  дороги  деревьями.  Эту  посадку  производили  крепостные  крестьяне.  Вокруг  Мокшана  все  сёла  были  имениями  помещиков  и  населены  были  крепостными.  Среди  этого  мира  крепостничества  мокшанские  крестьяне  были  редким  исключением:  они  никогда  не  были  крепостными,  а  потому  события  русской  истории,  связанные  с  борьбой  крестьян  за  освобождение  и  процессом  самого  освобождения,  проходили  мимо  Мокшана.  Если  вы  поедете  по  магистральной  трассе  Челябинск-Москва,  что  проходит  мимо  моего  посёлка,  вы  и  теперь  увидите  берёзы.

В  самом  начале  XIX  века  в  Мокшане  были  построены  каменные  здания  для  размещения  в  них  уездных  учреждений.  Одно  из  таких  зданий  сохранилось  в  том  виде,  как  оно  было  построено  около  1802  года.  Это  бывшее  полицейское  управление,  присутственные  места.  Оно  было  построено  по  плану  губернского  архитектора  академика  Адриана  Дмитриевича  Захарова  (1761—1811)  и  в  своей  архитектуре  сохранило  черты  ампир.  В  таком  стиле  строились  тогда  все  правительственные  здания.  Особенностью  этого  стиля  является  фронтон-треугольник  над  центральной  частью,  над  самым  входом.  Ныне  там  располагается  районная  администрация.

Постепенно  застраивалась  площадь  бывшей  мокшанской  крепости.  Среди  большинства  деревянных  домов  появились  большие  каменные  купеческие  дома:  дом  купца  Быстренина  (теперь  там  размещается  отдел  образования);  дом  купца  Михалкина  (бывшее  управление  сельского  хозяйства  —  ныне  пустует);  купцов  Миронова  и  Оловянникова,  сохранившееся  рядом  с  домом  Быстренина.

На  углу  Пензенской  улицы  и  бывшей  в  каменном  здании  помещалось  уездное  училище  с  трёхлетним  образованием  (ныне  там  находится  отделение  местного  пенсионного  фонда).

Рядом  с  уездным  училищем  располагалась  Городская  Управа  (здание  ныне  занимает  офис  промышленного  комбината).

Здесь  же,  на  углу  Пензенской  улицы  существует  и  поныне  бывший  дом  купца  Г.А.  Швецова  (сейчас  там  магазин).  По  той  же  ул.  Пензенской,  которая  являлась  главной,  сохранились  ещё  два  исторических  здания:  дом  мещанина  М.А.  Бубнова,  занимаемое  миграционной  службой  и  дом  купца  Шумилина,  принадлежащий  казначейству.

В  здании  высшего  начального  училища  долгое  время  располагалась  бывшая  первая  школа.

Земская  управа  занимала  здание  по  другой  магистральной  улице  —  Поцелуева,  названная  в  честь  героя  Великой  Отечественой  войны.  Поцелуев  Николай  Михайлович  (21.01.1917,  с.  Суворово  Мокшанского  района  —  04.01.1944,  Ровно),  участник  партизанского  движения.  В  1925—1930  гг.  учился  в  Суворовской  начальной  школе,  в  1931—1934  гг.  —  в  Мокшанской  средней  школе  им.  В.И.  Ленина.  Работал  в  колхозе  «Красное  знамя»,  Мокшанском  райкоме  ВЛКСМ.  Находился  в  подполье  г.  Ровно,  держал  связь  с  особым  разведывательным  партизанским  отрядом  «Победители».  Казнен  фашистами.  О  его  подвиге  говорится  в  романе  Д.Н.  Медведева  «Сильные  духом»,  мемуарах  Т.Ф.  Новака  «Пароль  знают  немногие».  Большую  часть  этого  здания  занимает  жилищно-коммунальное  хозяйство.

Мокшан  примечателен  не  только  сохранившимися  домами  деловых  людей,  но  и  красивейшими  храмами.  Один  из  таких,  названный  в  честь  Михаила  Архистратига  (Михайло-Архангельский),  построен  в  начале  XIX  века.

В  центре  Мокшана,  удивляя  своей  прекрасной  архитектурой,  величественно  стоит  храм  Богоявления.  Архитектура  храма  выполнена  в  «русско-византийском  стиле».  Монументальный,  прямоугольный  в  плане  объём  церкви  с  тремя  полукруглыми  алтарными  выступами,  включает  в  себя  двухсветную  храмовую  часть,  завершённую  световым  барабаном-ротондой  с  куполом,  трапезную  и  четырёхъярусную  колокольню. 

Мощные  закомарные  завершения  отмечают  поперечные  оси  храма  и  колокольни,  а  также  западный  парадный  вход.  Приделы:  во  имя  Николая  Чудотворца  (по  которому  церковь  также  называется  Никольской).

На  территории  нашего  колледжа  находится  уникальный  памятник  (или  то,  что  осталось)  архитектуры  и  истории  храм-памятник  в  Бозе  почившему  государю  императору  Александру  II  во  имя  св.  блгв.  кн.  Александра  Невского.  В  1837  г.  (29  июня  —  1  июля)  во  время  путешествия  по  России  в  Пензе  был  старший  сын  Николая  I  —  Александр  II  (17.04.1818,  Москва  —  01.03.1881,  СПб;  российский  император  с  1855  г.).  По  пути  из  Пензы  останавливался  в  Мокшане,  присутствовал  в  соборе  у  обедни,  позже  выслал  туда  «церковные  вещи».

Построен  храм  в  1883—1885  (1883—1888*)  гг.  из  материала  сломанного  придела  соборной  церкви,  расположенного  в  колокольне,  на  средства,  отпущенные  мокшанским  земством  (5000  р.),  городом  (1000  р.)  и  волостью  (1000  р.),  и  на  добровольные  пожертвования.  Проект  на  его  постройку,  составленный  мл.  арх.  строительного  отделения  Пруссаком  и  утвержденный  3  июля  1882  г.,  был  избран  в  ходе  конкурса,  объявленного  Мокшанской  земской  управой  в  январе  1882  года.  С  западной  стороны  предполагалось  сделать  лепную  надпись:  «Храм  памятник  Императору  Александру  II»,  а  с  восточной:  «Аще  люди  умолчатъ  камение  возопiютъ».  Закладка  храма  совершена  21  мая  1883  г.  преосвященным  епископом  Антонием,  освящение  состоялось  9  октября  1888  г.  соборным  протоиереем  Львовым  с  другими  священниками.  12  мая  1889  г.  был  утвержден  проект  на  пристройку  к  храму  с  западной  стороны  сеней,  с  тем  только,  чтобы  в  них  вместо  деревянных  потолков  устроить  парусный  свод. 

До  самого  конца  XIX  века  жители  Мокшана  хранили  традиции,  унаследованные  от  далёких  предков.  На  святках  и  масленнице  проходили  народные  гулянья. 

Все  крестьянские  девицы  в  своих  зимних  костюмах  приходили  на  базарную  площадь  и  правильными  рядами  важно  и  чинно  прогуливались  по  площади  вокруг  магазинов.  На  святках  по  вечерам  по  вечерам  ряженые  ходили  по  домам,  где  их  принимали,  там  веселились  и  угощались.  На  масленнице  катались  на  лошадях  по  улицам  Мокшана.

Никто  здесь  не  чувствовал  приближение  грозного  XX  века. 

 

Список  литературы:

  1. История  Пензенского  края:  учебник  для  основной  школы.  —  ч.  2.  —  Пенза,  2000.  Лебедев  В.И.
  2. Лебедев  М.А.,  протоиерей.:  Очерки  истории  Пензенского  края  /  Ред.-составитель  А.И.  Дворжанский.  —  Пенза,  2007.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий