Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: V Международной научно-практической конференции ««Проба пера» ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 26 февраля 2013 г.)

Наука: История

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

К ВОПРОСУ ОБ ИСТОРИИ ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Балуева Карина

класс 5 В, МАОУ «Лицей № 4», г. Пермь

Шаяхметова Венера Рюзальевна,

научный руководитель, педагог высшей категории, учитель истории, МАОУ «Лицей № 4», г. Пермь

 

В начале XX вв. город Пермь был крупным губернским городом. «В Перми читаются газеты и журналы, не бывает в Перми недостатка в заезжих гостях, часто именитых и просвещенных, которые не всегда находят в Перми глушь и скуку. В Перми, наконец, есть пароходство, есть театр, есть порядочные люди», — так описывали город современники [4, с. 135].

В первые десятилетия XX в. Урал оставался одним из наиболее крупных экономических районов России. Благодаря усилиям земских учреждений Пермская губерния имела свыше 3 тысяч учебных заведений, из них 41 — средние. Но система начального и среднего обучения не являлась всеохватывающей; школ не хватало, а те, которые работали, были всегда наполнены. Первоначально высказывалось предложение о местном Политехническом институте, способном обслужить горнозаводскую промышленность. В Министерстве образования лежали проекты создания в Перми Политехнического института, Горного института, Сельско-Хозяйственной академии. Однако до первого десятилетия XX в. этот вопрос не получил конкретного воплощения.

В годы первой мировой войны в связи с необходимостью эвакуации Юрьевского университета, знаменитого богатой библиотекой, на восток. В качестве возможных претендентов для его размещения назывались Екатеринбург, Уфа и Пермь. Для осмотра этих городов из Петрограда был командирован профессор К.Д. Покровский, который нашел наиболее подходящим пунктом для эвакуации именно город Пермь. Против этого решения выступило большинство преподавателей Юрьевского университета. Так профессор Тарановский заявил: «Заводить университет в Перми только для того, чтобы поднять значение падающего города, вряд ли целесообразно» [6, с. 9].

В ответ преподаватель пермской мужской гимназии В. Чижов опровергал все доводы юрьевских профессоров: «Профессора не желают ехать в холодный город, где отсутствуют привычные для них удобства, а вовсе не из-за того, что в Перми нет самостоятельного контингента слушателей и условий для научно-исследовательской деятельности» [6, с. 10] Он заявлял, что пермяки купят им теплые шубы и предоставят просторные квартиры. Даже это комичное заявление доказывает, насколько передовая общественность города была заинтересована в будущем учебном заведении.

Но вскоре обнаружилось главное обстоятельство, мешавшее переводу Юрьевского университета в Пермь — преподавание на немецком языке, и перевод университета в российскую глубинку закреплял необходимость ведения лекций на русском языке, чего многие профессора не желали. Кроме того, в связи с антигерманскими настроениями в глубинке России широко развернулось «движение в пользу упразднения всего немецкого».

Не осталась безучастной к данному вопросу и местная администрация, Городская Дума и Губернская Земская Управа уполномочили председателя Управы Е.Д. Калугина и почетного гражданина Перми, миллионера Н.В. Мешкова для поездки в Юрьев и Петроград, где и в университете и у министра народного просвещения гр. Игнатова они получили согласие на перевод Юрьевского университета в Пермь.

Создание учебного заведения оценивалось в 8 млн. руб., часть суммы — 3 млн. руб. было необходимо собрать на месте. Средства поступали от уездных земских собраний, от частных лиц — «жертвователей»; от научно-просветительских организаций города и даже от рабочих и крестьян Пермской губернии. Многие из этих пожертвований носили чисто символический характер, но все они свидетельствовали о горячем желании пермяков иметь свой университет.

Наилучшие помещения города отдавались университету: новое здание Губернской Управы (ныне — главный корпус Пермского государственного педагогического университета), три корпуса Дома просветительских учреждений имени Е. Мешковой (дома были построены Н.В. Мешковым и названы в честь его матери Елены Мешковой, ныне — корпуса № 1, 2 и 5 Пермского государственного университета). Тяжелым оказался квартирный вопрос. Хотя В. Чижов писал, что пермяки с радостью предоставят просторные квартиры для переезжающих профессоров, город был переполнен беженцами и военнообязанными. Городская Управа обратилась к пермякам с просьбой об отводе квартир для профессоров.

Пока шли эти приготовления пермяков, ситуация на Рижском фронте изменилась, и Юрьевский фронт был переведен не в Пермь, как планировалось, а в Воронеж. Но усилия и ходатайства пермяков были не напрасными. Министерство Народного Просвещения не могло не обратить внимания на широкий размах подготовительных работ в Перми. Теперь этот вопрос имел не только местное, но и общероссийское значение. Тем более, что в условиях военного времени всегда требуются специалисты различных профессий.

12 июня 1916 г. Совет Министров по представлению Министра народного Просвещения в качестве подготовительной меры к созданию самостоятельного Пермского Университета открыть осенью 1916 г. Отделение Петроградского Университета.

Пока трудные хлопоты по переезду профессоров и студентов, 1 октября 1916 г. в Перми состоялось торжественное открытие Пермского отделения Петроградского университета. Вот что об этом дне пишет студент В.В. Молодцов: «День выдался безоблачным, морозным. Именно в этот день в губернском городе Перми открылось первое на Урале Высшее учебное заведение. Это было самое знаменательное событие в жизни города». А студент Устюжанин вспоминает: «На спектакле «Евгений Онегин», который был дан после торжественного собрания и на котором присутствовали знаменитые гости. После спектакля мы несколько раз прошли от театра до дома губернатора и обратно, пели революционные и народные песни. Полиция нас не трогала. Мы ходили день и ночь по улицам, пели. Азарт молодости пылал огнем свободы, сердце переполнялось радостью от того, что у нас в Перми открыт СВОЙ университет. Университет!» [3, с. 15].

Эвакуированному Петроградскому Университету пришлось разместиться в случайных, неприспособленных помещениях, разбросанных на большом расстоянии друг от друга.

Городские власти попытались сгладить это неудобство. Поскольку отсутствовал городской транспорт, сообщение между центром города и Заимкой, где располагалась часть учебных корпусов, было крайне трудным. Извозчики доставляли профессоров на лекции и обратно домой. В Государственном архиве Пермского края сохранились счета на извозчиков, оплаченные местными властями.

Интересно, что были учреждены стипендии для самых усердных студентов нового университета — 13 стипендий от Пермского Губернского Земства, 7 стипендий именных (в т. ч. — Н.В. Мешкова и его матери Е.Н. Мешковой).

Открывавшийся университет испытывал острый недостаток средств на приобретение оборудования, книг и учебных пособий. Государственные ассигнования были малы и в условиях военного времени поступали крайне нерегулярно. На помощь пришли городские власти, пермская общественность и меценаты Н.В. Мешков, Т.В. Розанова, И.В. Батюшкова, рабочие, а также служащие Перми и крестьяне.

Преподаватели университета были образованными, интеллигентными людьми, определявшими культурную атмосферу города. Обстановка вновь создающегося университета была своеобразна. Пермское студенчество только формировалось и пока, в отличие от студентов Петроградского университета, не имело своих традиций. Поэтому преподаватели постарались заставить студенчество ценить новый университет, понять, что «студенты наравне с профессурой являются основателями новой на Урале цитадели науки и культуры» [3, с. 29].

Предполагалось, что 17 апреля 1918 г. — в годовщину дня рождения Александра IIОсвободителя — будет заложен фундамент специальных знаний, а университет получит имя Александра II. Однако в полную силу университет работал короткое время. Во время революционных потрясений и гражданской войны со второй половины 1917 г. преподавание фактически не велось.

К сегодняшнему дню Пермский государственный национальный исследовательский университет успешно исполняет функции крупного образовательного центра.

 

Список литературы:

  1. Докладная записка о переводе Юрьевского университета в Пермь. Пермь, 1915. — 11 с.
  2. Отчет об открытии Пермского отделения Петроградского университета и деятельности его в 1916—17 учебном году. Пермь, 1918. — 24 с.
  3. Пермский университет в воспоминаниях современников. Томск, 1991. — 134 с.
  4. Пермский край. Краеведческий сборник. Пермь, 1999. — 170 с.
  5. Рабинович Р.И. Опальный миллионер. Пермь, 1990. — 167 с.
  6. Чижов В. Пермь и Пермь. Владимир-на-Клязьме, 1916. — 17 с.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий