Статья опубликована в рамках: IX Международной научно-практической конференции ««Проба пера» ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 17 сентября 2013 г.)
Наука: История
Секция: Краеведение
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
АНАЛИЗ ПОЧИТАЕМЫХ РОДНИКОВ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Санникова Ольга
класс 10 «г», МБОУ гимназия № 35, г. Екатеринбург
Антонова Юлия Михайловна
научный руководитель, Руководитель информационно-методического центра высшей категории, МБОУ гимназия № 35, г. Екатеринбург
Часто для получения жизненной силы мы обращаемся к сакральным пространствам — местам приобщения к священному. Этим, наверное, объясняется заметный подъем в области развития этнографического, экологического и религиозного туризма, направленного на использование в первую очередь именно сакральных объектов. Кроме того, культовые места и связанные с ними религиозные запреты помогают, сохранять природу как источник жизни. «Сакральное», это ведь не только религиозное, но и все особенно ценное, важное в историко-культурном наследии народов.
Культ воды начинался с языческого поклонения стихиям природы и выражался в организации вблизи мест проживания природных сакральных комплексов. Славянские народы с I тыс. до н. э. поклонялись четырем стихиям природы: воде, земле, солнцу и огню. «Вода выступала древнейшим объектом поклонения язычников. Ей приписывали предохраняющие, очищающие, оплодотворяющие действия. С распространением христианства она «освящалась» церковными легендами и преданиями и в практике православия стала фигурировать как святая» [3. с. 25]. Русские люди называли воду «царицей» и «матушкой». Источники, колодцы, родники, чаще бьющие из-под земли в языческие времена связывались с культом богини Мокоши, а после принятия христианства перешли под покровительство св. Параскевы Пятницы. Связь родников с женскими сакральными персонажами в язычестве и в христианской традиции прослеживается во все время их существования [2. с. 24]. Позже покровителем воды стал св. Николай Чудотворец [4. с. 2].
Выполняя задачи исследования, мы собрали имеющиеся данные о сакральных родниках Свердловской области и проанализировали обрядовые традиции в культе родников. Сакральное пространство Урала формировалось в течение истории его народов, у которых всегда существовала система гуманного, нравственного отношения к природе, к её творениям.
В источниках мы нашли упоминание о 22 территориях размещения почитаемых родников. Самих же родников на этих территориях гораздо больше.
Подводя итоги нашего исследования можно сказать, что все, кто посещает родники, верит в лечебную силу их воды, причем за некоторыми из родников закрепляется лечение от определенных заболеваний. У нас таких случаев 7 из 27 описанных нами родников (онкологические заболевания и болезни центральной нервной системы в Тарасково, болезни ног в Святом ключе Артинского района, опорно-двигательной системы и глаз в Свято-Симеоновском источнике в Екатеринбурге.) Вода из других источников просто очищает от всего дурного. Способы использования родниковой воды могут быть разными. Во всех оборудованных купальнями источниках нужно трижды окунуться с головой, при этом ни в коем случае нельзя вытираться, можно только переодеться. Но купальни стали строить только в последние годы, поэтому там, где их нет, можно просто обливаться водой. Особенностью почитаемых родников Свердловской области является то, что многие из них освящены в период с 2005 по 2009 г., иногда, как в случае с источником иконы «Умягчение Злых Сердец» Божией Матери в Старопышминске Березовского района, в 2006 был повторно освящен родник, возраст которого — почти три века.
Все, что связано с родниками сопровождается определенными ритуалами. Нам встречались родники, к которым можно приходить в любое время, и те, из которых ее можно брать только рано утром. Но есть родники, из которых воду можно брать только в определенный день. При описании нам встречались родники, находящиеся далеко от дорог, от жилья, в лесу. К ним ходят только по большим православным праздникам или если помощь нужна близким людям. Это всегда сопровождается зажиганием церковных свечей и молитвой.
Культ родника складывался на протяжении многих лет и составлялся как из исторических фактов, так и из религиозных представлений. Самые известные родники, как правило, связаны с именами канонизированных православных деятелей. В церковной традиции нет установки памятников, и родники являются своеобразными памятными местами для почитания этих лиц. В нашей области это родники в честь покровителя Екатеринбургской епархии святого праведного Симеона Верхотурского, преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны и князей царского дома Романовых, во имя Царя Страстотерпца Николая II Александровича. Большинство родников, по православной традиции, находится недалеко от храма, в честь которого и названы, причем большая часть названий связана с именем Богородицы.
Но, при описании родников мы столкнулись со случаем, когда родник был назван в честь нашего современника, подвижника — краеведа Ивана Даниловича Самойлова, более 15 лет восстанавливавшего на собственные средства Преображенский храм XVIII века. Это родник «Данилыч» в селе Нижняя Синячиха.
Описав и проанализировав особенности почитаемых православных родников Свердловской области, мы пришли к выводу, что восприятие родников жителями Свердловской области сохранило в себе как древнейшие корни почитания воды, в качестве рождающего и обновляющего начала, так и добавленные христианством представления о воде как о символе Святого Духа.
Список литературы:
1.Александрова О.И., Ляпаева О.Н. Проблемы исследования и реконструкции почитаемых родников Нижегородской области.// Исследовательская работа школьников. — 2011. — № 2(36). — С. 41—47.
2.Белякова М.М., Дюкова А.О. Народное православие: почитание местных святынь в Нижегородском крае./Локальные традиции в народной культуре русского Севера. Сборник научных докладов IV конференции «Рябининские чтения». Петрозаводск, 2003.
3.Велецкая Н. Языческая символика славянских архаических ритуалов. М.: София, 2003. — 240 с.
4.Наева А.И. Обряды, посвященные целебным источникам.//Мир науки, культуры, образования. — 1998. — № 10—11.
5.Шубницина Е.И. Сакральное пространство Урала и современное природоиспользование. // [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: minprom.rkomi.ru
дипломов
Оставить комментарий