Статья опубликована в рамках: IX Международной научно-практической конференции ««Проба пера» ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 17 сентября 2013 г.)
Наука: История
Секция: Краеведение
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
отправлен участнику
ОБРАЗ ДОНСКОГО КРАЯ В ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ФИЛЬМАХ
Ожеред Елизавета
класс 11 «А», МБОУ лицей № 57, г. Ростов-на-Дону
Украйченко Наталья Николаевна
научный руководитель, педагог высшей категории, учитель математики, МБОУ лицей № 57, г. Ростов-на-Дону
Введение. Тему «Образ донского края в художественных фильмах» мы выбрали для написания исследовательской работы после летнего отдыха в Крыму. На городских пляжах Ялты и Алушты сотрудники туристических агентств зазывали отдыхающих совершить экскурсии по многочисленным местам съемок советских фильмов, в числе которых и гайдаевские комедии «Кавказская пленница», «Спортлото-82», и многие другие. Такими местами живописный южный берег Крыма изобилует, его жители гордятся, превратив их в еще один источник дохода. И такая картина сложилась практически во всех регионах, которые мы посещали ранее. К примеру, в Адыгее, в станице Даховской, нам показывали дом и мост, вошедшие в кадры военного фильма «Блокпост». Местные адыгейские горные склоны, лишенные растительности (куэсты) хорошо просматриваются в еще одном современном российском сериале «Тайга». В Сочи, у морвокзала, установлена скульптура героям комедии Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука», именно там снимались некоторые сцены из этого фильма, ставшего классикой отечественного кинематографа. И таких примеров можно приводить огромное множество. Цель нашей работы — показать тот образ нашего края, который нашел отражение в художественных фильмах, снимавшихся на территории Ростовской области, составить карту-схему, показывающую географию съемок кинофильмов для написания в будущем путеводителя для жителей и гостей нашей области, пожелавших посетить эти места.
Наша область не имеет тех ресурсов, которыми обладают американский Голливуд или индийский Болливуд, но, тем не менее, нам тоже есть, чем гордиться. Изучив историю советского и современного киноискусства, мы выделили ряд тем, которые раскрыты в художественном кино. К ним мы отнесли: криминал, казачество, Великую отечественную войну и лирику. Распределение фильмов по данным категориям условно, так как один и тот же фильм можно отнести к нескольким темам, например «Цыган», «Тихий Дон» и так далее.
Криминальный образ.
Как бы нам, жителям южной столицы, не хотелось бы, но образ одной из криминальных столиц нашей страны прочно вошел в сознание сограждан еще со времен Советского Союза. Достаточно вспомнить одну из известных поговорок «Ростов — папа, Одесса — мама, а Нальчик — их мальчик». Эта тема широко представлена и раскрыта во многих отечественных фильмах. Среди которых есть и те, которые непосредственно снимались в нашем микрорайоне («Боец» донского режиссера Евгения Серова). Но, пожалуй, первый фильм этого жанра вышел на экраны страны еще в 1964 году. Это известный фильм о взаимной преданности и дружбы лейтенанта милиции (Юрий Никулин) и овчарки по кличке Мухтар. Многие сцены снимались под Ростовом, в качестве питомника выбрали Ростовскую школу розыскного собаководства. В кадры попала и гостиница «Ростов» в роли больницы.
«Страх высоты» (1975) и «Хождение по мукам» (1977) — фильмы, в которых наш город сыграл свою роль в 70—80-х годах прошлого века. В первом фильме следователь шел на работу в управление СКЖД, а во втором можно узнать переулок Газетный.
Первым режиссером, заинтересовавшимся криминальным прошлым нашего города стал Константин Ершов с фильмом «Грачи» (1982). Распространено мнение, что деятельность ростовской банды Толстопятовых, орудующих в городе в конце 1970-х — начале 1980-х, легла в основу сюжета этого художественного фильма. В действительности прототипами Грачей стали члены другой семейной банды из Ростовской области — братья Петр и Владимир Билык и муж их сестры Афанасий Ставничий. А вот фильм именно о банде Толстопятовых, снял совсем недавно Константин Худяков при продюсерстве известного ростовчанина Сергея Жигунова. В апреле 2012 года в Украине состоялась премьера сериала «Однажды в Ростове», где в главной роли занят известный актер Владимир Вдовиченков. Сюжет картины отображает одно из самых неоднозначных десятилетий в истории Ростова-на-Дону и Новочеркасска. В далеком 1962 году в столице донского казачества произошел печально известный расстрел митинга, а через 5 лет в Ростове появилась банда братьев Толстопятовых, которые в течение шести лет держали целый регион в страхе.
Продолжает поддерживать криминальный авторитет нашего города и фильм «Из жизни начальника уголовного розыска» (1983), съемки которого полностью проходили на территории Ростова-на-Дону. Во время разговора в машине, когда герой Филатова сидит за рулем, машина проезжает по Ворошиловскому проспекту. Для съемок этой сцены был перекрыт не весь проспект, а только участок от улицы Красноармейской до площади Гагарина. Из-за этого можно видеть, как в процессе разговора машина ездит туда-сюда мимо одного и того же магазина «Кооператор Дона». В конце 1980-х будущая южная столица была показана в двух фильмах: «Плата за проезд» (1986) — картина посвящена жизни ростовских таксистов, и «Оглашению не подлежит» (1987) — в фильме на съемки одного тридцатисекундного эпизода ушло полдня. По рассказам очевидцев, бедный трамвай на резиновых колесах гоняли туда-сюда на повороте 1-го маршрута около Центрального рынка.
Вначале двухтысячных наш город появился в еще одном сериале, но только под вымышленным названием Тиходонск. Название этой картины — «Оперативный псевдоним» (2003), съемки проходили на набережной, пригородном вокзале, проспекте Космонавтов, в районе Северного водохранилища.
Нельзя не упомянуть о нашумевшем сериале с многозначительным названием «Мы с Ростова». Ростовский режиссер Руслан Кечеджиян снял его вообще без актеров. В реалистичном сериале на грани документалистики, реалити-шоу и игрового кино милиционеров играют милиционеры, а бандитов — бандиты. Герои носят свои реальные имена. Аннотация к работе звучит так: «У Ростова имеется богатое криминальное прошлое, а у района ЗЖМ (Западный жилой массив), откуда родом герои сериала, — еще и настоящее».
Но не только наш областной центр отличился в съемках, некоторые сцены из российского боевика «Бумер-2» снимались в городе Шахты. В настоящее время под Таганрогом идут съемки многосерийного фильма «Хуторянин». Режиссером является наш земляк — Виктор Мережко, который в одном из своих интервью подчеркнул, что все его фильмы хотя бы частично снималась на его родине, т. е. в Ростовской области. В планах Мережко снять в Таганроге 12 серийный фильм о борьбе бывшего офицера за место под солнцем. В эфир фильм выйдет осенью 2013 года. Помимо этого, режиссер хочет развивать кинематограф в Ростовской области, которого на сегодняшний день в нашем регионе уже нет. Еще в 80-е годы ХХ века на ростовской киностудии снимались документальные и короткометражные художественные картины, однако 90-е годы полностью уничтожили ростовское кино. Съемки сериала в Ростовской области, по мнению мэтра, могут дать должный импульс развитию кино в Ростове. Что еще примечательно, в фильме Федора Бондарчука «Тиски» одну из второстепенных ролей сыграл бывший учащийся нашего лицея Руслан Иванченко. За два года до съемок «Тисков» Валерий Тодоровский продюсировал фильм «Последний забой» (съемки велись в городе Шахты) и был впечатлен фактурностью Ростова и Ростовской области. А Иванченко Руслан принимал участие в съемках еще нескольких художественных фильмов. Во время съемок «Местных новостей» режиссера Виктора Шамирова он работал администратором съемочной площадки, а во время съемок «Охоты» Ильи Костинского — вторым режиссером.
Еще хотелось бы обратить на тот факт, что съемки фильма «Антикиллер» и его кинопродолжений проходили не в нашем городе, а в Санкт-Петербурге, хотя по сценарию донского писателя Даниила Корецкого почти все события происходят в донской столице.
Казачий образ.
Эта тема нашла отражение в экранизации многих произведений донских писателей, среди которых М. Шолохов, В. Закруткин, А. Калинин и другие.
Самая известная работа, в которой раскрыт образ донского казачества — «Тихий Дон» (1958) режиссера Сергея Герасимова — фильм по произведению Михаила Шолохова о непростой судьбе донских казаков России в начале прошлого века. Сюжет повествует историю казачьей семьи Мелеховых на фоне Первой мировой и Гражданской войн. Драма главного героя фильма Григория Мелехова, его трагическая любовь к соседке Аксинье, которую он пронёс через лихое время. Сложно переоценить вклад этой картины в развитие отечественного киноискусства. Наряду с блестящей игрой актеров в кадры попала наша Степь, передающая колорит донских казаков. Кинокартина относится к той категории, которые можно пересматривать много раз, с каждым просмотром открывать для себя что-то новое: описание степной природы или казачьего быта, запоминающиеся диалоги героев или батальные сцены. Натурные съёмки велись на хуторе Диченский (он был стилизован под хутор Татарский), в городе Каменск-Шахтинском тоже сняли несколько сцен.
Позже, в 90-х годах была создана вторая экранизация «Тихого Дона» режиссером Сергеем Бондарчуком. Большая часть съёмок прошла на Дону, около хутора Лебяжий, недалеко от верхнедонской станицы Вёшенской и в хуторе Калининском.
В 1964 году на экраны вышел художественный фильм режиссера Владимира Фетина «Донская повесть» снятый на киностудии «Ленфильм». Вот что писала «Литературная газета» в августе 1963 года: «В окрестностях Донской станицы Раздорская начались съемки нового художественного фильма «Донская повесть». В основу сценария написанного А. Витоль, положены рассказы М.А. Шолохова «Родинка» и «Шибалково семя» из цикла его Донских рассказов.
Постановщик картины — режиссер В. Фетин, который ставил фильмы «Полосатый рейс» и «Жеребенок». Главные роли исполняют: актер Московского драматического театра имени Станиславского, заслуженный артист РСФСР Евгений Леонов (Шибалок), актриса имени Евгения Вахтангова Людмила Чурсина (Дарья). Снимается также большая группа молодых артистов. В съемках участвуют конники Центральной школы добровольного спортивного общества «Урожай» и большая группа конников из колхозов Дона. Уже проведены первые натуральные съемки. Киноэкспедиция пробудет на Дону до конца октября. Музыку к фильму будет писать лауреат Ленинской премии композитор В.П. Соловьев-Седой».
Одна из последних кинокартин на тему донского казачества — сериал «Атаман» (2005) режиссера Василия Мищенко. В кадры попала казачья станица Старочеркасская с ее старинной церковью и майданом.
Лирический образ.
Лирическая тема, как нам кажется, раскрыта в таких советских кинолентах, как «Цыган», «Возращение Будулая» по мотивам повестей известного донского писателя Анатолия Калинина. Фильмы снимали на родине писателя в хуторе Пухляковском Усть-Донецкого района. Первая экранизация литературных произведений Анатолия Виниаминовича была сделана в 1967 году, когда был снят фильм «Цыган» с Евгением Матвеевым в заглавной роли. Потом, в 1979-м году, появилась новая экранизация этого фильма уже с Михаем Волонтиром. А в 1985 году тот же Волонтир снялся в «Возращении Будулая». Тогда в хутор Пухляковский, расположенный на живописном донском берегу, приехали звезды советского кино: Клара Лучко, Михай Волонтир, Нина Русланова, Леонид Неведомский и многие другие. И после съемок они не раз вспоминали о дружбе с прославленным писателем, тепло отзывались о донском хуторе. В Пухляковском до сих пор сохранился дом, в котором жила главная героиня фильма Клары Лучко.
По мотивам повести А.В. Калинина в 1974 году на экраны вышел широкоформатный фильм «Возврата нет». Эта советская мелодрама снималась режиссером Алексеем Салтыковым в 1973 году в станице Раздорской Усть-Донецкого района и повествует о том, как вдова Каширина, оставшаяся с ребенком на руках, в военное лихолетье спасла и выходила раненого бойца — Колю Никитина. После войны он вернулся с чувством благодарности к своей спасительнице.
К классике советского кино можно отнести и киноленты «На семи ветрах», «В моей смерти прошу винить Клаву К.». Их съемки также проходили у нас в городе. Как нам стало известно, «На семи ветрах» снимали в 60-е годы прошлого века, многие жители помнят этот момент, а студентов ростовского кинотехникума даже приглашали поучаствовать в процессе, когда съемочная группа размещалась на холме, у въезда в Железнодорожный район. Там установлен памятник Стачке 1902 года. Дом, вокруг которого разворачивается сюжет, располагался чуть ниже улицы Седова, на спуске к Дону, примерно там, где сейчас находится Ворошиловский мост. Съемки проходили не только на спускающихся к Дону улицах, но и рядом с 43-й школой, расположенной на проспекте Буденновском. Фильм повествует о трудном ожидании молодой девушки своего жениха, ушедшего на фронт.
Ростовская набережная очень часто попадала в кадры и советских, и российских фильмов. Так, фильм о крепкой мужской дружбе «Верные друзья» также снимался на набережной у старого здания речного вокзала. Правда, сложно теперь можно узнать Ростов, просматривая этот старый советский фильм. Здания этого, например, в настоящее время уже нет.
Съемки «В моей смерти прошу винить Клаву К.» — художественного фильма о первой любви режиссёрами Николаем Лебедевым и Эрнестом Ясаном по повести М. Львовского. (1979) проходили на известной в советское время танцплощадке «Мелодия» в парке Революции и в школе № 83 на проспекте Ставского.
Пожалуй, самая известная из современных работ, съемки которой проходили также в нашем городе и в ней Ростов-на-Дону не населяли бандиты и криминалитет, — это добрый и немного сказочный сериал ростовского режиссера Кирилла Серебренникова «Ростов — папа». Единственная нотка криминала заключена только в самом названии, а по существу наш Ростов в этом фильме предстает маленьким провинциальным городком, где разворачиваются вечные любовные сюжеты на современный лад. Фильм вышел на канале НТВ, но почему то его на четвертой серии его снимают с эфира без объяснения причин. Многие считают, что дело в том, что сериал попал на экраны не в свое время. Руководство канала поддерживало сериалы про бандитов и оперативников, а «Ростов-папа» просто напросто не вписывался в формат.
В 2007 году вышел нашумевший российский художественный фильм, комедийная мелодрама А. Кончаловского «Глянец», после просмотра появилось очень много недовольных зрителей тем, что наш город, который хоть и не Москва, но и далеко не деревня, а его показали как глухое село, где женщины летом ходят в сапогах.
Военный образ.
Трагедия человечества в годы самой масштабной войны показана в нескольких фильмах, снимавшихся у нас в области. Хотелось бы выделить в этой группе такие киноленты как «Утомленные солнцем — 2» и «Матерь человеческая». Первый фильм снимался всего несколько лет назад известным российским режиссером, обладателем Оскара, Золотой пальмовой ветви и других международных кинонаград Никитой Михалковым в Таганрогском заливе Азовского моря под Таганрогом. В батальных съемках и в массовке удалось сняться и многим жителям нашей области вместе со своей ретротехникой.
Вторая картина— трагедия и героизм русской женщины в годы Великой Отечественной войны по мотивам повести Виталия Закруткина «Матерь человеческая» (1975) режиссера Леонида Головня. Режиссер картины вспоминал позже: «Натуру можно было отснять и в Подмосковье, но мы считали, что место действия должно по-своему проявить исключительную суровость условий и обстоятельств, в которых раскрывается характер нашей героини. Были выбраны места близ станицы Вешенской на Дону, потому что пустынная степь с лаконичностью, жесткостью ее «выразительных средств» острее подчеркивает героику происходящего. Фильм снимался в Вешенской с сентября по февраль, и все это время актриса Тамара Сёмина, исполнявшая главную роль, проходила на съемках в одном ситцевом платьице. Ей пришлось и босиком ходить по снегу, и купаться в мороз. Но главное — нужно было отдать себя роли целиком, без остатка, ведь это был уникальный, единственный в своем роде монофильм».
Заключение.
В заключение хотелось бы сказать, что в небольшой работе невозможно, конечно, рассмотреть все художественные фильмы, снимавшиеся либо полностью, либо эпизодически на территории нашей области. Надеемся, исследование по этой теме будет продолжено, может увеличиться количество не только фильмов (с учетом снимаемых сейчас и планируемых съемках в будущем), но и их тематика.
Так, «за кадром» осталась документалистика, по которой еще в советские годы Ростовская киностудия была одной из лучших в стране. Практически все фильмы снимались отечественными режиссерами, в них играли отечественные актеры. Кроме донской местности, населенных пунктов, в фильмах снимались многочисленные артефакты, которые сейчас надежно охраняются. Так, на территории аксайского краеведческого музея находятся фаэтоны, которые участвовали в съемках «Неуловимых мстителей». Но не всем раритетам так повезло, как фаэтонам. У аксайского причала долгое время стоял на приколе теплоход из кинофильма «Жестокий романс». Стоял до тех пор, пока не был варварски разграблен и не распилен на лом.
К раннее упоминаемым в работе киносъемкам «Антикиллера» в Санкт-Петербурге, можно отнести и фильм «Дом» с целым набором замечательных актеров. Среди которых: Гармаш, Ступка и многие другие. Как и в «Антикиллере» действие проходит у нас в области, в одном задонском хуторке, но снимали его под Симферополем. Как нам кажется, надо создавать условия доброжелательности для тех кинокомпаний и режиссеров, которые решили снимать свои фильмы на Дону. Ведь это способ показать свой край еще и в таком массовом виде искусства, как телевидение. Может, область и не превратилась бы в одну огромную съемочную площадку, но для ее жителей появилась бы еще один повод для гордости за свой край.
Хочется верить, что актерская карьера нашего региона не закончена, и он еще сыграет свою главную роль.
отправлен участнику
Комментарии (7)
Оставить комментарий