Статья опубликована в рамках: IV Международной научно-практической конференции ««Проба пера» ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 29 января 2013 г.)
Наука: История
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ОБЫЧНЫЙ ПОДВИГ ДЛЯ РУСИ
Мусякевич Ксения
класс 11, МБУ «СОШ № 3 с углублённым изучением отдельных предметов» г. Кострома
Серебрянская Ольга Александровна
научный руководитель, канд. пед. наук, педагог высшей категории, преподаватель истории, МБУ СОШ № 3 с углублённым изучением отдельных предметов, г. Кострома
Умирая не умрёт герой…
Мужество останется в веках
Муса Джалиль
Скромная, в ряду растущих городов средней России, Кострома имеет право гордиться своим крестьянином Иваном Сусанином. Его подвиг занимает в нашей Отечественной истории совершенно особое место, а сам Сусанин издавна и прочно отнесён к числу национальных героев России. С именем этого Костромского крестьянина связан целый пласт русской культуры: ему посвящено множество исторических работ, его подвиг получил яркое отражение в литературе, музыке, изобразительном искусстве и фольклоре.
Почему именно образ Ивана Сусанина выступает как знак для совершения подобных подвигов совершенных в разное время, в различных исторических условиях. Каким образом современность воспринимает события прошлого, трансформируя их тем самым в историческую реальность.
Как-то в разговоре с современным молодым человеком о подвиге Ивана Сусанина мне совершенно спокойно заявили, что Иван Сусанин — сказочная личность, придуманная Романовым для достижения своих политических целей. Вокруг подвига Сусанина идут непрекращающиеся споры. Действительно ли он отдал свою жизнь, спасая Михаила Романова? На это я хочу ответить словами епископа Василия (Родзянко), внука последнего председателя Государственной Думы дореволюционной России: «Я всегда почитал его подвиг. Ведь это такая сила духа! Завести врагов на погибель, заведомо зная, что они хотят убить тебя, завести и погибнуть…. Потому-то народ наш и сохраняет в памяти своей, уже скоро четыре столетия, это святое имя, давно ставшее для каждого русского человека именем-символом». Вспоминая подвиг Сусанина, хочется вспомнить народных героев, которые этот подвиг повторили это и Иван Седунов, посадивший шведский флот на мель, и Семен Шелаев, погубивший большой отряд армии Наполеона, и герои Великой Отечественной войны Матвей Кузьмин, братья Цубы из Белоруссии, Миши Куприна с Брянщины и других патриотов. Всего на сегодняшний день известно более 60 фактов повторения подвига Ивана Сусанина.
Мы знаем, что поступки героев воодушевляют других, зовут на подвиг.Но скопировать подвиг нельзя — он всегда проявляется в конкретных условиях и подготавливается всей жизнью человека. Подвиги эти типичны, но именно в типичности и состоит их большое общественное значение.
В XVII в. и позднее у Сусанина были последователи.
Спустя 35 лет после гибели Сусанина героический поступок совершил украинский крестьянин Никита Галаган. Выполняя задание Богдана Хмельницкого, Никита Галаган пробрался к неприятельским окопам, где был немедленно схвачен. Под пытками он стал якобы выдавать тайну о количестве войска у Хмельницкого. «Нашим счета я не знаю, да и знать трудно потому, что с каждым часом их становится более...» — говорил он. Хитрость Хмельницкого удалась. Поверив казаку, поляки по приказу гетмана Потоцкого начали отступление. Никита Галаган предложил себя в проводники, говоря, что хорошо знает местность и покажет только ему известную дорогу. Верст десять шли спокойно. Вдруг показался казачий отряд. По задуманному плану, в это время, на шляхтичей всей мощью кавалерийской атаки обрушился полк Кривоноса, и отбил большую часть обоза. Сотни поляков попали, в плен, в том числе коронный гетман Потоцкий и гетман Калиновский. Никиту Галагана враги зверски замучили. Патриот помог войскам Хмельницкого одержать победу ценой своей жизни [2 с. 168].
В 1701-м от причала Николо-Корельского монастыря на побережье Белого моря (ныне Северодвинск, Архангельская область) отошла рыбацкая ладья. Возглавлял артель в количестве 27 покручеников (наемных рыбаков) будущий национальный герой России Иван Ермолаев по прозванию Ряб. Под этим именем-прозвищем он вошел в историю России и стал известным, благодаря роману Юрия Германа «Россия молодая» и одноименному телевизионному фильму. Мало кто знает, что настоящая фамилия героя не Рябов, а Седунов, а родом он был из древнего поморского села Мудьюга, что стояло на Зимнем берегу Белого моря. Более трехсот лет прошло со дня первого в истории России победоносного морского сражения со шведскими интервентами в июне 1701 года под Архангельском, а историки и краеведы до сих пор спорят о том, был ли вообще такой герой Иван Рябов. А если и был, то кто он: герой или предатель?
События июня 1701 года описаны со слов Ивана Седунова в «расспросной» от 26 июня 1701 года:
Вечером 24 июня 1701 г. вооруженная шведская эскадра подошла к устью Северной Двины. Но у шведов не было лоцмана, который бы ходил в Архангельск и хорошо знал фарватер Северной Двины. В это время шведы взяли в плен Ивана Савватеевича Седунова. На него-то и пал выбор как на наиболее подходящего лоцмана для проведения судов к Новодвинской крепости и далее, вверх, но реке, к главным населенным, пунктам побережья. Враги угрожали, и после некоторого раздумья рыбак согласился быть лоцманом, но он затаил мысль обмануть шведов и посадить их суда на мель под Новодвинской крепостью с таким расчетом, чтобы их можно было разбить из крепостных орудий. Шведскому капитану известно, что Двина изобилует мелями, и он предупреждает Седунова: если корабль сядет на мель, лоцман может прощаться с жизнью. Но Иван Савватеевич, ни смотря, ни на что, сажает корабль на мель. Продолжая отбиваться от наседавших врагов, лоцман не заметил, как почувствовал, что идти не может — ранен. И все же он нашел в себе силы добраться до борта и перевалиться через него. С трудом доплыл Седунов до берега, с огромными усилиями выбрался из воды, а между тем русские пушки беспрерывно обстреливали шведские корабли, поражение захватчиков было неминуемо. Воевода Двинского края, донося Петру I, умолчал о подвиге Ивана Седунова. Весь успех отражения неприятеля Прозоровский хвастливо приписал себе, хотя в то время его даже не было и Новодвинской крепости [1, с. 85].
Но русский дух, русский характер неистребим, вечен. Через все муки ада, можно сказать, прошел лоцман — через застенки и наветы, через пули и крушения, но выстоял и вышел еще более закаленным из всех испытаний.
Около года Седунов томился в тюрьме, пока его не освободил сам Петр I случайно узнавший о подвиге лоцмана во время своего приезда на север. Приказав освободить Седунова из заключения, царь подарил ему кафтан со своего плеча и кошель золота, а также жаловал званием «первого лоцмана и первого матроса Российского корабельного флота». Седунов и весь род его были освобождены от податей, тягот, повинностей и иных разорений [1, с. 88].
Подвиг Ивана Сусанина был повторён в суровом 1812 г
В один из осенних, дней по направлению к городу Белый продвигался трехтысячный французский отряд. Отощавшие лошади с трудом волокли застревавшие в грязи пушки. В тех местах русских войск не было. Однако, не дойдя до Белого, захватчики неожиданно повернули обратно. Позже выяснилось, что произошло это благодаря сметливости и мужеству крестьянина Семена Шелаева. Когда французы, взяв его в проводники, приказали показать дорогу в Белый, он повел их, но повел не в ту сторону. Мало того, Шелаев навел неприятеля на подошедший из Ржева батальон русских солдат. В результате короткой схватки французы были разбиты [6, с. 47]
В годы гражданской войны широко развернулась партизанская борьба, которая охватила территорию Сибири, Дальнего Востока, Алтая. Партизанская борьба захватила села Барнаульского уезда. В ночь на 10 августа 1919 года партизаны разгромили большой отряд белогвардейцев в селе Рассказиха Шадринской волости Барнаульского уезда. Озлобленные своей неудачей, руководители белых решили направить в Рассказиху отряд «голубых улан» численностью 700 человек. Расправившись с жителями Рассказихи, отряд белогвардейцев по узкой лесной дороге двинулся в сторону Бобровки. Ехавшие впереди часто останавливались, обсуждая, куда следовать дальше. После недолгого спора каратели решили направить к ближайшему лесному кордону разведчиков в поисках проводника.
Разведка ушла, а отряд остановился на короткий привал. Разведчики приблизились к сараю, где засели Гуляев с Постниковым. Партизанские наблюдатели, увидев карателей, сначала хотели открыть стрельбу, но, убедившись в том, что врагов много, решили действовать по-иному. Гуляев вышел на дорогу, белогвардейцы схватили его и повели к командиру отряда, который потребовал, чтобы Гуляев показал, место, где находятся партизаны. Федор Степанович, решив отомстить белогвардейцам за разоренную и сожженную Рассказиху, за убитого сына — бойца партизанского отряда, «согласился проводить отряд белогвардейцев». Федор Степанович твердым шагом знающего местность человека уверенно шел вперед в самую топь болот. Один за другим уланы начали тонуть. Проводник, пользуясь темнотой, исчез, оставив врагов погибать посреди топей. Только к утру несколько человек из отряда выбрались из болота. Местные жители стали называть Федора Степановича «наш Сусанин» [2, с. 157]
Героические поступки были совершены и в годы Великой Отечественной войны.
Первым в этом ряду стоит имя Матвея Кузьмича Кузьмина. Кузьмин Матвей Кузмич, повторивший подвиг Ивана Сусанина, выведший отряд карателей, на поляну, где в окопах немцев уже ждали наши солдаты. Немцы поняли, что проводник умышленно привёл их на эту поляну, — затрещали вражеские автоматы, широко раскинув руки, Кузьмин упал... О подвиге Кузьмина узнали все. О нём рассказал в «Правде» Борис Полевой, 24 февраля 1942 г. — сообщило Советское Информбюро.
Для фронта были выпущены специальные листовки, в газетах и журналах о М.К. Кузьмине печатались очерки, рассказы, стихи. Впоследствии на станции Московского метро «Измайловский парк» установили скульптуру Кузьмина. 9 мая 1965 г., в день празднования 20-й годовщины окончания Великой Отечественной войны, Матвею Кузьмичу Кузьмину было присвоено звание Героя Советского Союза [2, с. 158].
Повторил подвиг Сусанина и Иосиф Филидович, согласившись провести немцев к госпиталю партизан. И повел фашистов в лес. Больше старика никто не видел. Его нашли только через три месяца в глухих лесных дебрях за 10 километров, в стороне, противоположной госпиталю. Он лежал на земле с двумя пулевыми отверстиями в затылке. А госпиталь так и остался не раскрытым ни в ту, ни во вторую блокаду летом 1943 года. Через него прошли около 500 тяжелораненых партизан Щучинского, а потом и Белостокского партизанских соединений [4, с. 45].
Михаил и Иван Цубы — братья из деревни Новин, отказались показать гитлеровцам место, где находилась база партизанского отряда.
Иван Самуилович согласился. Но повел вражеских солдат не к месту базирования партизан, а в противоположную сторону, вглубь болота. Гитлеровцы изрядно протопали по снежной целине, прежде чем догадались о замысле крестьянина. Там же, на берегу реки Лань, учинили допрос. И, ничего не добившись, разъяренные, расстреляли патриота... [4, с. 47]
Сопоставляя подвиги Ивана Сусанина, Никиты Галагана, Ивана Седунова, Семена Шелаева, Федора Гуляева, Матвея Кузьмина, Иосифа Филидовича и Ивана Цубы, и многих других я задумалась о психологии русских, украинских и белорусских воинов. Разглядев характер каждого, я поняла, что их всех объединяет нечто особенное, а именно: долг перед Родиной, перед самим собой. Самоотверженный подвиг, самопожертвование, бесстрашие, приводившее в смятение врагов. В этом и заключается тайна наших побед.Идут годы, меняется время, но никто и ничто не сможет уничтожить тот великий славянский дух, присущий нашим народам.
У меня не вызывает ни малейшего сомнения, что русский человек, коим и был Иван Сусанин, решился сознательно завести врагов, зная что лишится жизни. Это было в духе русского человека. Герой, служащий Отечеству никогда не умирает, он живет в сердцах потомков.
Закрываю глаза и вижу, как из глубины леса тяжелой походкой, опираясь на посох, крупно шагает бронзовый старик. Шагает в бессмертие…
Список литературы:
- Анисимов А., Бегун Д., Строков В., Тарбаева П., Иван Рябов: северный Сусанин.//Поморская столица. — 2008 — № 8. — С. 84—91
- Борисов Н.В. Они повторили подвиг Сусанина. — Москва: Просвещение, 1987. — 190 с.
- Булдаков К., Уткин С. Подвиг Ивана Сусанина: свидетельства документов и интерпретация их исследователями // Сусанинская новь, 1994
- Зонтиков Н.А. «За службу к нам, и за кровь, и за терпение…» (Иван Сусанин: легенды, предания, история); Исследования и находки костромских краеведов // Костромская земля: альманах. — Кострома, 1992. вып. 2. С. 45—47
- Зонтиков Н.А. Иван Сусанин: легенды и действительность. — Кострома, 1997. — 352 с.
- Уткин С.А. Оценка подвига Ивана Сусанина в русской историографии XVIII в. — Кострома, 1993. — 56 с.
дипломов
Оставить комментарий