Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XX Международной научно-практической конференции «Проба пера» (Россия, г. Новосибирск, 25 ноября 2015 г.)

Наука: История

Секция: Краеведение

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ЗНАЧЕНИЕ  АМАЗОНОК  В  ЭТНОГРАФИИ  ДАГЕСТАНА

Магомедова  Саида

Класс  8  «1»,  гимназия  №56, 
РФ,  Республика  Дагестан,  г.  Махачкала

Чернова  Марина  Петровна

научный  руководитель,  Преподаватель  истории,  гимназия  №  56, 
РФ,  Республика  Дагестан,  г.  Махачкала

 

Республика  Дагестан  представляет  собой  обширное  поле  для  археологических  памятников.  Древнейшая  литература,  легенды  и  предания  сохранили  сведения  о  существовании  в  районе  Каспия  и  Кавказа  царств  амазонок.  История  дагестанских  народов  знает  немало  факторов  героизма,  мужества  и  отваги  женщин-горянок.  Возможно,  эти  качества  они  унаследовали  от  своих  предков  –  древних  амазонок.  История  и  география  древности  оставили  нам  много  рассказов.  Одни  сообщения  оказались  аллегориями,  другие  признаны  мифами,  третьи  отвергнуты  как  вымысел.  Толкование  слова  «амазонка»  до  сих  пор  спорно.  Так  их  назвали  греки.  Историк  Геродот  считал  сарматов  потомками  амазонок  и  скифов.  Амазонкам  посвящали  свои  труды  средневековые  авторы  Орозий,  Иордан,  Амартол  и  другие.  Рыбаков  Б.  пишет:  «Под  влиянием  сарматов  сформировались  некоторые  образы  славянских  мифов,  в  том  числе  о  женщинах  –  богатыршах,  «змиевых  женах»  [4].  Литературная  история  о  них  насчитывает  более  20  столетий.  Мы  выявили  следующие  мнения  ученых:  1.  Предания  истинны  в  своем  основании.  2.  Не  признавали  исторической  основы.  3.  Приписывали  случайное  сходство  с  каким-либо  народом.  4.  Гунны,  авары  и  другие  племена  внешне  отличались  отсутствием  бороды,  длинные  волосы  заплетали  в  косы.  У  кочевников  преобладал  женский  тип  телосложения.  Сумма  признаков  давала  повод  принять  азиатов  за  амазонок.  Ученые  не  составили  единого  мнения  и  в  вопросах  появления  амазонок:  1.  Вели  кочевой  образ  жизни,  постоянно  меняя  место  обитания.  2.  У  них  было  царство  в  Крыму,  на  Кавказе,  на  Средиземном  море.  3.  Пришли  в  Европу  из  Северной  Африки  и  прошли  далее.  4.  Пришли  из  Азии  на  Кавказ  и  прошли  далее.  Самым  запутанным  вопросом  считается  вопрос  о  местонахождении.  Кавказ  является  вторым  регионом  по  частоте  упоминания.  О  кавказских  амазонках  первым  написал  Страбон.  Он  считал,  что  они  проживали  на  восточной  оконечности  Кавказа,  то  есть  в  горах  Дагестана,  в  долинах  Терека.  Геродот  называл  Сарматию  центром  сохранения  наследия  амазонок.  Выделяется  два  района  обитания:  1.  Восточный  берег  Азовского  моря.  2.  Кавказские  горы.  По  мнению  К.  Алиева  леги  и  геллы  обитали  на  территории  Южного  Дагестана.  Д.Халилов  пишет:  «Леги  и  геллы  во  всех  источниках  упоминаются  рядом.  Обитали  в  бассейне  реки  Самур»  [5].  Магомедов  М.Г.  пишет:  «Легами  в  закавказских  источниках  называли  все  народы  Дагестана.  Геллы  обитали  в  долине  реки  Сулак,  главный  город  Гелда»  [2].  Мы  выяснили,  что  информацию  об  амазонках  содержат  источники  двух  видов:  письменные  и  археологические.  В  историографии  об  амазонках  встречается  несколько  формулировок:  1.  Мифы.  2.  Цикл  легенд.  Мифы  рассказывают  об  образе  жизни,  происхождении,  внешнем  виде,  расселении  амазонок.  Они  отличаются  умом,  красотой,  здоровьем,  силой,  сообразительностью  и  остроумием.  Среди  них  много  талантливых  полководцев.  Геродот  писал,  что  они  носили  мужскую  одежду,  но  она  была  цветной:  кафтан,  узкие  штаны,  ноги  в  мягких  сапожках,  либо  босые,  мягкая  шапочка.  В  военных  походах  женщины  участвовали  только  до  замужества.  Пика  популярности  они  достигли  в  VII  веке  до  нашей  эры.  После  Троянской  войны  амазонки  на  некоторое  время  исчезают  со  страниц  истории.  Граков  Б.Н.  пришел  к  выводу:  «Сведения  Геродота,  Гиппократа  и  Эфора  реальны»  [1].  В  70-х  годах  XIX  века  Ф.Байерн  открыл  женские  погребения  в  районе  аулов  Нижняя  Джута,  Артхмо,  Степан  –  Цминда.  Были  найдены  золотые  и  бронзовые  украшения,  железные  наконечники  для  стрел,  часть  медной  панцирной  рубашки,  боевые  кольца  и  хлысты,  попоны  с  колокольчиками.  Немецкий  ученый  Иоахим  Бергер  первым  сделал  анализ  ДНК  и  определил,  что  амазонки  были  европеози,  принадлежали  к  скифо-сарматскому  этносу.  Мы  классифицировали  амазонок  по  статусу:  1.  Хранительница  очага.  2.  Жрица.  3.  Воительница.  Определили  кавказский  период  амазонок:  1.  Савроматский  –  VI–IV  века  до  нашей  эры.  2.  Ранний  сарматский  –  IV–II  века  до  нашей  эры.  3.  Средний  сарматский  –  I  век  до  нашей  эры  –  I  век  нашей  эры.  4.  Поздний  сарматский  –  II–III  века  нашей  эры.  Мифы  и  легенды  ингушей,  чеченцев,  дагестанцев  говорят  о  пребывании  в  горах  Кавказа  «свободных  и  гордых  женщин».  Мы  определили  три  варианта  существования  амазонок:  1.  Народ,  состоящий  исключительно  из  женщин.  2.  Женщины,  построившие  военное  государство,  взявшие  власть  в  свои  руки.  3.  Женщины,  участвовавшие  в  военных  действиях  наравне  с  мужчинами.  Мы  считаем,  что  в  Дагестане  сложился  третий  вариант.  Предания  о  кавказских  амазонках  упоминаются  вместе  с  кочевыми  народами.  Страбон  писал,  что  амазонки  пришли  на  Кавказ  вместе  с  гаргареями  и  проживали  на  северных  склонах  Кавказской  Албании,  к  западу  от  Каспия.  Гаргарейцы  –  общепризнанные  в  кавказоведении  предки  вайнахов.  Поселились  здесь  до  Троянской  войны.  Амазонки  редко  вступали  в  военные  союзы,  только  в  случае  опасности  для  своего  племени.  Империя  амазонок  на  Кавказе  включала  в  себя  несколько  царств:  1.  На  северо-западном  побережье  Каспия.  2.  Вдоль  рек  Кумы  и  Терека.  Город  Кизляр  в  переводе  –  «девичник».  Здесь  были  культовые  центры,  захоронения  цариц.  Места  обитания  амазонок  найдены  у  границ  Ставропольского  края  и  Калмыкии.  Обучение  девочек  начиналось  с  7  лет  и  состояло  из  трех  ступеней:  1.  Стрельба  из  лука,  рубка  саблей,  джигитовка,  траволечение.  2.  Изучение  способов  обхождения  без  многих  вещей.  3.  Окультно  –  усилием  воли  отвести  стрелу,  свести  человека  с  ума  и  т.  д.  Их  учили  грамоте,  обращению  с  оружием,  охоте,  военному  единоборству  и  бесконтактному  бою,  искусству  выносить  тяготы  войны,  кочевой  жизни,  взаимовыручке:  «Стрела  и  меч  знакомы  девам  стали.  Из  лука  все  без  промаха  стреляли.  Скорей!  Вперед!  Здесь  робким  места  нет».  Обучение  в  каждой  ступени  шло  семь  лет.  Выбирали  наиболее  выносливых,  сильных,  агрессивных.  Обучение  велось  втайне  от  других,  поэтому  до  наших  дней  почти  ничего  не  сохранилось.  На  груди  ставили  особый  знак  принадлежности  к  женскому  воинству.  С  этого  момента  амазонки  не  боялись  ни  боли,  ни  смерти  в  бою.  Амазонки  пользовались  бальзамами,  благовониями,  духами,  румянами.  Мужчины  служили  в  пехоте  и  охране.  В  любой  момент  в  бой  могла  вступить  конница  до  120  тысяч  человек.  У  амазонок  были  медные  луки,  мечи  в  форме  полумесяца,  железные  топорики  и  наконечники  для  стрел,  арканы,  быстрые  и  хорошо  обученные  кони.  В  различных  районах  Дагестана  найдены  мечи  –  акинаки,  колчаны,  бляшки  с  изображением  волчьей  головы.  Существует  несколько  версий  о  появлении  курганов  в  III  тысячелетии  до  нашей  эры.  Особенно  много  курганов  в  междуречье  Сулака  и  Терека.  Имеются  различия  между  захоронениями  в  горных  и  предгорных  районах.  В  предгорных  –  испорченная  посуда,  в  горных  –  вооружение.  Иногда  в  могильниках  находили  останки  коня  и  собаки.  ёВ  течение  двух  тысяч  лет  амазонки  постоянно  участвовали  в  сражениях.  Особое  место  в  истории  Дагестана  занимает  Парту  Патима.  О  ней  сложены  легенды  и  предания,  установлены  памятники.  В  1396  году  Тамерлан  остановился  в  крепости  Тарки  и  воины  без  разрешения  военачальника  предприняли  вылазку  в  богатое  селение  Кумух,  но  были  разбиты.  Тимур  решил  наказать  горцев.  Против  него  вышел  небольшой  отряд  объединенных  сил  во  главе  с  20-летней  Парту.  Парту  принадлежала  к  сословию  Ахар  –  военной  аристократии  лакцев.  Участие  девушек  в  боях  не  носило  случайный  характер.  Это  была  давно  сложившаяся  традиция:  «Все  девушки  наши,  все  наши  подруги,  как  я,  надевают  стальные  кольчуги»,  –  говорит  Патима  [3,  с.  6].  В  XVIII  веке  в  Дагестан  вторглись  полчища  Надир-шаха.  Кулинцы  готовились  к  приходу  врага.  Надир  трижды  шел  на  штурм  аула.  Живых  согнали  на  поляну:  «Вы  мужественно  сопротивлялись.  Если  найдется  храбрец,  готовый  сразиться  с  моим  пехлеваном,  всем  дарую  жизнь»,  –  сказал  шах.  Из  толпы  вышел  безусый  юноша.  Во  время  борьбы  с  него  слетела  папаха,  и  все  увидели  девичьи  косы.  Шах  бросил  ей  золото.  Но  девушка  не  взяла  их.  Разъяренный  шах  двинул  на  нее  отряд  всадников,  и  они  растоптали  Чамсу,  а  тело  сбросили  в  реку.  Дагестанские  правительницы  также  проявляли  себя  в  качестве  бесстрашных  военачальников.  Одной  из  них  была  Тута-Бике,  правительница  Дербента.  Город  был  в  осаде  девять  месяцев.  Надев  на  себя  доспехи,  Тута-Бике  стояла  с  оружием  в  руках  на  стенах  крепости  Нарын-кала. 

Рассмотрев  исторические  источники  и  археологические  материалы,  мы  можем  сказать,  что  современный  научный  уровень  знаний  об  амазонках  на  Кавказе,  позволяет  нам  увидеть  реальный  быт  и  общественный  строй,  культуру  племен  савроматов.  Их  вклад  отразился  в  фольклоре  и  в  истории  народов  Кавказа  и  Дагестана.  Дагестанки  устраивают  соревнования,  наподобие  мужских:  бег,  прыжки,  поднятие  тяжести.  Проводят  только  женские  праздники.  Археологического  материала  крайне  мало,  особенно  по  Дагестану.  Наиболее  значительные  сведения  дают  Страбон  и  Диодор,  которые  впервые  указывают  на  проживание  амазонок  на  Кавказе  и  на  территории  современного  Дагестана.  Таким  образом,  мы  можем  сказать:  1.  Современный  уровень  научных  знаний,  легенды  и  предания  народов  Дагестана  и  Кавказа  отражают  историческую  реальность,  быт,  общественный  строй  ираноязычных  савромато–сарматских  племен  1  тысячелетия  до  нашей  эры.  2.  Формирование  эпоса  на  Кавказе  шло  сложными  путями.  3.  Археологические  раскопки  показали,  что  в  среде  кочевников  действительно  существовали  женщины,  которые  наравне  с  мужчинами  носили  оружие,  принимали  участие  в  военных  действиях  и  погребены  как  мужчины  –  воины.  4.  Во  всех  рассказах  древних  авторов  отсутствуют  божественные  свойства,  нереальные  представления.  Значит,  амазонки  не  мифические  существа.  Уже  в  наше  время  в  разных  странах  все  больше  женщин  занимают  высокие  государственные  посты.  Они  лучше  подходят  для  службы  в  армии,  легче  переносят  стрессовые  ситуации,  меньше  чувствуют  боль,  лучше  усваивают  новую  информацию  и  легче  приспосабливаются  к  изменениям  обстановки:  Где  героизм,  где  безрассудство  женщин?  Судить  не  нам.

А  лишь  тому,  кто  сотворил  их  прежде.

 

Список  литературы:

  1. Граков  Б.Н.  Сарматы:  Русские  амазонки.  [Электронный  ресурс]  –Режим  доступа.  –  URL:  http://history-ugolok.ru 
  2. Магомедов  М.Г.  История  этнонима.  [Электронный  ресурс]  –Режим  доступа.  –  URL:  dic.academic.ru 
  3. Усахов  М-Р.У.  Литература  народов  Дагестана.  Учебник-хрестоматия  для  6  класса.  Парту  Патима.  Изд.  «Юпитер».  2005.  –  С.  6.
  4. Рыбаков  Б.А.  Язычество  древних  славян.  [Электронный  ресурс]  –Режим  доступа.  –  URL:  rodon.org 
  5. Халилов  Д.Г.  Кавказская  Албания  –  древнейшее  государственное  образование  Дагестана.  [Электронный  ресурс]  –Режим  доступа.  –  URL:  galski.livejournal.com
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.