Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XVII Международной научно-практической конференции «Проба пера» (Россия, г. Новосибирск, 24 июня 2015 г.)

Наука: История

Секция: Всеобщая история

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

ЖЕНСКИЙ  СУЛТАНАТ  ОСМАНСКОЙ  ИМПЕРИИ:  РАССВЕТ  ИЛИ  ЗАКАТ  ВЕЛИКОГО  ГОСУДАРСТВА?

Титенко  Юлия

Класс  7  «А»,  МБОУ  «Лицей»,  РФ,  г.  Дальнереченск

Ольга  Яковлевна  Барабаш

научный  руководитель,  педагог  высшей  категории,  учитель  истории,  МБОУ  «Лицей»,  РФ,  г.  Дальнереченск

 

 

Османская  или  Оттоманская  империя  была  образована  в  1299  году,  когда  человек,  вошедший  в  историю  как  первый  султан  Османской  империи  под  именем  Осман  I  Гази,  объявил  независимость  своей  небольшой  страны  от  сельджуков  и  принял  титул  султана  (хотя  в  ряде  источников  отмечается,  что  официально  такой  титул  впервые  стал  носить  только  его  внук  —  Мурад  I).  Рассветом  империи  османов  считается  правление  султана  Сулеймана  I  Великолепного  (1521—1566  гг.). 

В  XVI—XVII  вв.  Османская  империя  была  одной  из  самых  могущественных  стран  мира.  Её  территория  к  1566  году  простиралась  от  Будапешта  (Венгрия)  на  севере  и  Багдада  (Персия)  на  востоке  до  Алжира  на  западе  и  Мекки  на  юге.  С  XVII  века  влияние  Османской  империи  в  регионе  начало  постепенно  утрачиваться.  Окончательно  она  распалась  после  поражения  в  Первой  мировой  войне.  Правление  османской  династии  длилось  623  года,  с  1299  года  по  1  ноября  1922  года,  когда  монархия  была  упразднена  [2,  c.  5].

В  отличие  от  европейских  монархий,  женщины  в  Османской  империи  (впрочем,  как  и  в  любом  другом  исламском  государстве)  не  допускались  к  управлению  страной.  Но  в  истории  этой  страны  выделяется  период,  именуемый  Женским  султанатом,  когда  женщины  оказывали  большое  влияние  на  государственные  дела.  Этот  термин  впервые  был  предложен  турецким  историком  Ахмет  Рефик  Алтынаем  в  1916  году  в  книге  с  одноименным  названием.  Споры  о  том,  какое  влияние  этот  период  оказал  на  великую  Османскую  империю,  не  утихают  и  в  наше  время.  Нет  единого  мнения  также  и  относительно  того,  что  следует  считать  основной  причиной  этого  несвойственного  исламскому  миру  явления  и  кого  считать  его  первой  представительницей. 

Некоторые  историки  полагают,  что  Женский  султанат  породил  период  окончания  походов,  на  которых  базировалась  система  завоевания  необъятных  просторов  и  получение  огромной  военной  добычи.  Другие,  называют  причиной  возникновения  Женского  султаната  борьбу  за  отмену  закона  Мехмеда  II  Фатиха  «О  престолонаследии»,  согласно  которому  все  братья  султана,  после  его  вступления  на  престол,  должны  были  быть  казнены,  независимо  от  их  намерений,  и  называют  основательницей  Женского  султаната  Османской  империи  Хюррем  Султан  жену  султана  Сулеймана  I,  которая  впервые  в  истории  этого  государства,  в  1521  году  стала  носительницей  титула  «Хасеки  Султан»,  что  в  буквальном  переводе  значит  «самая  любимая  жена». 

Хюррем  Султан  или  Александра  (Анастасия)  Лисовская  (известная  в  Европе  как  Роксолана)  родилась  в  1505  году  в  городе  Рогатина,  в  Западной  Украине.  В  1520  году  попала  во  дворец  Топкапы  в  Стамбуле,  где  султан  Сулейман  I  дал  ей  новое  имя  —  Хюррем,  что  в  переводе  с  арабского  означает  «радость  приносящая».  Титул  «Хасеки  Султан»,  дарованный  ей  её  мужем  султаном  Сулейманом  I,  дал  ей  много  власти,  которая  стала  ещё  прочнее  после  смерти  Валиде  Султан  в  1534  году,  когда  Хюррем  стала  управлять  гаремом.  Образованнейшая  женщина  своего  времени,  знавшая  несколько  иностранных  языков,  Хюррем  Хасеки  Султан  отвечала  на  письма  иностранных  правителей,  влиятельных  вельмож  и  художников,  принимала  иностранных  послов.  Фактически  Хюррем  была  политическим  советником  своего  мужа  султана  Сулеймана  I,  который  провел  значительную  часть  времени  своего  правления  в  походах  [3].

Но,  как  уже  отмечалось  выше,  не  все  исследователи  склонны  причислять  Хюррем  Султан  к  представительницам  Женского  султаната.  Среди  основных  аргументов,  отмечают  тот  факт,  что  для  каждой  его  представительницы  были  характерны  два  момента:  наличие  титула  «Валиде»,  и  относительно  небольшие  сроки  правления  Султанов.  Ни  один  из  них  к  Хюррем  как  раз  не  относился,  так  как  до  возможности  стать  «Валиде»  она  не  дожила  8  лет,  а  называть  коротким  срок  правления  Сулеймана  I  —  просто  абсурдно  (Сулейман  I  правил  46  лет),  как  собственно  и  называть  «упадком»  его  действия  во  время  правления  (если  считать  Женский  Султанат  следствием  «упадка»  империи).

В  силу  вышеуказанных  причин,  большая  часть  историков  склонны  считать  представительницами  Женского  султаната  Османской  Империи  четырёх  женщин:  Валиде  Афифе  Нурбану  Султан  (1525—1583)  —  венецианку  Сесилию  Веньер-Баффо;  Валиде  Сафие  Султан  (1550—1603)  —  венецианку  Софию  Баффо;  Валиде  Махпейкер  Кёсем  Султан  (1589—1651)  —  предположительно  гречанку  Анастасию;  Валиде  Хатидже  Турхан  Султан  (1627—1683)  —  украинку  Надежду.  Датой  начала  периода  Женского  султаната  Османской  империи,  по  их  мнению,  следует  считать  1574  год,  когда  Нурбану  Султан  получила  титул  «Валиде»,  а  датой  его  окончания  1687  год,  когда  на  престол  взошел  султан  Сулейман  II,  который  получил  верховную  власть  будучи  уже  в  зрелом  возрасте  (через  4  года  после  смерти  последней  влиятельной  Валиде  в  истории  Османской  империи  Турхан  Султан)  [1,  c.  74].

Основными  причинами  усиления  влияния  женщин  на  государственные  дела  историки  называют:  любовь  султанов  к  конкретным  женщинам,  влияние  матерей  на  сыновей,  недееспособность  султанов  ко  времени  вступления  их  на  престол,  интриги  и  коварство  женщин,  а  также  простое  стечение  обстоятельств.  Ещё  одним  немаловажным  фактором  считают  частую  смену  великих  визирей,  продолжительность  пребывания  на  посту  которых  в  начале  XVII  века  составляла  в  среднем  чуть  больше  года,  что  создавало  ситуацию  политической  раздробленности  и  хаотичности  в  империи. 

Что  же  касается  оценок  эпохи  Женского  султаната,  то,  как  уже  отмечалось  выше,  они  очень  неоднозначны.  Действительно,  бывшие  когда-то  рабынями  и  возвысившиеся  до  статуса  Валиде  женщины-регенты  были  зачастую  не  готовы  вести  политические  дела.  Выбирая  претендентов  и  назначая  их  на  важные  государственные  должности,  они  полагались  на  советы  своих  приближенных,  часто  основывая  свой  выбор  не  на  способностях  конкретных  людей  или  их  преданности  династии,  а  на  этнической  лояльности  [4,  c.  128].

С  другой  стороны,  женское  правление  имело  и  свои  положительные  стороны.  Оно  позволило  сохранить  имевшийся  монархический  порядок,  основывавшийся  на  принадлежности  к  одной  династии  всех  султанов.  Личные  недостатки  или  некомпетентность  султанов  (таких  как  душевнобольной  Мустафа  I,  жестокий  Мурад  IV,  полубезумный  и  расточительный  Ибрагим  I)  компенсировались  силой  их  женщин  или  матерей.  И  все  же  нельзя  не  принять  во  внимание  и  тот  факт,  что  действия  женщин  этой  эпохи  косвенно  подтолкнули  империю  к  стагнации,  но,  по  большей  части,  за  счёт  Турхан  Султан  и  её  сына  Мехмеда  IV,  проигравшего  Венскую  битву  11  сентября  1683  года. 

В  целом  можно  сделать  вывод  о  том,  что  на  сегодняшний  момент  нет  однозначной  исторической  оценки  влияния  эпохи  женского  султаната  на  империю.  Некоторые  считают,  что  правление  женщин  привело  империю  к  гибели,  другие  полагают,  что  правление  женщин  скорее  явилось  следствием,  нежели  причиной  упадка  великой  империи.  Но  одно  очевидно:  османские  женщины  имели  несоизмеримо  меньше  власти  и  были  дальше  от  абсолютизма,  чем  европейские  женщины-монархи  того  времени  (например,  Екатерина  II  или  Елизавета  I). 

 

Список  литературы:

  1. Кинросс  Л.  Взлет  и  падение  Османской  империи:  пер.  с  англ.  М.:  Алгоритм,  2013.  —  240  с.
  2. Петросян  Ю.А.  Османская  империя:  могущество  и  гибель.  Исторические  очерки.  М.:  Эксмо,  2003.
  3. Сулейман  Великолепный,  его  правление  и  его  семья.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.portalostranah.ru/view.php?id=223  (дата  обращения  16.03.2015).
  4. Широкоград  А.  Взлет  и  падение  Османской  империи.  М.:  Вече,  2012.  —  420  с.

 

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.