Статья опубликована в рамках: XV Международной научно-практической конференции «Проба пера» (Россия, г. Новосибирск, 28 апреля 2015 г.)
Наука: История
Секция: Краеведение
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ДРЕВНЕЙШИЙ ТРАДИЦИОННЫЙ ПРОМЫСЕЛ ЯКУТОВ-КУЙУУР
Азаров Александр
Класс 3 «в», школа № 31, РФ, г. Якутск
Азарова Лена Викторовна
научный руководитель, и.о. доцента кафедры «Бухгалтерский учет и финансы», ФГБОУ ВПО «Якутская ГСХА», РФ, г. Якутск
Традиционные занятия якутов связаны с состоянием окружающей среды.
Принято считать, что якуты занимаются только скотоводством и коневодством, а оленеводством — только малые народности Севера.
Большинство якутов по-прежнему сочетает разведение скота с охотой и рыболовством.
Я хочу рассказать о Древнейшем традиционном промысле якутов-куйуур.
Куйуур — это своеобразный способ ловли рыбы возможен только в Якутии. Такого вида рыбной ловли нет ни у одного народа.
Как только спадут морозы, мастера начинают мастерить куйуур — небольшую сетку-сак, прикрепленную к обручу.
Рисунок 1. Куйуур — сетка-сак
Обруч носит название «куя», делается из дерева, но нынешние мастера применяют современные материалы из пластика, а некоторые даже приспосабливают металлический велосипедный обод.
Раньше сетка сачка делалась из плетённого конского волоса, которая в виде мешка крепится на обруче. Сейчас рыболовы используют нитяные сетки или сети из лески. Ячея сетки не должна быть меньше 30 мм, тогда мелкая рыба, проходя сквозь ячейки, не попадается в сачок.
Начинается куйуур с прорубания лунки.
Рисунок 2. Лунка для ловли рыбы
Лунка должна быть достаточной, чтобы в неё свободно вошел сачок, укрепленный на мангкы. Мангкы — это рукоять сачка длиной 3 метра.
Жердь эту просовывают в отверстие, сделанное посередине доски, лаахыра. Она служит для того, чтобы сачок-куйуур не болтался в проруби как «карандаш в стакане». Это собственно доска-упор с отверстием диаметром 7—10 сантиметров посередине, в которое пропускается рукоять сачка.
Доска кладется поперек проруби, острым концом упирается в край льда или снежный, а на другой конец наступает правой ногой рыбак таким образом, лаахыра неподвижно фиксируется и рыбак в какой-то мере застрахован от скольжения возле проруби. Опустив куйуур на дно, рыбаки крутят куйуур по часовой стрелке, то есть, следуя движению солнца. Народ Саха является солнцепоклонниками, поэтому в этом, наверно заложены и религиозные устои.
Рисунок 3. Лаахыр — доска-упор
Дремлющая на дне рыба, ослепленная взбаламученным илом, попадает в центр водоворота, и когда ее там соберется, по расчету рыбака, достаточно, то ловким своеобразным движением куйуура она захватывается в сеть и вытаскивается наружу.
Рисунок 4. Улов
Лед на озерах весной достигает максимума по своей толщине от одного метра до двух. Для того чтобы пробить лед необходим хороший инструмент, коим является пешня — анньыы. До недавнего времени использовались пешни с копьевидной формой или в виде батыйи — пальмы, на деревянном древке.
Рис. 5. Инструменты для рубки проруби
Современные якутские мастера кузнечного дела совершенствуют форму лезвия своих пешен. Древки же теперь делают из обычных стальных двадцатимиллиметровых труб, приваривая их к наконечникам, обматывая изолентой или тонкими капроновыми верёвками для лучшего сцепления с руками
Такие пешни имеют достаточный вес и, можно сказать сами рубят лёд, рыбаку надо лишь поднимать вверх и направлять движение пешни.
Куйуур удивительный, уникальный способ рыбного промысла якутского народа. Он не забыт, возрождается и будет развиваться в будущем, как любимое занятие для отдыха, здорового образа жизни, как массовый вид спорта.
Список литературы:
1.Журнал «Байанай» — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: bayanai.info
2.Сибирский охотник. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: www.hunting.ru
3.[Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: www.ohotasakha.ru
4.[Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://bultalt.ru
дипломов
Оставить комментарий