Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XV Международной научно-практической конференции «Проба пера» (Россия, г. Новосибирск, 28 апреля 2015 г.)

Наука: История

Секция: Краеведение

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

К  ЧЕМУ  СТРЕМИТСЯ  ДУША  ЧЕЛОВЕКА…

Замоломская  Виктория

Класс  8,  КГБОУ  «Алтайский  краевой  педагогический  лицей-интернат»,  Краевой  центр  дистанционного  образования  детей-инвалидов,  РФ,  г.  Барнаул

Вишнякова  Наталья  Николаевна

научный  руководитель,  педагог  первой  категории,  преподаватель  истории  и  обществознания,  КГБОУ  «Алтайский  краевой  педагогический  лицей-интернат»,  Краевой  центр  дистанционного  образования  детей-инвалидов,  РФ,  г.  Барнаул

 

Введение

Где  рождаются  художники?  В  каких  краях?  Как  получается,  что  из  беззаботной  детворы  только  единицы  становятся  живописцами?  Почему  лишь  немногим  дано  пропустить  через  свои  чувства  великое  обаяние  природы,  воспеть  её  жизнь  в  красках?  Очевидно,  нужно  обладать  особо  романтической  душой,  отзывчивым  сердцем,  талантом,  и,  конечно  же,  творчеством.

Считаю  тему  живописи  художников-земляков  очень  актуальной,  так  как  их  произведения  позволяют  увидеть  духовно-нравственную  культуру  и  любовь  к  родной  земле,  к  людям,  как  отдельного  живописца,  так  и  целого  народа.  А  ведь  этой  культуры,  этой  любви  не  хватает  нам,  подрастающему  поколению,  живущему  в  условиях  технического  прогресса.  Достижения  прогресса  делают  нас  менее  возвышенными,  менее  красивыми  и  менее  благоуханными.

Наш  Алтай  может  гордиться  талантом  многих  молодых  художников.  Их  работы  внушают  уверенность:  у  алтайского  искусства  есть  перспективы,  так  считает  Барнаульский  искусствовед  Елена  Рябова.

Моя  исследовательская  работа  началась  с  опроса  среди  учащихся  7—9  классов  для  выявления,  знает  ли  мое  поколение  художников  родного  края.  Из  100  опрошенных  человек  только  5  %  дали  положительный  ответ.

После  проведения  опроса,  я  убедилась,  что  мои  ровесники  мало  интересуются  искусством  и  культурной  жизнью  нашего  края.  Поэтому  я  решила  познакомить  их  с  творчеством  Жука  Сергея  Анатольевича,  достойного  представителя  алтайской  живописи,  члена  Союза  художников  России.

Почему?  Я  видела  репродукции  его  картин,  и  они  мне  очень  понравились.

Актуальность  темы  позволила  мне  поставить  цель  исследования:  подробно  изучить  биографию  и  творчество  алтайского  художника  Жука  С.А.

Исходя  из  цели,  я  поставила  перед  собой  следующие  задачи:

1.  Исследовать  биографию  Жука  С.А.  на  основе  интервью  с  мамой  художника  Жук  Л.В.,  его  классным  руководителем  Атаджановой  Г.Я.  и  одноклассницами  по  художественной  школе.

2.  Исследовать  особенности  живописи  Жука  С.А.  на  основе  высказываний  алтайских  художников.

3.  Рассмотреть  творчество  художника  в  различных  жанрах  живописи.

4.  Выявить  значение  творчества  Жука  С.А.  в  развитии  искусства  и  культуры  г.  Барнаула  и  Алтайского  края  в  целом.

Основное  содержание 

Свой  путь  в  жизнь  и  творчество  Жук  С.А.  начал  из  своего  родного  села  Шипуново  Шипуновского  района  Алтайского  края.  Родители  художника  Жук  Анатолий  Андреевич  и  Любовь  Владимировна  с  любовью  воспитывали  сына.  Главным  для  них  было  —  вырастить  достойного  человека:  честного,  благородного.

Когда  Любовь  Ивановну  просят  рассказать  о  Сергее,  она  смущается,  волнуется,  говорит  о  нём  скромно:  «Я  считаю  своего  сына  обычным:  и  замечания  ему  в  школе  делали,  и  уроки  готовили  мы  с  ним  до  6-го  класса.  Четыре  класса  закончил  на  одни  «5»,  а  потом  появились  «4».  Из  всех  его  качеств  мама  выделяет  одно  самое  лучшее  —  он  не  сидел  ни  минуты  без  дела.

По  ее  рассказам  он  отлично  учился  в  училище.  Приезжала  на  собрания  —  его  всегда  хвалили  за  опрятность,  трудолюбие.  Благодаря  своему  трудолюбию,  Сергей,  думаю,  и  достиг  успеха  в  творчестве. 

Очень  тёплые  воспоминания  о  детстве  Сергея  сохранились  в  памяти  его  учителя  Атаджановой  Галины  Яковлевны  и  одноклассниц.

Галина  Яковлевна  вспоминает:

—  Ещё  в  то  время  у  Сергея  проявились  творческие  способности.  Он  хорошо  рисовал,  замечательно  читал  стихи,  обладал  искусством  слова.  Достоевский  говорил,  что  «красотой  спасётся  мир»,  а  мне  бы  хотелось  добавить,  что  пусть  картины  Сергея  приносят  добро  людям  в  это  непростое  время.

Одноклассница  Елена  Борисова  помнит  Сергея  таким:

—  Однажды  мы  выпускали  стенгазету,  и  я  наблюдала,  как  он  рисует.  Меня  поразило  то,  что  когда  Сергей  делал  наброски,  то  почти  не  смотрел  на  оригинал.  В  результате  получился  рисунок,  очень  схожий  с  образцом.

Новосёлову  Татьяну  восхищает  увлечённость  Сергея  рисованием.

—  Рисование  было  его  любимым  занятием.  Он,  по-моему,  рисовал  день  и  ночь.  Мне  кажется,  чего  хотел  Сергей  в  жизни,  того  он  и  добился.  Конечно,  такой  человек  своё  дело  не  бросит.  Он  до  конца  жизни  будет  ему  верен.  Это  у  него  заложено  природой. 

Конечно,  в  детстве  Жук  Сергей  был  таким  же,  как  и  многие  другие  мальчики:  весёлым,  задиристым,  озорным.  Одноклассница  Шмакова  Наталья  Леонтьевна  вспоминает,  у  Жука  было  то,  что  отличало  его  от  всех  —  это  всё-таки  настоящая  любовь  к  рисованию.  Вместе  с  ним  они  посещали  школу  изобразительного  искусства,  где  обучались  художественному  мастерству  у  учителя-художника  Рогозиной  М.Р.  Маргарита  Романовна  зажгла  в  душе  Сергея  настоящий  интерес  к  рисованию.

В  1983  году  (когда  им  было  11  лет)  она  представила  на  Всесоюзную  выставку  в  Москве  работы  Жука  Сергея,  его  друга  Алексея  Фахрисламова  и  моего  учителя  на  конкурс  «Юные  дарования».  И  они,  учащиеся  сельской  школы  ИЗО,  заняли  III  место.

Наталья  Леонтьевна  помнит  его  работу  у  мольберта.  Всегда  спокойный,  потому  что  настраивался  на  создание  хорошего  рисунка,  сосредоточенный,  внимательный.  Когда  смотрели  на  его  портрет,  натюрморт  или  пейзаж,  всегда  восхищались:  правильно  наложены  светотени,  аккуратные  мазки,  как  будто  всё  живое.

Вторым  преподавателем  изобразительного  искусства  у  Сергея  был  Богомолов  Владимир  Васильевич.  Владимир  Васильевич.  Заметив  в  мальчике  тягу  к  творчеству,  он  посоветовал  серьёзно  заняться  живописью.

В  1987  году  Жук  покинул  село  Шипуново  и  уехал  в  Бийск.  Там  он  поступил  в  педагогическое  училище  на  факультет  изобразительного  искусства  и  черчения.  В  1991  году  окончил  художественно-графическое  отделение  Бийского  педагогического  училища  и  поступил  в  педагогический  институт.

После  окончания  института  Сергей  работал  в  педагогическом  училище  преподавателем  живописи  и  рисунка.  А  потом  продолжил  свою  работу  на  кафедре  изобразительного  искусства  в  педагогическом  университете  г.  Бийска  как  доцент.  Теперь  у  него  полная  свобода  на  развитие  творчества.  Художник  много  работает  в  плане  живописи:  пишет  многочисленные  этюды  с  натуры.

Сергей  Анатольевич  продолжает  лучшие  традиции  русской  реалистической  живописи.  Всё  подвластно  кисти  молодого  художника:  и  портрет,  и  натюрморт,  и  пейзаж.

Перед  нами  красивая  девушка.  Она  сидит  на  стуле,  подпирая  правой  рукой  голову.  Поза  красавицы  —  свободная,  расслабленная.  От  ее  смуглого  лица  и  карих  глаз  исходит  мягкий  тихий  свет.  Мастерство  художника  так  высоко,  что  мы  словно  реально  осязаем  воздух,  обволакивающий  тонкую  фигуру  женщины.

А  сейчас  перед  нами  натюрморт.  В  стеклянной  банке  чеснок,  рядом  свежий  улов:  раки,  маленькие  караси,  окуни  и  бамбуковая  удочка  рыбака.  Что  может  нам  сказать  эта  картина?  Художник  любит  рыбалку.

Но  Сергея  Анатольевича  больше  всего  привлекает  пейзаж.  Его  вдохновляет  родная  алтайская  природа.  Природа  Алтая  многолика.  Жук  любит  изображать  всё:  и  берёзы,  и  сосны,  и  животных,  и  крутые  берега,  и  различные  дали  с  остатками  снега,  и  иней,  и  туманные  рассветы  и  таинственные  вечера.  Пейзажи  художника  я  разделила  на  следующие  темы:  сельский  пейзаж,  зимний  пейзаж,  осенний  пейзаж,  летний  пейзаж,  пейзаж  духовной  чистоты.

В  сельском  пейзаже  Сергея  Анатольевича  привлекает  умиротворенность,  своеобразная  поэзия  деревенского  быта,  гармония  с  природой.  Бревенчатый  домишко,  лужица  в  канавке,  белоствольные  берёзки  у  изгороди,  проселочная  дорога  дают  новый  толчок  вдохновению  художнику.

Сергей  Анатольевич  изображает  действительность.  Действительность  —  основа  его  творчества.  Она  подсказывает,  настраивает,  пробуждает  его  воображение.  Вроде  бы  один  и  тот  же  мотив,  а  уникален  на  картинах.

Жук  не  удовлетворяется  простым  изображением  вида,  а  стремится  к  пейзажу-размышлению,  в  котором  изображение  природы  обретает  характер  со  всеми  присущими  ей  качествами.  Но  всё  же  ближе  Сергею  природа  Горного  Алтая.  Пейзаж  по  своей  природе  —  искусство,  в  котором  выражаются  эмоции.  Цветовые  оттенки  картин  передают  гамму  чувств  художника.

Осень  —  любимое  время  года  Жука,  так  как  Природа  и  Художник  могут  посостязаться  в  яркости  красок.  Летние  пейзажи  также  имеют  свою  изюминку,  они  очаровывают,  волнуют,  пленяют  душу  безыскусной  простотой,  теплом,  искренностью.  Так  и  хочется  в  них  немного  «пожить».

Искусствовед  Дмитрий  Золоторёв  характеризует  творчество  алтайского  художника  так:  «Среди  работ  Сергея  Жука  преобладающими  являются  этюды  Горного  Алтая.  Картина-пейзаж  не  соответствует  опыту  барнаульских  пейзажистов.  Художник  изучает  природу,  идёт  по  пути  познания  натуры.  И  это  отличает  его  конкретный  художественный  метод  от  метода  барнаульцев.  В  работах  Жука  нет  того,  что  называется  «салонностью»,  т.  е.  сознательной  преукрашенности  в  творчестве.  Это  сильное  реалистическое  искусство».

Мастерство  Жука  высоко  оценивают  заслуженные  художники  России:  Малышев  Алексей  Павлович,  Ибрагимов  Заур  Маметович,  Борзов  Валерий  Петрович.  Они  оценивают  его  как  творчески  активного  художника,  постоянно  работающего  над  повышением  профессионального  мастерства.  Считают,  что  Сергей  чувствует  цвет,  хорошо  владеет  тоном,  работая  с  натуры.  Называют  его  неутомимым  тружеником.

По  их  словам,  Сергей  объездил  весь  Алтай  с  этюдником.  Привёз  много  добротных  этюдов,  которые  стали  впоследствии  прекрасными  произведениями.

Бийская  организация  Союза  художников  предоставила  живописцу  творческую  мастерскую  с  целью  поддержки  молодых  дарований.  Мастерство  художника  крепнет,  он  не  останавливается  на  достигнутом,  ищет  свои  методы  и  пути  выражения  в  работах.  Пейзажи  со  смыслом  духовности  —  это  особый  жанр  мастера.  В  них  мы  видим  то,  к  чему  всегда  стремится  душа  человека.

На  счету  алтайского  живописца  множество  выставок,  среди  них  —  городские,  краевые,  региональные,  международные  и  персональные.

Его  картины  имеют  добрую  оценку  не  только  в  Алтайском  крае,  но  и  даже  в  Монголии  и  Китае.  Один  из  заслуженных  художников  Китая,  подойдя  к  работам  Сергея  в  Пекине,  восхищённо  сказал:  «Вот  это  мастер!  Такой  молодой,  а  какой  хороший  мастер!».

За  активность  и  творческую  работу  художник  награждён  грамотами  и  дипломами.  Но  своему  творческому  успеху  Сергей  обязан  своей  малой  родине  —  селу  Шипуново  Шипуновского  района.  Он  знает  и  помнит  об  этом.

Шипуновская  школа  искусств  до  сих  пор  хранит  кусочки  его  детства:  всё  те  же  образцы  —  рисунки,  те  же  гипсовые  розетки  на  стенах,  всё  те  же  мольберты,  всё  тот  же  запах  акварельных  красок.

Для  художника  время  сейчас  свободно  после  соцреализма,  пиши,  что  хочешь.  Но  нет  достаточной  поддержки  от  государства  —  это  огорчает.

Выводы

На  основании  собранных  и  исследованных  материалов  периодической  печати,  семейных  архивов,  рассказов  очевидцев,  были  сделаны  следующие  выводы.  Творчество  художника  Жука  С.А.  настраивает  нас  на  доброжелательное  отношение  друг  к  другу,  на  доверительное  общение  с  природой  и,  самое  главное,  учит  созерцать  этот  прекрасный  мир,  то  есть  молча  воспринимать  красоту  жизни  и  сохранять  ее  внутри  себя  для  развития  собственной  души.

 

Список  литературы:

  1. Газета.  Алтайская  неделя  (17.03.  2001).
  2. Газета.  Степная  новь  (06.  07.2007).

 

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Комментарии (3)

# Наталья 06.05.2015 00:00
Работа носит исследовательский характер и представляет научный и практический интерес для всех, кто интересуется творчеством С. Жука. Автор заставляет задуматься о возможности развития собственных творческих способностей.
# Елена 07.05.2015 00:00
Статья отвечает всем критериям научно-исследовательской работы для своего уровня.
# Софья 07.05.2015 00:00
Интересно представлено анализировать мнение автора и выводы о творчестве.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.