Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XV Международной научно-практической конференции «Проба пера» (Россия, г. Новосибирск, 28 апреля 2015 г.)

Наука: История

Секция: Всеобщая история

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

ПОБЕДА  НА  ОСТРИЕ  КАРАНДАША

Буко  Дарья  Александровна

учащаяся  9  «В»  класса,  ГУО  «Средняя  школа  №  6»,  Республика  Беларусь,  г.  Жодино

Бружас  Светлана  Анатольевна

научный  руководитель,  учитель  истории  и  обществоведения,  Республика  Беларусь,  г.  Жодино

 

 

В  Великой  Отечественной  войне  в  противоборство  вступили  две  тоталитарные  империи  —  СССР  и  Германия,  взявшие  под  контроль  всю  общественную  и  культурную  жизнь  своих  стран.

Плакат  военного  периода  без  сомнений  является  оружием  воздействия  на  массовое  сознание,  и  этим  эффективно  пользовались  воюющие  стороны.

Гипотеза:  художественное  изображение  образа  врага  на  военных  плакатах  в  странах  с  одинаковыми  политическими  системами  будет  одинаковым.

Цель  работы:  исследование  образа  врага  на  плакатах  СССР  и  Германии  периода  Великой  Отечественной  войны. 

Задачи: 

1.  Изучить  военные  плакаты  1941—1945  гг.,  созданные  художниками  СССР  и  Германии.

2.  Систематизировать  плакаты,  на  которых  изображён  вражеский  образ.

3.  Классифицировать,  сравнить  и  проанализировать  приёмы,  используемые  при  изображении  врага

Объект:  военные  плакаты  1941—1945  гг.,  созданные  художниками  воюющих  стран.

Предмет:  приёмы,  используемые  при  изображении  образа  врага

Актуальность  работы  состоит  в  систематизации  и  анализе  плакатов  военного  времени,  что  помогает  лучше  изучить  и  понять  события  Великой  Отечественной  войны.  В  исследовании  использованы  методы  систематизации,  классификации,  сравнения  и  анализа.

В  работе  исследованы  советские  плакаты  художественных  коллективов  «Окна  ТАСС»  и  «Боевой  карандаш».  А  также  сохранившиеся  плакаты  «художника  Геббельса»  Ганса  Швайцера,  работы  других  немецких  авторов.  В  качестве  объекта  исследования  использованы  обложки  немецкого  журналов  Lustige  Blätter  («Весёлые  картинки»)  и  еженедельного  сатирического  журнала  Simplicissimus  («Симплициссимус»),  которые,  исходя  из  определения  понятия  «плакат»,  можно  приравнять  к  плакату.

Только  за  первые  месяцы  войны  плакаты  «Окон  ТАСС»  так  досадили  фашистской  верхушке,  гитлеровскому  окружению,  что  главный  нацистский  идеолог  -  министр  пропаганды  Геббельс  приговорил  к  смертной  казни  всех,  кто  принимал  участие  в  их  выпуске.

С  самого  начала  Великой  Отечественной  войны  появились  плакаты  «Боевого  карандаша».  Они  подготовили  первый  номер  антифашистского  плаката  «Фашизм  —  враг  человечества!  Смерть  фашизму!»  [10].

Работала  над  созданием  политического  плаката  и  фашистская  Германия.  В  30—40  годах  ХХ  века  германским  плакатным  искусством  занимались  Херберт  Байер,  Феликс  Альбрехт,  Людвиг  Холвейн  и  другие  [3].  «Художником  Геббельса»  называли  Ганса  Швайцера  [4].  В  данном  направлении  работали  художники  одного  из  ведущих  юмористических  журналов  Германии  “Lustige  Blätter”  и  еженедельного  сатирического  журнала  “Simplicissimus”.

В  ходе  исследования  изучены  более  500  плакатов.  В  результате  классификации  и  анализа  выделены  как  одинаковые,  так  и  отличительные  приёмы  изображении  врага  на  военных  плакатах  СССР  и  Германии.

При  изображении  образа  врага  художники  СССР  и  фашистской  Германии  использовали  ряд  одинаковых  приёмов. 

Самым  используемым  советскими  художниками  образом  врага  был  образ  лидера  нацистской  Германии  А.  Гитлера.  Авторы  немецких  плакатов  также  не  обошли  своим  вниманием  советского  лидера  И.  Сталина. 

Ещё  одним  популярным  приёмом  были  карикатуры  на  солдат  армии  противника. 

Также  рисовали  карикатуры  на  лидеров  государств,  союзников  противника.  На  советских  плакатах:  Муссолини,  Хорти,  Антонеску.  На  плакатах  немецких  художников  изображались  Черчилль,  Рузвельт.

Часто  встречается  изображение  черепа  как  символа  смерти,  что  должно  было  программировать  врага  на  поражение  и  смерть. 

Популярным  приёмом  среди  художников  противоборствующих  стран  были  рисунки  противника  в  виде  каких-либо  животных.  Они  использовали  образы  агрессивных  животных:  крысы,  волка.  Советские  художники,  в  отличие  от  немецких  карикатуристов,  использовали  изображение  змеи.  Встречаются  также  изображения  стервятника,  тигра,  свиньи,  козла,  обезьяны.  Художники  Германии  ассоциировали  СССР  с  медведем  и  драконом.  Только  на  немецких  плакатах  использовалось  мифическое  животное  —  дракон.

Интересно  использовали  художники  историческую  память  своих  народов.  На  советских  плакатах  наиболее  часто  Гитлер  ассоциируется  с  другим  уже  побеждённым  агрессором  —  Наполеоном.  Советские  художники  обещали:  победили  тогда,  победим  и  сейчас.  Художники  Германии  использовали  историю  своего  народа  несколько  иначе:  по  врагу  наносит  удар  кулак  рыцаря  —  крестоносца.

Следующий  приём,  используемый  художниками  СССР  и  Германии,  изображение  солдат  противника  как  нелюдей,  как  монстров.  Встречаются  у  художников  обоих  сторон  карикатуры  на  гражданское  население  противника.

Враждебной  считалась  государственная  символика  воюющих  стран.  Фашистская  свастика  изображалась  советскими  художниками  в  виде  переплетенных  змей  или  скрюченного  Гитлера.  Символы  СССР  —  Красное  знамя,  серп  и  молот  —  уничтожались  на  плакатах  немецких  художников  сильной  рукой  солдата  Германии.

Для  плакатов  СССР  и  Германии  характерна  трансформация  образа  врага  в  зависимости  от  событий  на  фронтах.  На  советских  плакатах  противник  становится  более  ущербным,  жалким,  лучше  прорисован.  Плакат  становится  ярче,  появляется  больше  красок.  На  нацистских  плакатах  с  точностью  наоборот:  цветовая  гамма  уменьшается,  противник  трансформируется  в  монстра.

Только  советские  художники  применили  приём  динамичного  перехода,  с  помощью  которого  прогнозировали  ход  дальнейших  событий,  предвещали  крах  фашистской  Германии  уже  в  начале  войны,  предвидели  победу.

Большое  внимание  только  на  советском  плакате  уделялось  министру  пропаганды  Геббельсу  (по  количеству  изображений  на  советских  плакатах  он  едва  уступает  Гитлеру).  Большой  эффект  имел  приём  советских  художников  при  изображении  руки  (даже  можно  сказать  лапы  или  клещей)  со  скрюченными  пальцами  и  когтями.

Одна  из  основных  тем  только  немецкого  военного  плаката  —  тема  борьбы  с  евреями  и  большевизмом.  Это  самый  используемый  образ  на  немецких  плакатах.  Второй  приём,  использованный  только  художниками  Германии  —  плакаты  для  населения  оккупированных  территорий  с  целью  дискредитации  советской  власти. 

В  результате  систематизации  и  классификации  предмета  исследования  была  составлена  таблица  «Приёмы,  используемые  художниками  СССР  и  Германии  при  создании  образа  врага  на  военных  плакатах  1941—1945  гг.».  Данная  таблица  является  практическим  результатом  исследования.

Плакаты  военных  лет  помогают  более  образно  представить  историю  Великой  Отечественной  войны,  они  являются  историческим  документом.  Результаты  данного  исследования,  полученные  в  ходе  систематизации  и  анализа,  являются  оригинальными,  ранее  нигде  не  представленными,  что  свидетельствует  о  новизне  темы.

В  результате  исследования  были  сделаны  следующие  выводы:

1.  На  плакатах  1941—1945  гг.,  созданных  художниками  СССР  и  фашистской  Германии  преобладают  одинаковые  приёмы  в  изображении  образа  врага,  что  частично  доказывает  гипотезу.

2.  Некоторые  одинаковые  приёмы  при  изображении  образа  врага  наполнены  разным  содержанием.

3.  В  годы  Великой  Отечественной  войны  перед  СССР  и  фашистской  Германией  стояли  разные  цели,  что  объясняет  использование  на  некоторых  плакатах  различных  приёмов,  присущих  художникам  только  одной  из  противоборствующих  стран. 

4.  На  военных  плакатах  СССР  главным  врагом  советского  народа  считался  Гитлер,  на  плакатах  фашистской  Германии  —  евреи  и  большевики.

5.  Только  советский  плакат  предвидел  победу:  советские  солдаты  несли  победу  на  острие  штыка,  а  советские  художники  —  на  острие  карандаша.

 

Список  литературы:

  1. Вашик  К.  Метаморфозы  зла:  немецко-русские  образы  врага  в  плакатной  пропаганде  30—50-х  годов  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.twirpx.com
  2. Немецкие  плакаты  времён  Великой  Отечественной  войны  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.etoretro.ru/
  3. Крамаренко  Н.  Плакаты  войны  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://nkart.narod.ru
  4. Молот  безумного  Бога  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://vilavi.ru/
  5. Пантелеева  Е.  Советский  плакат  в  годы  Великой  Отечественной  войны  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://elib.bsu.by
  6. Плакаты  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.davno.ru/
  7. Плакаты,  награды  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://softsalo.com/
  8. Роль  плакатов  в  изучении  истории  Второй  мировой  войны  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://great-victory.ru/
  9. Российская  государственная  библиотека  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.rsl.ru  /
  10. Советские  плакаты  времён  Великой  Отечественной  войны  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  https://ru.wikipedia.org/

 

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.