Статья опубликована в рамках: XIV Международной научно-практической конференции «Проба пера» (Россия, г. Новосибирск, 25 марта 2015 г.)
Наука: Технические науки
Секция: Технология
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ТАНЕЦ КАК СРЕДСТВО ВОСПОЛЕНИЯ ЖИЗНЕННОЙ ЭНЕРГИИ И ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Козлова Анастасия Владимировна
10 класс МАОУ лицей № 28, РФ, г. Таганрог
Буршит Елена Леонидовна
научный руководитель, старший преподаватель ТИ имени А.П. Чехова
(филиал) ФГБОУ ВПО «РГЭУ (РИНХ)» педагог-психолог детского дома № 5 г. Таганрога, РФ, г. Таганрог
Буршит Людмила Михайловна
консультант, инструктор по ФК МБОУ д/с № 77 г. Таганрога, РФ, г. Таганрог
Здоровье человека является важным компонентом общественного благополучия. Развитие, преобразование и другие аспекты социальной жизнедеятельности непосредственно связаны с активностью личности, ее физическим и психическим состоянием.
В современном обществе, наполненном передовыми технологиями, компьютеризацией, усиливающими ритм жизни, нередким стало эмоционально-физическое истощение людей. Такое состояние требует эффективных методов, способствующих наиболее быстрому восполнению энергии, нормализации эмоционального фона человека и повышению работоспособности членов общества. Именно поэтому занятия спортом, а так же различными видами деятельности, связанными с движением, ритмом представляют больший интерес общественности.
Ритм, музыкальность, пластика, грация и сила движений — все это сочетается в танце, который завоевывает все большую популярность у детей и взрослых.
Целью нашего исследование является определение влияния танца на развитие личности.
Объект: процесс формирования элементарных танцевальных навыков у дошкольников.
Предмет: сущность работы преподавателя (инструктора по ФК) по формированию элементарных танцевальных и двигательных навыков у дошкольников.
Задачи исследования:
· на основе анализа литературы представить социально-значимые аспекты применения танца в педагогической практике дошкольного воспитания и образования;
· обозначить основные понятия танца, представленные исследователями;
· определить методы, приемы и средства развития двигательных и танцевальных навыков дошкольников на современном этапе дошкольного образования.
Социально-значимые аспекты применения танца прослеживаются в литературных источниках с достаточно далекого прошлого, когда танец зарождался как ритуал. Развитие и становление культуры танца происходило и происходит с развитием самого общества. На протяжении столетий появлялись новые танцевальные движения, «облагораживались» элементы «дикого» танца. «Культивизированные» человеческие движения, вплетались в узор танца, который через пластику и эмоции доносил зрителям историю, содержащуюся в нем, состояние души — радость, грусть, полет, падение, рождение, смерть и т. д.
Исследователи в области искусства танца выделяют несколько определений, что такое «танец». Они рассматривают танец в «широком» и в «узком» смысле этого определения.
Восприятие танца в широком понимании его определения связано с той областью жизни человека, которая связана с творчеством и культурой. Творчество определяет личный подход человека к деятельности, в результате которой получается уникальный продукт, наполненный содержанием своего создателя, его мыслью, философией, жизнеопределением и нравственными категориями. Все это впитывает сам автор через многоаспектную культуру своего народа. Танец — это искусство и игра. Но и наша жизнь игра с ее правилами, сменой декораций, ритмом, переменой эмоционального настроения и пр. Все это отражается в танце, который на языке искусства воздействует на своих зрителей.
Таким образом, в широком значении танец является отражением самой жизни в самых различных ее спектрах.
Понимание танца как некой творческой деятельности, свойственной человеку, которая состоит из определенных компонентов: поза, жест, мимика, ритм, движение становится узким восприятием этого определения. Данные компоненты сочетаются, составляя ту или композицию. Сравнить это можно с калейдоскопом, который имеет определенную конструкцию с входящими в нее компонентами. Мелкие компоненты — стеклышки, определяющие узор, предназначенный для восприятия. Танец — форма, в которой отражается хореографический рисунок.
Танцевальные движения опираются на основные формы человеческих движений, которые он без особого труда и подготовки использует в своей жизни. К этим движениям относят ходьбу, бег, прыжки, подпрыгивание, повороты, покачивания из стороны в сторону и т. п.
Перечисленным набором движений человек овладевает уже в детском возрасте. Постепенно эти движения совершенствуются, усложняются, комбинируются в самых разных сочетаниях, которые с течением времени и развитием самого танца получили определение «па». Композиционное решение танца является своеобразным рисунком, состоящим из сочетаемых движений.
Уровень и сложность танца может переходить от «примитивного» до «совершенного». Но даже самые несложные движения, совершаемые человеком в определенном ритме, с определенным эмоциональным настроением, темпом позволяют ему зарядиться энергией, выплеснуть напряжение, ощутить релаксацию. Здесь важно почувствовать свое состояние и довериться импульсу, который само тело отразит в пластике. Примером может служить то, как маленькие дети реагируют на музыку. Они не остаются статичными, неподвижными, а отражают ее всем своим существом — эмоциями, мимикой, движением.
Значение танца нельзя недооценить в развитии детей. Его возможности успешно используются в практике воспитания, образования, здравоохранения и культуры.
Так, например, игровой танец все чаще используется педагогами во время музыкальных занятий, физкультурных пауз, как составная часть физкультурных занятий в дошкольных образовательных учреждениях.
В «совершенном танце» ведущая роль отводится хореографу, так как он обосновывает композицию танца, его язык, подбирает и определяет состав исполнителей, уточняет музыкальные и художественные компоненты своего произведения.
Поэтому мы поставили своей целью обратить внимание на роль танца в воспитании и развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Начиная с дошкольного возраста, ребенок знакомится с самыми элементарными и основными танцевальными движениями во время музыкальных или физкультурных занятий. Опираясь, как мы уже упоминали, на основные движения, которыми человек владеет, педагог развивает у детей координацию движений, их умение ориентироваться в пространстве, слушать ритм, в соответствии с ним двигаться в определенном темпе, умение через эмоции отражать настроение музыки. Вместе с тем задачей педагога, взрослого является ознакомление воспитанников с удивительными свойствами танца, формирование общей культуры и потребности в подвижном, динамичном образе жизни. Грациозная походка, красивая осанка, ловкость движений, пластика тела придают человеку необъяснимый шарм, привлекательность и уверенность в себе.
Всемирно известная учительница танцев Габриэла Рот, создавшая танец «Пять ритмов» отмечала: «Когда мы целиком отдаем себя духу танца, он становится молитвой, … которая позволяет взглянуть высоко наверх, воспарить над собой, стать легким и воздушным, и почти прозрачным, заговорить с чем-то всеобъемлющим, всезнающим и невыразимо красивым» [4].
В своем методе Габриэла Рот определяет: во-первых, способность танца высвобождать потенциал человека через его энергию, определяя его способность к творчеству и лидерству; во-вторых, возможность человека через танец познать себя, осознав эмоции, а через характеристику движений почувствовать сильные или слабые стороны своего «Я».
Именно эти свойства танца необходимы детям для выплеска энергии, эмоции или освобождения от напряжения, скованности, неуверенности.
В последнее время возможность выбора педагогом программы, а также возможность применения авторских программ в своей деятельности, открыло дорогу так называемым нетрадиционным средствам воспитания и развития детей, в том числе и физического. К таким средствам можно отнести:
· ритмическую гимнастику;
· игровой стретчинг;
· танцы и др.
Из вышеперечисленного ритмическая гимнастика имеет большую популярность. Уже в античной Греции наблюдалось зарождение этого вида и средства физического воспитания.
Ритмопластические направления являются популярными и в наши дни. А танцевально-ритмическая гимнастика является не только одной из доступных, но и эффективных, эмоциональных средств воздействия на человека. Доступность этого вида определено включением в программу несложных общеразвивающих упражнений [3].
Использование танца в программе дошкольного воспитания и образования для детей 3—7 лет предусматривает решение следующих основных задач (Таблица 1).
Таблица 1.
Основные задачи использования танца в дошкольном воспитании и образовании
Укрепление здоровья
|
- способствовать оптимизации роста и развития опорно-двигательного аппарата; - формировать правильную осанку; - содействовать профилактике плоскостопия; - содействовать развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой и нервной систем организма. |
Совершенствование психомоторных способностей дошкольников |
- развивать мышечную силу, гибкость, выносливость, проприоцептивную чувствительность, скоростно-силовые и координационные способности; - содействовать развитию чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умения - согласовывать движения с музыкой; - формировать навыки выразительности, пластичности, грациозности и изящества танцевальных движений и танцев; - развивать ручную умелость и мелкую моторику. |
Развитие творческих и созидательных способностей занимающихся
|
- развивать мышление, воображение, находчивость и познавательную активность, расширять кругозор; - формировать навыки самостоятельного выражения движений под музыку; - воспитывать умения эмоционального выражения, раскрепощенности и творчества в движениях; - развивать лидерство, инициативу, чувство товарищества, взаимопомощи и трудолюбия. |
Танцевальные программы, ориентированные на дошкольников содержат такие разделы, как «Игроритмика», «Игрогимнастика», «Игротанцы», «Танцевально-ритмическая гимнастика», «Игропластика», «Игровой самомассаж» и пр.
Упражнения из этих разделов ориентированы на нормализацию и поддержание положительного психо-эмоционального состояния ребенка, формирования у него жизненно важных знаний и умений (общение, взаимодействие, самореализация и т. п.), а так же развитие физических навыков.
Подача упражнений через игру соответствует природе детства, является естественной и легко воспринимаемой.
Практика показывает, что большая часть детей с удовольствием принимают участие в танцевально-ориентированных упражнениях. Создаваемый музыкой фон воздействует на дошкольника, его эмоционально-волевую сферу, активизируя его, или снимает излишнюю активность, позволяя расслабиться, замедлить дыхание и войти в состояние покоя.
Важным является то, что все компоненты, используемые в разных разделах танцевальной программы, рассчитанной на дошкольников, органично сочетаются в одном «танцевальном» продукте, который дети могут показать на праздниках, что увеличивает социально-культурную значимость их физического, эмоционального, эстетического и творческого труда.
Полученное дополнительное образование в Детской школе искусств по классу «хореография», участие в мастер-классах на семинарах в г. Сочи, конкурсах разного уровня, в том числе и Международных, предоставили возможность поделиться своими знаниями и навыками в социально-культурном проекте. Проект осуществляется в течение двух лет при совместном участии студентов-волонтеров ТИ имени А.П. Чехова, воспитанников детского дома № 5 г. Таганрога, координатора проекта (инструктора по ФК) на базе МБУК «Дворец молодежи» и ряда дошкольных образовательных учреждений города.
Мы не проводили «замеры» гибкости, ритмичности, состояния веса и т. п. под воздействием танцевальных занятий. Нами в процессе диагностики методом включенного наблюдения было констатировано изменение общего эмоционального состояния участников занятий, их активности и приобретенных навыков культуры общения в процессе занятий.
Фото диагностика позволила зафиксировать внешнюю сторону проявления отношения детей к танцу в различных его видах (Приложение 1).
Приложение 1.
Различные виды танцевальных движений в воспитательных мероприятиях с дошкольниками и младшими школьниками
Список литературы:
1.Балет: энциклопедия. / Гл. ред. Ю.Н. Григорович. М.: Советская энциклопедия, 1981. – 623 с., ил.
2.Бурмистрова Е.В. Танец и музыкальная игра: нераскрытые возможности // Прикладная психология и психоанализ. — 1998. — № 1. — С. 65—72.
3.«СА-ФИ-ДАНСЕ». Танцевально-игровая гимнастика для детей: Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных и школьных учреждений. СПб.: «Детство-пресс», 352 с, ил.
4.EDance by Открытое пространство спонтанного танца [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://ra-katarina.livejournal.com/8500.html
дипломов
Оставить комментарий