Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XIV Международной научно-практической конференции «Проба пера» (Россия, г. Новосибирск, 25 марта 2015 г.)

Наука: Социология

Секция: Обществознание

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

РЕЛИГИЯ  КАК  ФАКТОР  ФОРМИРОВАНИЯ  ДУХОВНОСТИ  ЛИЧНОСТИ

Хандусенко  Маргарита

Класс  11,  Центр  научно-технического  творчества,  секция  «Обществознание»,  РФ,  Республика  Крым,  г.  Керчь

Кемалова  Лиля  Исметовна

научный  руководитель,  канд.  филос.  наук,  доцент  кафедры  социологии  и  социальной  работы  ФГБОУ  ВО  «Керченский  государственный  морской  технологический  университет»,  РФ,  Республика  Крым,  г.  Керчь

 

 

В  духовной  сфере  современного  крымского  общества  в  последние  десятилетия  произошли  значительные  изменения,  которые  требуют  всестороннего  анализа  всех  факторов,  влияющих  на  эти  процессы.  Одним  из  самых  устойчивых  факторов,  оказывающих  влияние  на  формирование  духовности  личности,  является  религия.  Это  связано  с  тем,  что  религия  неразрывно  связана  с  культурой  общества,  независимо  от  того,  сколько  в  данном  обществе  верующих  и  неверующих.  Актуальность  заявленной  темы,  определяется  тем,  что  анализ  места  и  роли  религиозного  фактора,  его  влияния  на  социальную,  политическую  и  духовную  жизнь  общества  остается  одним  из  важных  направлений  современной  науки.

Это  предопределило  цель  данной  статьи  —  рассмотреть  роль  религии  в  формировании  мировоззрения  личности  молодого  человека.  Данная  цель  конкретизируется  следующими  задачами:

·     рассмотреть  религию  как  социокультурное  явление,  ее  роль  в  формировании  духовности  личности;

·     показать  влияние  православной  церкви  на  образ  мыслей  молодежи  (на  примере  молодежи  г.  Керчи).

Крым  как  поликонфессиональная  республика  представляет  собой  соцветие  множества  религий,  культур,  среди  которых  одно  из  важных  мест  занимает  православие.  Как  и  любая  религия,  православие  создает  матрицы  поведения,  формируя  особую  систему  ценностей,  в  соответствии  с  которыми  складывается  огромный  пласт  социальных  отношений. 

Роль  религиозного  фактора  в  формировании  мировоззрения  личности  подчеркивается  в  разных  областях  гуманитарного  знания.  Религия  всегда  влияла  на  политику,  экономику,  на  межнациональные  отношения.  В  разные  периоды  человеческой  истории  религия,  формируя  определенные  ценности  и  установки,  либо  способствовала  прогрессу  общества,  либо  приводила  к  его  упадку,  обостряя  до  предела  общественные  отношения.  Следовательно,  ее  место  в  обществе  зависело  от  процессов  секуляризации  или  десекуляризации  общественного  сознания.  Но  как  бы  то  ни  было,  религиозный  фактор,  формируя  ценностные  ориентиры  и  установки  общества,  всегда  влиял  на  жизнь  людей  в  данном  обществе,  выполняя,  в  том  числе  функции  сохранения  и  передачи  культурной  информации  от  поколения  к  поколению. 

Православие  в  этом  смысле  не  является  исключением  и  выполняет  огромную  роль  в  культуре  российского  общества,  провозглашая  высокую  духовность,  тесно  связанную  с  соблюдением  религиозных  принципов,  традиций,  стремлением  к  социальному  единению  на  основе  соборности  Исторически  именно  православие  стало  духовной  основой,  на  которой  строилось  русское  государство.  В  связи  с  этим  духовностью  называют  объединяющие  начала  общества,  выражаемые  в  виде  моральных  ценностей  и  традиций,  сконцентрированных,  как  правило,  в  религиозных  учениях  и  практиках.  Духовность  —  свойство  души,  состоящее  в  преобладании  духовных,  нравственных  и  интеллектуальных  интересов  над  материальными  [1].  Провозглашая  духовность  как  важную  составляющую  религиозного  мировоззрения,  православная  церковь  отмечает  рост  бездуховности,  особенно  среди  молодежи.  Они  рассматривают  бездуховность  как  дефицит  социальной  этики  и  в  качестве  решения  данной  проблемы  призывают  обратиться  к  православию  как  источнику  нравственности. 

Навязывание  извне  идеологии  потребительства,  провозглашение  приоритета  материальных  ценностей  по  отношению  к  духовным,  распространение  средствами  массовой  информации  псевдоидеалов,  нравственно  дезориентирующих  молодежь,  порождает  духовный  кризис  общества,  который  требует  поиска  способов  его  преодоления.  Именно  религия  способна  помочь  молодому  человеку  сориентироваться  в  меняющемся  обществе,  дав  ему  ценностные  ориентиры  и  формируя  его  духовность. 

С  целью  выявления  влияния  православной  церкви  на  мировоззрение  и  духовность  личности  в  городе  Керчь  было  проведено  анкетирование  среди  молодёжи,  посещавшей  воскресную  школу  и  теми  молодыми  людьми,  которые  не  посещают  церковь.  Было  опрошено  50  человек  в  возрасте  от  16  до  24  лет. 

На  вопрос:  «Верите  ли  Вы  в  Бога?»  100  %  молодежи,  посещающей  воскресную  школу  ответили  положительно,  а  из  тех,  кто  не  посещают  воскресную  школу,  в  Бога  верят  только  80  %.  Из  общего  числа  опрошенных  на  вопрос  «Кто  привел  Вас  к  вере?»  30  %  ответили,  что  родители,  40  %  —  родственники,  20  %  увлеклись  религией,  благодаря  друзьям,  и  только  10  %  пришли  к  вере  сами.  Из  числа  молодежи,  посещающей  воскресную  школу,  90  %  присутствуют  на  каждой  службе  (10  %  —  по  возможности),  а  из  не  посещающих  воскресную  школу  на  службе  постоянно  бывают  только  5  %  (75  %  посещают  по  большим  праздникам,  а  20  %  не  посещают  службу  вовсе).  На  вопрос  анкеты  «Как  часто  Вы  молитесь?»  из  посещающих  воскресную  школу  57  %  ответили,  что  молятся  в  благодарность  Богу,  43  %  —  в  сложных  жизненных  ситуациях;  из  не  посещающих  воскресную  школу  80  %  —  молятся  лишь  в  сложных  жизненных  ситуациях,  а  20  %  —  вообще  не  молятся.  71  %  посещающих  воскресную  школу  молодых  людей  сказали,  что  основной  целью  их  жизни  является  построение  семьи,  у  22  %  цель  —  получить  образование,  и  только  у  7  %  целью  является  накопление  материальных  благ.  Из  числа  не  посещающих  воскресную  школу  41  %  в  качестве  основной  жизненной  цели  назвали  получение  высшего  образования,  33  %  —  создание  семьи,  26  %  стремятся  достичь  материальных  благ. 

На  вопрос:  «Постесняетесь  ли  Вы  высказать  свою  точку  зрения  в  кругу  инакомыслящих  людей?»  из  посещающих  воскресную  школу  74  %  ответили  нет,  26  %  сказали,  что  постесняются,  из  не  посещающих  воскресную  школу  64%  ответил,  что  иногда,  в  зависимости  от  ситуации,  могут  высказать  свою  точку  зрения  в  кругу  инакомыслящих,  20  %  сказали,  что  стесняются  высказать,  и  только  16  %  ответили,  что  могут  высказать  свою  точку  зрения  в  любом  случае. 

Среди  не  посещающих  воскресную  школу  молодежи  на  вопрос  о  том,  употребляют  ли  они  в  своей  речи  нецензурные  слова  и  выражения,  100  %  ответили  утвердительно,  из  числа  посещающих  воскресную  школу  на  этот  вопрос  положительно  ответили  70  %,  что  заставляет  задуматься.  Далее  следует  блок  вопросов  о  вредных  привычках  молодых  людей.  Исследование  показало,  что  99  %  посещающих  воскресную  школу  не  курят  (1  %  —  курят)  и  95  %  не  употребляют  спиртные  напитки  (5  %  —  иногда  употребляют),  а  из  числа  не  посещающих  воскресную  школу  молодых  людей,  68  %  ответили,  что  не  курят  (32  %  курят)  и  10  %  употребляют  спиртные  напитки,  а  80  %  ответили,  что  употребляют  иногда.  На  вопрос  о  том,  употребляют  ли  они  наркотические  вещества  100  %  слушателей  воскресной  школы  ответили  отрицательно,  а  из  числа  не  посещающих  воскресную  школу  5  %  молодых  людей  ответили,  что  употребляют  иногда,  а  95  %  ответили,  что  не  употребляют.

В  процессе  анкетирования  было  выявлено,  что  верующие  молодые  люди  негативно  относятся  к  вредным  привычкам,  стремятся  формировать  духовные  ценности,  исходя  из  нравственных  предпосылок.  Люди,  которые  не  посещают  церковь,  не  особо  пытаются  исключить  из  своего  образа  жизни  вредные  привычки,  не  видя  опасности  в  употреблении  спиртных  напитков,  наркотиков  и  курения.

Подводя  итог,  можно  отметить,  что  православная  церковь,  как  особый  социальный  институт,  способствует  формированию  мировоззрения  личности,  влияет  на  ее  образ  жизни  и  образ  мыслей,  будучи  источником  духовных  ценностей  и  этических  норм. 

Православная  этика  культивирует  такие  качества,  как  духовность,  которая  включает  в  себя  необходимость  соблюдать  нравственные  нормы,  патриотизм  как  любовь  к  собственному  народу;  стремление  к  справедливости  и  равенству  и  другие.  Провозглашая  принципы  толерантности,  любви  к  ближнему,  взаимного  доверия  и  уважения,  православие  в  качестве  приоритета  выдвигает  духовные  ценности  личности.  Это  дает  основание  утверждать,  что  религия  в  целом,  и  православное  христианство  в  частности,  является  важным  фактором  формирования  духовности  современной  молодежи. 

 

Список  литературы:

  1. Джанвелян  Д.А.  Духовность  как  фактор  национальной  безопасности  Российской  Федерации  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=666915  (дата  обращения  10.02.12.2015).
  2. Духовно-нравственные  традиции  как  основа  стратегии  развития  страны  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.nirsi.ru/56  (дата  обращения  10.02.12.2015).

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.