Статья опубликована в рамках: XIII Международной научно-практической конференции «Проба пера» (Россия, г. Новосибирск, 25 февраля 2015 г.)

Наука: Философия

Секция: Основы религиозных культур и светской этики

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Проголосовать за статью
Дипломы участников
Диплом лауреата
отправлен участнику

ДРЕВНЕЙШИЕ  ВЕРОВАНИЯ  НАРОДОВ  СИБИРИ

Кананыкина  Елена

Сметанин  Николай

Класс  4  «Б»,  школа  №  33,  РФ,  г.  Осинники

Семенова  Татьяна  Анатольевна

научный  руководитель,  педагог-психолог  высшей  категории,  преподаватель  ОРКиСЭ,  школа  №  33,  РФ,  г.  Осинники

 

Горный  Алтай,  Горная  Шория,  и  Хакасия  славятся  своей  уникальной  природой,  поэтому  в  эти  края  со  всего  мира  стекаются  туристы.  Но,  к  сожалению,  не  все  приезжающие  гости  осведомлены  о  традициях  местного  населения.  Путешественники  видят  отдельно  стоящие  каменные  изваяния,  напоминающие  столбы  или  бесформенные  плиты,  разноцветные  ленты  на  деревьях,  и  камни,  сложенные  горками.  Эти  места  всегда  привлекают  внимание  гостей  и  они,  без  какого-либо  смысла,  начинают  подражать  обычаям  коренных  народов,  при  этом,  не  зная  обряда  или  объясняя  его  по-своему. 

Постановка  проблемы:  Невежественное  поведение  туристов  на  священных  местах  Алтая,  Кузбасса  или  Хакассии  не  только  оскорбляют  мировоззрение  коренных  народов  проживающих  на  этих  территориях,  но  и  приносят  вред  природному  миру.

Цель  нашей  работы:  Изучение  основ,  традиций  и  обычаев  древнейшей  веры  коренных  народов  Сибири

Из  поставленной  цели  вытекают  следующие  задачи:  1.  Обобщить  материалы  о  древнейших  религиях  коренных  народов  Сибири  (Шорцев,  Алтайцев,  Хакасов).  2.  Познакомиться  с  традициями  и  обычаями  народов  Сибири  (Шорцев,  Алтайцев,  Хакасов).

Мы  выдвинули  следующие  гипотезы:

1.  Отдельно  стоящие  каменные  изваяния  и  камни,  сложенные  горками  на  территории  Хакасии  и  Алтая  связаны  с  древнейшей  религией  коренных  народов,  проживающих  на  этих  территориях,  и  являются  для  них  священными  местами. 

2.  Разноцветные  ленты,  повязанные  на  деревьях,  являются  атрибутами,  связанными  с  ритуалами  или  обрядами  древнейшей  веры  коренных  народов  проживающих  на  территории  Алтая,  Кузбасса  и  Хакассии.

В  своей  работе  мы  использовали  следующие  методы  исследования:  наблюдение,  изучение  литературы  по  теме,  интервьюирование  представителей  коренных  народов  Сибири. 

Для  того  чтобы  подтвердить  или  опровергнуть  нашу  гипотезу,  мы  взяли  интервью  у  представителей  коренных  народов  Сибири:  Курегешевой  Раисы  Антиповны  —  представительницы  шорцев  (рисунок  1),  Сазанакова  Максима  —  педставителя  хакасов  (рисунок  2),  а  также  изучили  труды  Анохина  Андрея  Викторовича  —  «Материалы  по  шаманству  у  алтайцев»,  собранные  во  время  путешествий  по  Алтаю  в  1910—1912  гг.  по  поручению  Русского  комитета  для  изучения  Средней  и  Восточной  Азии. 

 

Рисунок  1.  Интервью  с  Курегешевой  Раисой  Антиповной

 

Рисунок  2.  Интервью  с  Сазанаковым  Максимом

 

Мы  узнали,  что:

Менгиры   —  это  отдельно  стоящие  каменные  изваяния,  возведенные  давними  племенами,  пять-четыре  тысячи  лет  назад.  Возле  них  совершались  жертвоприношения,  культовые  ритуалы  и  другие  загадочные  церемониальные  действия  (рисунок  3). 

 

https://s3-eu-west-1.amazonaws.com/uploads.drugiegoroda.ru/44/files/2010/10/26312784_0_519_79bfec21_XL.jpg

Рисунок  3.  Менгиры  Хакасии

 

Менгиры  расположены  в  зонах,  которые  связаны  с  зонами  разломов  земной  коры.  Такие  места  излучают  неизвестный  до  сих  пор  науке  поток  положительной,  либо  отрицательной  энергии.  Все  зависит  от  места,  где  расположен  менгир.  Положительная  энергия  выравнивает  биополе  человека,  что  способствует  его  оздоровлению.  Отрицательная  —  искажает,  что  приводит  к  болезням.

Самыми  знаменитыми  менгирами  Хакасии  являются: 

Стелла  Улуг  Хуртуях  тас   (каменная  бабушка),  покровительница  матерей  и  их  детей  (рисунок  4).  Древние  люди  обращались  к  Хуртуях  с  различными  недомоганиями,  и  лечились  от  бесплодия.  Местное  население  подвешивало  на  нее  искусственные  косы,  делали  подношения,  мазали  рот  сметаной  и  молоком  и,  как  и  сегодня,  обходили  три  раза  по  кругу.  В  настоящее  время  эту  стелу  заключили  в  стеклянную  юрту,  а  ЮНЕСКО  внесло  ее  в  список  Всемирного  наследия  планеты.  За  год  ее  посещают  десятки  тысяч  человек  [6]. 

Второе  место  —  гранитный  менгир  под  названием  Абчах  тас  (каменный  дед).  Он  является  местом  поклонений  и  жертвоприношений,  обладает  целительной  энергией  (рисунок  5).

 

http://www.diets.ru/data/cache/2012aug/27/18/951986_67207nothumb500.jpg

Рисунок  4.  Стела  «Улуг  Хуртуях  тас»  (каменная  бабушка)

 

http://mtdata.ru/u24/photo6B63/20939107335-0/big.jpeg

Рисунок  5.  Менгир  «Абчах  тас»  (каменный  дед)

 

Третье  место  —  Большие  ворота,  мужской  и  женский  менгир  (рисунок  6).  У  камня  с  правой  стороны  (если  смотреть  на  него  с  юга)  имеется  углубление  в  форме  человеческого  тела.  Это  углубление  образовалось  от  «трения»  людей  о  камень,  приходивших  сюда  на  протяжении  тысячелетий  для  лечения  или  для  совершения  религиозных  обрядов.  Проходить  между  воротами  нельзя,  это  может  сделать  только  настоящий  шаман  [6].

 

http://img.webme.com/pic/s/santekan/sv7.jpg

Рисунок  6.  Менгир  «Большие  Ворота»

 

Древние  хакасы,  алтайцы  и  шорцы  были  шаманистами.  У  них  существовало  представление  о  том,  что  мир  управляется  множеством  добрых  и  злых  духов,  которые  обитают  в  трёх  сферах:  под  землей,  на  земле  и  на  небе. 

Всеми  духами  повелевают  два  божества  Ульген  и  Эрлик  [3],  [4],  [5].

Ульген   —  добрый  создатель  мира  (рисунок  7).  Творец  всего  небесного  свода.  Творец  радуги.  Творец  огня.

 

Рисунок  7.  Ульген

 

Ульген  обладает  божественною  силой,  он  управляет  небесными  светилами,  производит  гром  и  молнию,  посылает  дождь  и  град.  Он  живет  за  месяцем,  солнцем,  выше  звезд.  Путь  к  нему  лежит  через  девять  препятствий.  Этот  путь  доступен  только  шаманам-мужчинам  во  время  камлания. 

Ульгену  совершают  моления  и  приносят  жертвы  [2,  с.  9—11].

Эрлик     злой  подземный  владыка  (рисунок  8).  Эрлик  живёт  во  дворце  из  черной  грязи.  Дворец  его  стоит  при  слиянии  девяти  рек  в  одну,  которая  течет  человеческими  слезамиЦарство  Эрлика  населяют  бесчисленное  множество  душ  умерших  людей  (рисунок  9). 

С  именем  Эрлик  шаманисты  связывают  самые  тяжелые  бедствия,  например  эпидемии  на  людей  и  на  скот. 

В  обычное  время,  а  особенно  при  болезнях,  человек  по  отношению  к  Эрлику  испытывает  страх  и  старается  задобрить  его  жертвоприношениями,  но  в  то  же  время  жертвы  приносятся  неискренно  и  с  оговоркой. 

 

http://i066.radikal.ru/1309/85/8c9be20dfdfb.jpg

Рисунок  8.  Эрлик

 

Рисунок  9.  Владения  Эрлика

 

Шаманисты  считали,  что  Эрлик  —  старший  брат  Ульгена  и  участвовал  в  сотворении  мира  и  человека  (рисунок  10).  Ульген  создал  тела  людей,  а  душу  в  них  вложил  Эрлик.  Поэтому  людям  приходится  жить  с  идеальным  телом,  но  с  душой,  полной  пороков  [2,  с.  3—9]. 

 

http://lik-kuzbassa.narod.ru/index.files/Kultur2.jpg

Рисунок  10.  Взаимосвязь  Ульгена  и  Эрлика

 

Значительное  место  в  верованиях  шаманистов  занимают  представления  о  духах-хозяевах  природы.  У  каждого  объекта  или  явления  окружающей  природы,  будь  то  гора  или  река,  дерево  или  камень,  птица  или  зверь,  гром  или  дождь  имеется  свой  дух-хозяин,  он  обладает  разумом,  как  у  человека,  но  выступает  в  облике  горы,  реки,  озера,  либо  в  облике  птиц,  зверей  и  т.  д.  [1,  с.  65].

Коренные  жители  Сибири  почтительно  относятся  к  различным  божествам  и  духам.  Существуют  правила,  которые  человек  должен  выполнять.  Например,  в  горной  тайге  на  охоте  запрещается  шуметь,  кричать,  ругаться,  убивать  сразу  нескольких  животных.  Недопустимо  вырывать  траву  с  корнем,  так  как  трава  —  это  волосы  земли,  и  хозяин  местности  гневается  за  боль,  причиняемую  земле,  он  наказывает  провинившихся  так  же,  как  и  за  рубку  молодых  деревьев  без  крайней  необходимости.

Каждая  гора  у  шаманистов  имеет  своего  особого  духа-хозяина.  Если  человек  взошел  на  гору,  он  не  должен  громко  кричать,  ругаться  с  кем-нибудь  или  шуметь.  Каждый  человек  старается  задобрить  духов,  переезжая  через  перевал.  Путник,  проезжая,  оставляет  на  нем  свой  камень,  который  он  взял  у  подножья.  Проходят  годы,  через  перевал  проезжают  сотни  людей,  и  вырастают  каменные  кучи.  Алтайцы  называют  их  «обоо»  (рисунок  11). 

 

Рисунок  11.  Обоо  (Хакасия)

 

Наиболее  распространенный  обряд  освящения  обоо  —  это  хождение  вокруг  него  один-три  раза,  иногда,  окропляя  обоо  молоком.

Многие  в  этом  месте  садятся  пить  чай,  «сотрапезничать  вместе  с  духами».  Здесь  принято  останавливаться  на  короткое  время,  но  не  рекомендуется  шуметь,  кричать,  петь  песни  и,  таким  образом,  тревожить  духов. 

На  избранное  дерево,  соседствующее  с  «обоо»,  вешали  ленты  (рисунок  12).  Под  такими  деревьями  и  на  «обоо»  бросали  монеты,  совершали  кропление  аракой  (молочной  водкой)  или  чаем.

 

http://www.altai-tourist.ru/photo/putzametki/ukoktyva/buguzun.s.jpg

Рисунок  12.  Обоо  (Алтай)

 

Издревле  коренное  население  отдавало  дань  священным  местам.  И  сегодня,  такие  места  легко  опознать  по  скоплению  разноцветных  лент  на  деревьях  (рисунок  13).

Традиция  повязывания  лент  из  ткани  связана  с  духовно-религиозными  верованиями  шаманистов.  Ленты  у  алтайцев  могут  быть  только  четырех  определенных  цветов.  Белый  цвет  —  это  светлые  помыслы,  благопожелания.  Желтый  цвет  связан  с  землей.  Голубой  —  вода,  небо.  Зеленый  —  природа. 

У  шорцев  и  хакасов  есть  традиционный  обряд,  связанный  с  повязыванием  цветных  ленточек  (чалама).  Его  совершают  у  Священной  березы  в  определенные  дни.  При  этом  они  завязывают  в  узлы  все  неприятности  прошедшего  года  в  черные  ленточки,  и  загаданные  желания  на  будущий  год  в  цветные  ленточки.  После  этого  нужно  обойти  костер  очищения  против  часовой  стрелки  и  обязательно  правой  рукой  бросить  черную  ленту  в  огонь.  После  этого  шаман  производит  «закрытие»  костра,  трижды  обходя  костер  против  солнца.  На  этом  заканчивается  ритуал  очищения,  и  наступает  благословление.

 

http://abakan-news.ru/wp-content/uploads/2014/03/chalama.jpg

Рисунок  13.  Традиция  подвязывания  лент  (чалама)

 

Сегодня  ленточки  на  дереве  завязываются  для  исполнения  желаний.  Традиционную  роль  здесь  играет  дерево,  а  именно  берёза,  которая  считается  священным  деревом. 

Наряду  с  этим  на  ветвях  деревьев  в  священных  местах  можно  увидеть  футболки,  носовые  платки,  лоскуты  одежды  и  прочие  элементы  одежды,  повязанные  взамен  культовых  лент.  Такое  нарушение  религиозного  обряда  недопустимо.

Заключение:  Мы  выяснили,  что  отдельно  стоящие  каменные  изваяния  на  территории  Хакассии  на  протяжении  тысячелетий  считаются  священными  для  хакасов  и  используются  ими  для  лечения  или  для  совершения  различных  церемониальных  обрядов.  Каменные  горки  в  Хакасии  и  Горном  Алтае  связаны  с  древнейшей  религией  коренных  народов,  проживающих  на  этих  территориях,  и  являются  частью  обряда  поклонения  духам  перевалов.  Традиция  повязывания  лент  из  ткани  связана  с  духовно-религиозными  верованиями  коренных  народов  Сибири.  Привязывание  лент  на  ветви  деревьев  с  целью  оказания  почтения  духу  местности  имеет  свой  сакральный  смысл.

Осквернение  этих  священных  мест  либо  нарушение  религиозных  обрядов  туристами  недопустимо,  так  как  это  приносит  вред  природному  миру  и  оскорбляет  мировоззрение  коренных  алтайцев,  шорцев  и  хакасов.

 

Список  литературы: 

1.Алексеев  Н.А.  Шаманизм  тюркоязычных  Народов  Сибири.  Новосибирск:  Наука,  1984.  —  233  с.

2.Анохин  А.В.  Материалы  по  шаманству  у  алтайцев  собранные  во  время  путешествий  по  Алтаю  1910—1912  гг.  по  поручению  Русского  Комитета  для  изучения  Средней  и  Восточной  Азии.  Ленинград:  Издательство  Российской  Академии  Наук,  1924.  —  148  с.

3.Википедия  —  свободная  энциклопедия  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  https://ru.wikipedia.org/wiki/Шорцы  (дата  обращения  10.12.2014).

4.Википедия  –  свободная  энциклопедия  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  https://ru.wikipedia.org/wiki/Алтайцы  (дата  обращения  24.11.2014).

5.Википедия  –  свободная  энциклопедия  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  https://ru.wikipedia.org/wiki/Хакасы  (дата  обращения  10.12.2014).

6.[Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:http://dokx.ru/publ/tayni_mira/zagadki_istorii/mengiry_khakasii_i_ikh_tajny/3-1-0-70  (дата  обращения  18.12.2014). 

Проголосовать за статью
Дипломы участников
Диплом лауреата
отправлен участнику

Оставить комментарий