Телефон: +7 (383)-202-16-86

Статья опубликована в рамках: VIII Международной научно-практической конференции ««Проба пера» ЕСТЕСТВЕННЫЕ И МАТЕМАТИЧЕСКИЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 19 сентября 2013 г.)

Наука: Биология

Секция: Естествознание

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

СОВРЕМЕННЫЕ  ПРЕДСТАВЛЕНИЯ  О  НАУЧНОМ  И  ЭСТЕТИЧЕСКОМ  ЗНАЧЕНИИ  ТВОРЧЕСКОГО  НАСЛЕДИЯ  ЛЕОНАРДО  ДА  ВИНЧИ

Постолаки  Игорь

класс  12  «Б»,  лицей  им.  В.  Лупу,  г.  Кишинев,  Республика  Молдова

Постолаки  Александр  Илларионович

научный  руководитель,  доктор  медицины,  доцент,  Государственный  Университет  Медицины  и  Фармации  «Николае  Тестемицану»,  Республика  Молдова


 


Актуальность  темы.  В  начале  ХХI  века  во  всем  мире  заметно  возрос  интерес  к  научному  и  творческому  наследию  великого  ученого  и  художника  эпохи  Возрождения  Леонардо  да  Винчи  (1452—1519).  Такое  пристальное  внимание  к  незаурядной  личности  да  Винчи  обусловлено  не  только  многообразием  предложенных  и  реализованных  им  смелых  идей,  но  как  ученого  опередившего  современников  на  столетия  своим  восприятием  и  пониманием  окружающего  мира.  Высочайший  уровень  мастерства  в  его  художественных  произведениях  ошеломляют  современных  исследователей,  и  вызывает  массу  вопросов  о  технике  их  выполнения,  которая  не  известна  художникам  нынешнего  времени,  например,  одна  из  его  известнейших  картин  «Мона  Лиза»  (Джоконда)  (1503—1506  гг.)  хранит  еще  немало  загадок.  К  этому  следует  добавить,  что  не  менее  важное  художественно-историческое  и  научное  значение  имеют  и  сохранившиеся  анатомические  рисунки,  поражающие  точностью  передачи  мельчайших  деталей,  которые  подтверждены  цифровыми  компьютерными  томографами.  По  мнению  ряда  экспертов,  анатомические  эскизы  Леонардо  да  Винчи  могут  во  многом  помочь  нам  в  понимании  человеческого  тела  [2,  3,  8].  Однако,  необходимо  отметить,  что  без  знания  известных  эстетических  законов  невозможно  понять  всю  сложность  строения  и  красоту  человека.


Цель  исследования:  изучить  знаменитый  рисунок  художника  «Витрувианский  человек»,  как  эстетический  канон,  с  точки  зрения  «Золотой  Пропорции  /  Золотого  Сечения»,  как  одного  из  фундаментальных  законов  в  Природе  и  Мироздании.


Материалы  и  методы:  Построение  логарифмических  спиралей  в  различных  исходных  точках  на  рисунке  Леонардо  да  Винчи  «Витрувианский  человек»  в  компьютерной  программе  Inkscape  с  последующим  их  анализом  на  предмет  пропорциональности  изображения  человеческого  тела.


Результаты  и  обсуждения:


Известно,  что  у  Леонардо  да  Винчи  были  обширны  и  разнообразны  интересы  к  трудам  древних  ученых,  врачей  и  философов.  Он  изучал  Авиценну  (Ибн  Сину),  Аристотеля,  Архимеда,  Пифагора,  которому  принадлежит  бессмертная  идея  о  всеобщей  гармонии,  лежащей  в  основе  мироздания,  изучал  Цельса,  а  приступив  к  анатомированию,  ознакомился  с  трудами  Галена  и  Гиппократа.


Проблема  Природы  и  устройства  Мироздания  постоянно  находится  в  центре  внимания  науки,  начиная  с  древних  греков.  В  эпоху  Возрождения  продолжались  поиски  «совершенной  пропорции».  Как  считает  Э.М.  Сороко,  термин  «золотое  сечение»  происходит  от  Птолемея,  а  закрепилось  это  обозначение  и  стало  популярным  благодаря  Леонардо  да  Винчи  (1452—1519),  который  часто  его  использовал  [6].  Однако,  в  статье  «Знал  ли  Леонардо  да  Винчи  «код  да  Винчи»?  А.В.  Радзюкевич  (2006)  отмечает,  что  сам  термин  «золотое  сечение»  имеет  достаточно  извилистую  судьбу,  пройдя  исторический  путь  через  целый  ряд  названий  [5].  Примечательно,  что  сам  «золотой  ряд»  стал  известен  еще  в  1202  году,  когда  его  впервые  опубликовал  в  своей  «Книге  о  счете»  итальянский  математик  Леонардо  Пизанский,  прозванный  Фибоначчи.  Однако  почти  за  две  тысячи  лет  до  них  «Золотое  Сечение»  было  уже  известно  Пифагору  и  его  ученикам.  Правда,  называлось  оно  по-другому,  как  «деление  в  среднем  и  крайнем  отношении».  А  вот  египетский  треугольник  с  его  «Золотым  Сечением»  был  известен  еще  в  те  далекие  времена,  когда  строились  пирамиды  в  Египте.


В  работах  Леонардо  да  Винчи  учение  о  пропорциях  сводится  к  поискам  идеальной  меры  человеческого  тела  и  под  его  непосредственным  влиянием  в  эту  эпоху  издается  одно  из  самых  знаменитых  сочинений  о  «Золотом  Сечении»  —  трактат  известного  итальянского  математика  Луки  Пачоли  «О  божественной  пропорции».  Л.  Пачоли  не  случайно  вводит  в  название  своего  трактата  термин  «божественный».  Он  совершенно  убежден  в  божественном  происхождении  «Золотой  Пропорции».


Несмотря  на  существующие  противоречия  среди  экспертов  по  данному  вопросу,  в  целом,  в  последние  десятилетия  возрос  интерес  среди  ученых  по  проблеме  «Золотой  Пропорции  /  Золотого  Сечения».  Научные  открытия  в  этой  области  дают  основание  высказать  предположение,  что  подобный  феномен  является  некоторым  «метафизическим»  знанием,  «проточислом»,  «универсальным  кодом  Природы»,  который  может  стать  основой  для  дальнейшего  развития  науки,  в  частности,  математики,  теоретической  физики,  генетики,  компьютерной  науки  и  т.  д.  По  глубокому  убеждению  президента  Международного  Клуба  Золотого  Сечения  профессора  А.П.  Стахова  и  его  коллег  именно  «Золотая  Пропорция  /  Золотое  Сечение»  являются  важнейшими  числовыми  закономерностями,  которые  лежат  в  основе  «Законов  Гармонии»  Природы,  Науки  и  Экономики  [7].


В  своем  исследовании  мы  обратились  к  спиральной  биосимметрии  как  одной  из  наиболее  распространенных  и  характерных  типов  симметрии  в  природе.  Хорошо  известно  о  существовании  различных  примеров  вращательных  и  спиральных  симметрий  во  многих  биологических  телах,  молекулах,  цветках  и  побегах  растений,  в  строении  простейших  и  высокоорганизованных  животных.  Развитие  зародыша  у  человека  и  других  позвоночных  происходит  также  со  спиралеобразной  закруткой  вокруг  главной  оси,  что  обусловливает  морфологическую  асимметрию  тела  человека  и  животных.  При  глобальном  рассмотрении  вопроса  о  проявлении  спиральных  биосимметрий,  следует  отметить  интересный  факт,  что  во  Вселенной  спиральные  галактики  один  из  основных  типов  галактик  (до  50  %  от  числа  галактик)  и  даже  наша  галактика,  носящая  название  —  Млечный  путь,  имеет  также  своеобразную  спиралевидную  форму.  В  форме  спиральных  волн,  как  известно,  происходит  движение  звездных  систем  в  галактиках,  а  также  протекают  многие  другие  физические  явления.  И.В.  Гёте  (1749—1832)  —  немецкий  писатель,  мыслитель  и  естествоиспытатель,  считал,  что  существует  общее  стремление  биологических  тел  к  спиральности.  Также  и  сосуды,  нервы,  волокна  в  поисках  самого  короткого  пути  неизбежно  превращаются  в  спиралевидные  образования  [1,  4,  6,  7].


Таким  образом,  анализируя  полученные  результаты  мы  пришли  к  выводу,  что  «витрувианский  человек»  Леонардо  да  Винчи  по  полному  праву  может  считаться  эстетическим  каноном  человеческого  тела,  так  как  построение  логарифмических  спиралей,  как  на  самом  изображении  человека,  так  и  в  не  его,  показало  тесную  взаимосвязь  между  пропорциями  частей  человеческого  тела  на  рисунке  (рис.  1  а,  б,  в,  г).


 

                              а)                                                      б)

                            в)                                                         г)

Рисунок  1.  Построение  логарифмических  спиралей  на  рисунке  Леонардо  да  Винчи  «Витрувианский  человек»  при  помощи  компьютерной  программы  Inkscape


 


На  рисунке  1  г  отчетливо  видно,  что  3-й  виток  спирали  проходит  через  ногтевую  фалангу  большого  пальца  правой  руки  вытянутой  перпендикулярно  по  отношению  к  туловищу  и  повторно  проходит  ту  же  самую  точку  на  большом  пальце  кисти  левой  руки  вытянутой  под  углом  по  отношению  к  туловищу.  И,  наоборот,  при  прохождении  3-го  витка  спирали  через  основание  большого  пальца  правой  руки  вытянутой  под  углом  по  отношению  к  туловищу,  повторно  повторяет  ту  же  точку  прохождения,  но  уже  на  левой  руке  вытянутой  перпендикулярно  по  отношению  к  туловищу.


Выводы: 


1.  Построение  логарифмических  спиралей  на  рисунке  Леонардо  да  Винчи  «Витрувианский  человек»  показало  наличие  важных  фактов  подтверждающих  присутствие  строгих  эстетических  канонов  в  данном  произведении  художника.


2.  Изучение  творческого  наследия  Леонардо  да  Винчи  при  помощи  современных  методов  исследования  поможет  расширить  наши  знания  не  только  о  масштабе  личности  и  таланта  великого  художника  и  ученого,  но  и  позволит  более  внимательно  отнестись  ко  многим  сохранившимся  посланиям  древних,  еще  не  изученных  до  конца  и  не  понятых  человечеством.


 


Список  литературы:


1.Бегун  П.И.,  Шукейло  Ю.А.  Биомеханика.  СПб.  «Политехника».  —  2000.  —  463  с.


2.Леонардо  да  Винчи.  Анатомия.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http:  //  worldgenius.  ru  /  Anatomy.  php.  (дата  обращения  13.04.2013).


3.Насколько  точны  анатомические  рисунки  Леонардо  да  Винчи?  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http:  //  www.  bbc.  co.  uk  /  russian  /  science  /  2012  /  05  /  120501.  html.  (дата  обращения  12.12.2012).


4.Петухов  С.В.  Биомеханика,  бионика  и  симметрия.  М.  «Наука».  —  1981.  —  240  с.


5.Радзюкевич  А.В.  «Законы  красоты  –  мифология  или  технология?»  (Часть  1).  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.a3d.ru  /archi/stat  /radz.  –  2006.  (дата  обращения  21.11.2011).


6.Сороко  Э.М.  Золотое  сечение,  процессы  самоорганизации  и  эволюции  систем:  Введение  в  общую  гармонию  систем.  М.:  КомКнига,  2006,  —  264  с.


7.Стахов  А.,  Слученкова  А.,  Щербаков  И.  Код  да  Винчи  и  ряды  Фибоначчи.  СПб.:  Питер,  2006.  —  320  с.


8.Улыбка  Джоконды:  счастье  и  отвращение.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http:  //news.  bbc.  co.  uk/  hi  /  russian  /  entertainment  /  newsid_4532000/4532002.stm.

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом