Телефон: +7 (383)-202-16-86

Статья опубликована в рамках: VIII Международной научно-практической конференции ««Проба пера» ЕСТЕСТВЕННЫЕ И МАТЕМАТИЧЕСКИЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 19 сентября 2013 г.)

Наука: Математика

Секция: Геометрия

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Проголосовать за статью
Дипломы участников
Диплом лауреата
отправлен участнику

СИММЕТРИЯ  В  АРХИТЕКТУРЕ  ГОРОДА  ТРЁХГОРНОГО

Сергеева  Анна

класс  9  «А»,  МБОУ  «СОШ  №  108»,  г.  Трёхгорный,  Челябинской  области

Смоленцева  Тамара  Александровна

научный  руководитель,  учитель  математики,  школа  №  108,  г.  Трёхгорный


 


Введение.


Гуляя  по  городу  и  любуясь  на  сооружения,  нередко  задумываешься,  почему  так  часто  в  конструкциях  используется  симметрия. 


Цель  работы  —  провести  исследование  и  ответить  на  вопрос,  зачем  в  архитектуре  используют  симметрию.


Для  достижения  цели  нужно  решить  следующие  задачи:


1.  Изучить  специальную  литературу  по  разделу  математики.


2.    Познакомиться  с  симметрией  в  архитектуре  разных  стран.


3.  Провести  фотосъёмку  зданий  города  Трёхгорного.


4.  Проанализировать  постройки  города  Трёхгорного  с  точки  зрения  изученного  понятия  «симметрия».


5.  Провести  беседу  с  главным  архитектором  города  Трёхгорного.


6.  Сделать  выводы.


Формулируем  гипотезу:  Если  в  архитектуре  будет  использоваться  только  симметрия,  то  построенная  конструкция  будет  гармоничной,  устойчивой  и  долговечной.


«Архитектура  включает  в  себя  всю  культуру  эпохи;


в  ней  проявляется  дух  времени»


Архитектор  Ле  Корбюзье


Человек  и  архитектура.  Эти  два  понятия  связаны  очень  крепко.  Люди  никогда  не  жили  вне  архитектуры,  они  всегда  были  внутри  неё.  Как  только  древний  человек  перестал  укрываться  в  пещере,  он  начал  строить  себе  жилища  [4].


Архитектура  —  это  искусство  проектирования  и  возведения  зданий,  сооружений.  Не  будь  архитектура  искусством,  все  города  выглядели  бы  одинаково  скучно  и  уныло.  Именно  архитектурные  сооружения  заставляют  нас  восхищаться  улицами  различных  городов,  и  благодаря  архитектуре  каждый  город  имеет  своё  уникальное  лицо  [2].


Что  такое  симметрия.


Каждый  из  нас  в  жизни  хоть  раз  встречался  с  определением  симметрии.  По  преданию,  термин  «симметрия»  придумал  скульптор  Пифагор  Регийский.  Отклонение  от  симметрии  он  определил  термином  «асимметрия». 


Термин  «симметрия»  —  соразмерность,  пропорциональность,  одинаковость  в  расположении  частей  по  отношению  к  плоскости  или  линии.


Математически  строгое  представление  о  симметрии  сформировалось  сравнительно  недавно  —  в  XIX  веке.


В  геометрии  выделяют  три  основных  вида  симметрии:


1.  Центральная  симметрия. 


2.  Осевая  симметрия.


3.  Зеркальная  симметрия  [1].


В  архитектуре  есть  два  основных  типа  симметрии:


1.  Двусторонняя.


2.  Радиальная  [6].


В  архитектурной  композиции  симметрия  может  использоваться  для  организации  форм  и  пространств  двумя  способами.  Общая  организация  сооружения  может  быть  решена  симметрично.  Однако  в  том  или  ином  пункте  любой  абсолютно  симметричной  композиции  приходится  сталкиваться  с  ситуацией  асимметрии  участка  или  контекста  и  так  или  иначе  решать  её.  Симметричной  может  быть  лишь  часть  сооружения,  вокруг  которой  группируются  асимметричные  формы  и  объёмы  [6].


Антисимметрия  —  полная  противоположность  симметрии,  её  отсутствие  [6].  Таким  примером  является  Храм  Василия  Блаженного  в  Москве.  Это  композиция  из  десяти  храмов,  каждый  из  которых  обладает  центральной  симметрией,  в  целом  асимметрична.


Дисимметрия  —  нарушенная,  частично  расстроенная  симметрия  [6].  Примером  дисимметрии  в  архитектуре  является  Екатерининский  дворец  в  Царском  селе  под  Санкт-Петербургом.  Дворец  является  полностью  симметричным,  если  не  принимать  во  внимание  Дворцовую  церковь. 


Симметрия  в  архитектуре  разных  стран.


«Мы  не  против  красоты,  но  против  излишества. 


Фасады  зданий  должны  иметь  красивый  и  привлекательный  вид


  за  счет  хороших  пропорций  всего  сооружения...»


Н.С.  Хрущев


Следует  отметить,  что  не  везде  развитие  жилищ  шло  одинаково  и  равномерно.  Необходимость  в  компактности  и  легкой  транспортабельности  жилищ  привели  к  созданию  шалаша.  С  началом  освоения  нового  света  стали  известны  новые  типы  жилищ,  которые  использовались  аборигенами  Америки:  вигвам,  типи.  Кочевые  народы,  создали  быстроразбираемые  дома,  такие  как  монгольская  юрта,  чум  и  др.  В  суровых  условиях  севера,  где  свирепствовали  морозы,  получили  широкое  распространение  иглу,  которые  возводились  из  снега  и  льда.  В  сельской  местности  доминирующее  положение  занимали  избы. 


В  древние  времена  жилые  дома  обычно  строили,  симметрично  располагая  их  вокруг  определенной  центральной  точки.  Независимо  от  того,  была  их  форма  округлой,  квадратной  или  прямоугольной,  в  них  было  довольно  просто  определить  месторасположение  такой  точки.  Очень  часто  домашний  очаг  помещался  в  такой  точке.  Он  был  фокальной  точкой,  вокруг  которой  проходила  жизнь  всей  семьи.


Прекрасные  образцы  симметрии  демонстрируют  произведения  архитектуры.  Общие  планы  построек,  фасады,  орнаменты,  карнизы,  колонны  обнаруживают  соразмерность,  гармонию.


Наиболее  известные  памятники  это:  Исаакиевский  собор,  Большой  театр,  Зимний  дворец    (Россия);  Триумфальная  арка,  Собор  Парижской  богоматери  (Франция);  музей  Гугун,  храм  Неба  (Китай);  Пантеон,  Миланский  собор  (Италия).


Эти  архитектурные  сооружения  демонстрируют  зеркальную  симметрию,  но  если  рассматривать  отдельные  стены  этих  зданий,  то  увидим,  что  все  они  имеют  ось  симметрии.


Симметрия  в  архитектуре  города  Трёхгорного.


Градостроительство  —  государево  дело»


Пётр  I


 


Рисунок  1.  Зеркальная  симметрия


 


Рисунок  2.  Зеркальная  симметрия


 


В  архитектуре  города  Трёхгорный  часто  встречается  зеркальная  симметрия,  примером  которой  могут  служить  дома,  расположенные  на  городской  площади  (рис.  1,  2).


 

Рисунок  3.  Осевая  симметрия


 

Рисунок  4.  Осевая  симметрия


 


Фасад  домов,  построенных  в  60-х  годах,  имеет  симметрию  относительно  прямой  (т.  е.  осевую  симметрию).  Мы  можем  провести  ось  симметрии  через  середину  дома  и  увидеть,  что  части  дома  симметричны  относительно  этой  прямой  (рис.  3,  4).


 

Рисунок  5.  Осевая  симметрия


 

Рисунок  6.  Осевая  симметрия


 


Рисунок  7.  Осевая  симметрия


 


Крыши  таких  домов  имеют  ось  симметрии,  которую  можно  наблюдать,  построив  равнобедренный  треугольник  и  проведя  в  нём  прямую,  проходящую  через  вершину  треугольника.  Таким  образом  мы  показали,  что  крыши  зданий  имеют  ось  симметрии  (рис.  5—7).


 

Рисунок  8.  Осевая  симметрия


 

Рисунок  9.  Осевая  симметрия


 

Рисунок  10.  Осевая  симметрия


 


Кинотеатр  «Утёс»,  здание  администрации  города,  построены  в  одном  стиле  (классицизм).  На  фасадах  этих  зданий  можно  наблюдать  симметрию  относительно  прямой  (осевую  симметрию)  (рис.  8—10).


Фасад  здания  современной  постройки  также  имеет  ось  симметрии.


Мы  заметили,  что  в  каждом  здании  присутствуют  отклонения  от  симметрии,  необходимые  для  эксплуатации  зданий.  Абсолютной  симметрии  добиться  очень  сложно.


 

Рисунок  11.  Зеркальная  симметрия


 

Рисунок  12.  Зеркальная  симметрия


 


Здание  церкви  построено  с  помощью  зеркальной  симметрии.  Все  элементы  построек  симметричны  относительно  плоскости,  проходящей  через  входные  ворота  (рис.  11—12).


 

Рисунок  13.  Зеркальная  симметрия


 


Ландшафтный  дизайн  местности  позволяет  увидеть  зеркальную  симметрию.  На  городской  площади  находится  сквер  и  аллея,  где  мы  видим  симметрию  домов,  деревьев  и  заборов.  Симметрия  создаёт  красоту  и  гармонию  местности,  которая  радует  не  только  жителей  города,  но  и  гостей  (рис.  13).


 

Рисунок  14  Асимметрия


 


Кроме  симметрии  в  архитектуре  Трёхгорного  встречается  также  и  асимметрия.  Например,  здание  развлекательного  центра  «Калипсо»  асимметрично  (рис.  14).  Иллюзия  симметрии  была  достигнута  с  помощью  цвета.  В  архитектуре  цвет,  объём  и  симметрия  —  это  вещи,  которые  существовать  отдельно  друг  от  друга  не  могут.


Вывод.


В  своей  работе  я  рассмотрела  архитектурные  сооружения  различных  стран,  построенных  в  разные  эпохи,  и  выяснила,  что  в  архитектуре  каждого  из  них  просматривается  симметрия.


Памятники  архитектуры,  получившие  широкую  известность  как  образцы  пропорциональности  и  гармонии,  буквально  пронизаны  математикой,  численными  расчетами  и  геометрией. 


Симметрия  противостоит  хаосу.  Она  присутствует  в  нашей  жизни  буквально  во  всём,  но  мы  настолько  к  ней  привыкли,  что  не  замечаем  этого.  Но  как  бы  мы  к  ней  не  относились,  она  есть  в  нашей  жизни.


Я  считаю,  что  как  бы  ни  развивалось  в  дальнейшем  архитектура,  элементы  симметрии  в  ней  все  же  будет  преобладать.


 


Список  литературы:


1.Атанасян  Л.С.,  Бутузов  В.Ф.,  Кадомцев  С.Б.  и  др.  Геометрия,  7—9:  учебник  для  общеобразовательных  учреждений/  М:  Просвещение,  2008.


2.Бурмистрова  Л.Л.  Я  познаю  мир:  Архитектура:  Детская  энциклопедия.


3.Иконников  А.В.  Эстетические  проблемы  архитектуры,  1970.


4.Журнал  «Клёпа»  №  3  2011  год.


5.Аластер  Смит  и  Джуди  Тетчелл.  Энциклопедия  рисования.  М.:  «Росмэн»  2000.


6.Франсис  Д.К.  Чинь.  Архитектура.  Форма,  пространство,  композиция.

Проголосовать за статью
Дипломы участников
Диплом лауреата
отправлен участнику

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом