Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: VI Международной научно-практической конференции ««Проба пера» ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 19 марта 2013 г.)

Наука: Искусствоведение

Секция: Изобразительное искусство

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ИССЛЕДОВАНИЕ  ЭВОЛЮЦИИ  ОТОБРАЖЕНИЯ  ВЗАИМООТНОШЕНИЙ  ЧЕЛОВЕКА  С  ПРЕДМЕТНЫМ  МИРОМ  В  ИСКУССТВЕ

Щадрина  Валерия

Класс  10,  МБОУ  гимназия  №  35,  г.  Екатеринбург

Аверьянова  Алла  Николаевна

научный  руководитель,  педагог  высшей  категории,  преподаватель  мировой  художественной  культуры,  МБОУ  гимназия  №  35,  г.  Екатеринбург

(Статья  в  школьную  газету  «МЫ»)

 

Гора  упаковочных  ящиков,  с  которыми  предлагалось  делать  все,  что  захочешь;  огромное  колесо  на  песке;  длинная  красная  дорожка,  уходящая  в  небеса  к  потолку  сцены,  а  внизу  на  полу  перевернутая  рухлядь  из  столов  и  стульев;  нижняя  часть  векового  высохшего  дерева  с  длинными  корнями,  к  которым  протянуты  трубки,  питающие  корни  водой  из  пластмассовых  бутылок;  огромный  зал  с  большим  количеством  телевизоров  и  разномастных  кресел  перед  ними.  Всё  это  я  увидела  на  2-ой  Международной  биеннале  современного  искусства,  которая  проходила  в  Екатеринбурге  этой  осенью  2012  года.  Язык  произведений  искусства,  с  которыми  я  познакомилась,  вызвал  у  меня  растерянность,  гнев,  любопытство,  восторг,  непонимание.  Я  не  ожидала  увидеть  такое,  была  не  готова  к  этому.  Все  эти  предметы  позиционировались,  как  произведения  искусства.  Желание  понять  замысел  авторов,  определить  собственную  позицию  вызвало  у  меня  интерес  к  теме  «предметный  мир  в  искусстве»,  стало  началом  работы.

Новые  взаимоотношения  человека  с  предметным  миром  в  XX—XXI  вв.,  усиление  игрового  начала  в  культуре  породили  проблему  неоднозначного  отношения  многих  (особенно  тех,  кто  «воспитан»  на  классическом  искусстве)  к  современным  формам  искусства,  в  частности,  к  инсталляции.  Ведутся  дискуссии  по  поводу  того,  можно  ли  считать  это  искусством? 

Собственный  опыт  творчества  и  анализа  помог  найти  ответ  на  основополагающий  вопрос  исследования  —  может  ли  обыденный  предмет  стать  фактом  искусства?  Предметом  исследования  стало  изобразительное  искусство,  а  объектом  —  предметный  мир  в  искусстве.  Методы,  используемые  в  качестве  инструмента  исследования  —  экспериментальный  и  аналитический  методы.

Цель  данной  работы  —  исследовать  эволюцию  отображения  взаимоотношений  человека  с  предметным  миром  в  художественной  культуре.

Важной  частью  работы  стало  создание  ряда  инсталляций  «Мгновенные  портреты  моих  одноклассников»  и  «Образы»  и  их  анализ  с  точки  зрения  восприятия  «Размышления  о  новых  формах  отображения  «темы  вещности»  в  искусстве».  Интерес  к  этому  «событию»,  опыту  создания  своих  инсталляций  со  стороны  участников  был  большой.  Особенно  после  знакомства  с  серией  инсталляций  Э.  Уорхола,  в  творчестве  которого  тема  «человек-вещь»  XX  века  получила  своеобразное  развитие  в  его  идее  с  помощью  реальных  предметов  производить  «архивирование  человека  и  его  быта».  Нами  было  предложено  всем  желающим  с  помощью  фотоаппарата  сделать  свой  мгновенный  портрет,  высыпав  содержимое  карманов  или  сумки  на  стол.  Это  были  ключи,  носовые  платки,  очки,  кошельки,  карманные  книги,  конспекты,  косметика,  сотовые  телефоны,  плееры,  деньги,  канцелярские  предметы,  украшения,  игрушки  и  др.  Эта  серия  инсталляций  получила  название  «Мгновенные  портреты  моих  одноклассников».  «Зрители»  с  любопытством  смотрели  на  эти  «портреты»  —  они  очень  отличались  друг  от  друга.

Можем  ли  мы  сказать,  что  это  «портреты»  одноклассников?  На  них  ведь  изображены  только  вещи,  принадлежащие  им.  И  тогда  вспоминается  история  искусства.  Голландия,  XVII  век.  Уже  тогда  в  творчестве  «малых  голландцев»  появляются  «натюрморты  двух  типов:  в  одних  предметы  говорят  о  самих  себе,  в  других  рассказывают  о  своем  хозяине.  Иногда  их  трудно  разделить,  но,  несомненно,  они  говорят  об  эпохе,  о  ценностях  этого  времени,  о  его  людях»  [1.  с.  57]. 

Анализируя  собственные  инсталляции,  мы  задавали  себе  вопрос,  что  могут  сказать  о  нас  вещи  из  кармана?  Указать  на  наш  возраст,  выявить  наши  привычки,  хобби,  шаблоны  поведения,  выявить  некий  национальный  тип  ментальности,  рассказать  о  характере  человека,  его  увлечениях  и,  конечно,  о  своей  эпохе  и  ее  ценностях.

Но  может  ли  наша  серия  «инсталляций»  претендовать  на  отношение  к  ней  как  факту  искусства?  Чем  наши  «наборы  предметов»  отличаются  от  тех,  которые  нас  окружают?

И  тут  мы  приходим  к  пониманию  того,  что  только  одно  обстоятельство  может  изменить  наше  отношение  к  обыденному  предмету  и  превратить  его  в  факт  искусства  —  это  контекст,  в  который  помещается  предмет.  И  мы  приходим  к  заключению,  что  неслучайно  все  произведения  искусства,  будь  то  изобразительное  искусство,  музыка,  театр,  всегда  были  связаны  с  храмами  искусства.  Так  было  всегда.  В  храме  искусства  особая  атмосфера  торжественности,  приподнятости,  можно  сказать,  сакральности.  Эта  атмосфера  не  терпит  «суеты»,  она  помогает  человеку  «общаться»  посредством  искусства.

Исследование  «темы  вещности»  в  искусстве  разных  культурных  эпох,  выявление  тенденций  в  развитии  жанра  изображения  предметного  мира,  анализ  тенденций  развития  новых  форм  современного  искусства,  в  которых  нашла  свое  отражение  «тема  вещности»,  результаты  анализа  практической  части  дали  возможность  сделать  основной  вывод,  подтверждающий  гипотезу  о  том,  что  обычный  предмет  не  может  являть  собой  художественный  результат,  но  помещенный  в  необычный  контекст,  он  провоцирует  процесс  восприятия  и  интерпретации,  и  становится  важнейшим  фактом  искусства.

Тема  работы  актуальна  и  значима,  ее  исследование  позволило  развить  наше  представление  о  взаимоотношениях  человека  с  миром  вещей,  которые  всегда  окружали  человека,  и  как  они  (взаимоотношения)  эволюционировали. 

В  XXI  веке  тема  «человек-вещь»  получила  весьма  своеобразное  развитие.  Вещь  —  это  новый  культурный  факт  бытия  человека,  вещь  становится  самоцелью.  Достигнуть  определенного  социального  статуса  стало  возможно,  приобретя  предмет,  который  стал  ассоциироваться  с  определенным  положением  в  обществе, 

Темпы  развития  производства  этих  самых  вещей  вынуждают  человечество  делиться  на  два  условных  лагеря.  Первый  —  это  производитель  вещей,  второй  —  потребители.  Человек  —  это  уже  не  просто  строитель  будущего  или  властитель  мира,  это  потребитель  культуры,  потребитель  вещей.  В  современном  мире  вещь  стала  самоцелью,  она  «над  человеком»,  в  этом  нам  видится  проблема  современного  общества.

Направления,  связанные  с  изображением  предмета,  стали  самыми  распространенными  в  современной  культуре.  И  это  не  просто  мода,  это  феноменальное  ощущение  того,  что  происходит  с  человечеством. 

На  наших  глазах  происходит  рождение  новых  форм  и  видов  искусства.  Можно  ли  найти  ответ  на  вопрос:  сколько  должно  пройти  времени  для  того,  чтобы  современные  формы  искусства,  разрушив  «прокрустово  ложе»  классических,  были  «приняты»  большинством  людей?

Вот  краткий  круг  проблем,  вопросов,  которые  волнуют,  надеемся  не  только  нас,  и  которые  подвигли  к  написанию  данной  статьи.

 

Список  литературы:

  1. Виппер  Б.Р.  Введение  в  историческое  изучение  искусства.  М.,  1985. 
  2. Вторая  Уральская  индустриальная  биеннале  современного  искусства.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  www.uralbiennale.ru/  (дата  обращения  21.11.2012).
  3. Герман  М.Ю.  Модернизм.  Искусство  первой  половины  XX  века.  —  2-е  изд.,  испр.  —  СПб.:  Азбука  —  классика,  2005.  —  480  с.:  ил.
  4. Герчук  Ю.Я.  Язык  изобразительного  искусства.  М.  1986.
  5. Гомбрих  Э.  История  искусства.  ООО  «Издательство  АСТ»  —  издание  на  русском  языке  —  1998.
  6. Данилова  И.Е.  Проблема  жанров  в  европейской  живописи.  М.,  1998. 
  7. Краснова  О.  Энциклопедия  искусства  XX  века.  М.,2005.
  8. Мировое  искусство  (Иллюстрированная  энциклопедия:  Направления  и  течения  от  импрессионизма  до  наших  дней)  /  Сост.  Мосин  И.Г.  —  СПб:  ООО  «СЗКЭО  «Кристалл»»,  2006.  —  192  с.,  ил.
  9. Мировое  искусство.  Постмодернизм.  /  Сост.  И.Г.  Мосин.  —  СПб:  ООО  «СЗКЭО  «Кристалл»»,  2006.  —  224  с.,  ил. 
  10. Янсон  Х.,  Янсон  Э.  Основы  истории  искусств.  СПб.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.