Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: IX Международной научно-практической конференции ««Проба пера» ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 26 сентября 2013 г.)

Наука: Искусствоведение

Секция: Прикладное искусство

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ДОМОВОЙ — ДОБРЫЙ ДУХ ДОМА

Карманова Екатерина

Класс  11,  МАОУ  ДОД  «Детская  школа  искусств»,  г.  Чернушка

Чаусова Нина Георгиева

научный руководитель,

педагог  высшей  квалификационной  категории,  педагог  доп.  Образования,  МАОУ  ДОД  «ДШИ»  г.  Чернушка

«Почему гремит гром и сверкает молния? Почему случаются наводнения? Эти и многие другие явления природы древние славяне еще не могли объяснить. Поэтому все, что происходило в природе, они приписывали действию таинственных сил — богов и духов» [10]. Они были уверены, что духи окружают их повсюду — добрые и злые, желающие помочь и помышляющие навредить. В избе живет Домовой, в бане Банник, в поле Полевик, в лесу Леший… Куда бы не отправился человек, везде, как он думал, могла произойти встреча с этими мифологическими созданиями.

В них верили, их боялись, от них защищались при помощи специальных ритуалов, обрядов, заговоров.

Изменилось ли что-то в наши дни в представлениях человека о нечистой силе? Рассмотрим этот вопрос на примере Домового, как наиболее любимого и почитаемого духа у русского народа.

Целью нашей работы является — Знакомство с представлениями человека о Домовом. Предметом стал — Домовой. Объектом — Представления о домовом.

Домовой — патриарх рода, хозяин дома, верховный распорядитель в нем. Он замечает каждую мелочь, без устали хлопочет по дому, заботиться о порядке и помогает его обитателям.

Со времен седой старины почитали на Руси Домового и ласково называли его множеством ласковых и уважительных имен: Доброжил, Доможил, Доброхотушка, Кормилец, Хозяин, Избенной большак.

В идеале Домовой — патриарх рода, хозяин дома, верховный распорядитель в нем. Он замечает каждую мелочь, без устали хлопочет по дому, заботиться о порядке и помогает его обитателям.

«Домовой предпочитает длинную белую рубаху, тело его покрыто мягкой шерстью, у него длинные торчащие уши. Он способен менять облик: принимать вид кошки, собаки, зайца, медведя с человеческой головой, превращаться в ворох сена или мешок с хлебом» [9].

«Но как он выглядит, никто подлинно не знает. Домовой очень осторожен и предпочитает не показываться на глаза людям» [8].

В народе существовало множество обычаев:

Когда новый дом строили, всегда в подпол клали монетку. Когда первый каравай в новой печи пекли, горбушку отрезали, солили и забрасывали под печь — для «дедушки-соседушки».

Если старый дом сгорел или иначе как разрушился, Домового обязательно следовало в новый дом пригласить: привезти в ночью на хлебной лопате или в стоптанном лапте.

Существовало множество способов переезда домового.

Говорят что крестьяне при переезде в новую избу, зовут на новоселье и Домового и его семью. Если же новый дом строился молодым хозяином, чтобы своей семьей отдельно от родных жить — тогда просили у Домового кого-нибудь из деток и так же перевозили. Если же дом на новом месте строился и не у кого деток-домовят попросить, тогда черному петуху голову отрубали посреди дома — считалось, это должно принимать какого-нибудь одинокого Домового, скитающегося по миру в поисках хозяев.

Отсюда видно, что без людей Домовой жить совершенно не может. Позабытый в заброшенной избе или на пепелище, лишившийся крова и хозяев, Домовой горько плачет, воет, кричит…

Домовой помогает людям: следит за хозяйством, может приглядеть за детьми, но особенно любит домашних животных: холит их, расчесывает шерсть, кормит, поит… Особенно любит Домовой лошадей: бывает, целую ночь напролет оглаживает любимую лошадку, заплетает ей в косички хвост и гриву. Еще Домовой охраняет дом от воров и от пожаров, может внезапно разбудить хозяина, если чужаки на двор проникли или где-нибудь уголек из печи выпал. Или сам, приняв облик хозяина и накинув его одежду, выходит во двор, чтобы воров отпугнуть.

Домовой — полезное и милое существо, но все-таки, как еже говорилось выше, считается нечистой силой. Если Домовой разбушуется, следует окурить дом церковным ладаном или побрызгать святой водой.

В ходе исследования я общалась с очевидцами, которые и в наше время встречались с Домовым. Созина Е.В. рассказала нам, что Домовой у нее проказничал: выкидывал ящики из комода, проливал масло, играл со светом, пока она его не угостила печеньем. Пикулева Е.Н. говорила, что у нее кто-то каждую ночь разворачивал конфеты в вазе. А В.Г. Паршакова много раз рассказывала о том, что ощущала чье-то присутствие. К ней на ноги в постели садились, гладили или водили по телу чем-то вроде варежки, в кресле появлялось углубление, как будто в нем сидят. Иногда скрипели половицы и с чердака слышались звуки, похожие на шаги.

Я решила провести исследование, чтобы понять каково отношение у современного человека к Домовому. Исследование проводилось среди учащихся 4-х классов. В анкетировании приняло участие 50 человек. Им были предложены анкеты, с просьбой ответить на вопросы.

В ходе анкетирования выяснилось, что дети что-то слышали о Домовом, читая сказки или смотря мультики. Поэтому я решила расширить их знания через занятие, где мною была представлена презентация и проведен мастер-класс по изготовлению Домовенка.

После этого ребята отвечали на вопросы анкеты еще раз. В ходе учебного занятия «Знакомство с Домовым» дети стали более точно представлять себе его облик и узнали много интересных фактов. Что показало повторное анкетирование.

Делаем выводы:

Анализ литературы, анкетирование и встречи с очевидцами показали, что представления о Домовых противоречивы и расплывчаты. С неведомой и нечистой силой люди имели дело каждодневно, о ней нельзя было забывать, отношениями с нею была пронизана вся их повседневная жизнь.

Постепенно менялся взгляд человека на события, происходящие вокруг. Менялись быт, утварь, жилье, и другие аспекты жизни. Но неизмененным осталось свойственное людям стремление уберечь свой дом и членов своей семьи от невзгод, а «Домовой — это хранитель и покровитель дома и домашнего очага, самый старший из всех домашних духов, все остальные находятся у него в подчинении» [4]. Поэтому вера в Домового сохраняется до сих пор.

 

Рисунок 1.

 

Список литературы:

  1. Брокгауза Ф.А. и Ефрона И. А. Иллюстрированный энциклопедический словарь М.: Эксмо; Форум, 2007.
  2. Даль В.И. Толковый словарь русского языка: современная версия для школьников М.: Эксмо, 2010.
  3. Забылин М. «Русский народ, Книга 2, Суеверия, приметы, заговоры» М. «Белый город» 2007.
  4. Капшук О.Н. Русские праздники и обряды Ростов н/Д Феникс 2008.
  5. Ликум А. Все обо всем — 1995.
  6. Ожегов С.И Словарь русского языка. М., Издательство «Русский язык» 1987.
  7. Панкеев И. Полная энциклопедия быта русского народа Издательство «ОЛМА-ПРЕСС», 1998.
  8. Прокофьева Е.В. Я познаю мир. Нечистая сила: Детская энциклопедия М.: ООО «Издательство Астраль»: ООО» Издательство АСТ» 2001.
  9. Путилов Б. «Древняя Русь В лицах Боги, Герои, Люди» СПб. Издательство «Азбука» 2000 г.
  10. Чудакова Н.В., А.В. Громов «Я познаю мир» Детская энциклопедия История ТКО «АСТ», 1996.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.