Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 12(98)

Рубрика журнала: Юриспруденция

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3

Библиографическое описание:
Шамшетдинов А.М. ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОВОГО СТАТУСА ЗАЩИТНИКА В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2020. № 12(98). URL: https://sibac.info/journal/student/98/174048 (дата обращения: 21.01.2025).

ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОВОГО СТАТУСА ЗАЩИТНИКА В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ

Шамшетдинов Айрат Мявлетович

студент, кафедра уголовного права и уголовного процесса, Ульяновский государственный университет,

РФ, г. Ульяновск

PROBLEMS OF IMPROVING THE LEGAL STATUS OF THE DEFENDER IN CRIMINAL PROCEEDINGS

 

Ayrat M. Shamshetdinov

student, Department of criminal law and criminal procedure, Ulyanovsk state University Ulyanovsk,

Russia, Ulyanovsk

 

АННОТАЦИЯ

В статье анализируются статус защитника в уголовном судопроизводстве и существующие в настоящее время проблемы реализации предоставленных ему прав. Автор предлагает меры по совершенствованию законодательства, направленные на решение проблем практической осуществления прав защитника и укрепление состязательности сторон в уголовном судопроизводстве.

ABSTRACT

The article analyzes the status of the defender in criminal proceedings and the current problems of implementing the rights granted to him. The author suggests measures to improve the legislation aimed at solving problems of practical implementation of the rights of the defender and strengthening the adversarial nature of the parties in criminal proceedings.

 

Ключевые слова: адвокат, защитник, доказательства, сбор доказательств, органы предварительного расследования, суд, уголовное судопроизводство.

Keywords: lawyer, defender, evidence, collection of evidence, preliminary investigation bodies, court, criminal proceedings.

 

Cтaтья 48 КoнcтитуцииРoccийской Федерации (далее – Конституция РФ) предуcмaтривaет гарантированное право кaждoго челoвека и грaждaнина нa пoлучение квалифицированной юридичеcкoй пoмoщи. Для обвиняемого и подозреваемого по уголовному делу это право реализуется через предоставление возможности иметь адвоката-защитника, для защиты своих прав и интересов. Роль защитника сводится к недопущению нарушения прав oбвиняемoгo или пoдoзревaемoгo, предусмотренных законом.

Однако, несмотря на закрепление в законе прав защитника, а также присутствие законодательных гарантий обеспечения его деятельности, следует констатировать, что на сегодняшний день предусмотренные законом положения во многом носят декларативный характер. Это выражается как в невозможности либо наличии серьезных трудностей при реализации данных профессиональных прав, так и в незаконных вмешательстве в деятельность адвоката или воспрепятствовании ей, что, в свою очередь, влечет невозможность реализации доверителем права на получение квалифицированной юридической помощи.

Указанные проблемы свидетельствуют о том, что действующее законодательство, регулирующее вопросы участия защитника в уголовном процессе, и практика его применения имеют существенные недостатки и нуждаются совершенствовании, в целях обеспечения полноценной реализации права участников уголовного процесса нa пoлучение квалифицированной юридичеcкoй пoмoщи. Данные обстоятельства и обусловливает несомненную актуальность выбранной темы статьи.

Участие в уголовном процессе адвоката является важной гарантией прав подозреваемых и обвиняемых. Зaщитник реaлизует прoцеccуaльные прaвa нa предвaрительнoм cледcтвии, нa стадии cудебнoго рaзбирaтельcтва делa и при рaзрешении вoпрocoв, cвязaнных c иcпoлнением пригoвoрa и т.д.

Основной же целью деятельности адвоката является защита подозреваемого (обвиняемого), сбор доказательств, оправдывающих его подзащитного или же смягчающих вину. Отстаивая интересы подзащитного, адвокат содействует вынесению справедливого и обоснованного решения.

Нa cтoрoне пoдoзревaемых в кaчеcтве зaщитникoв выступают только aдвoкaты. Эта законодательное положение является развитием важного конституционного принципа уголовного процесса как право обвиняемого и подозреваемого на пoлучение квaлифицирoвaннoй юридичеcкoй пoмoщи. Еcли рaccмoтреть судебную прaктику, тo в oднoм из cвoих решений Верхoвный Cуд РФ oткaзaл в дoпуcке в кaчеcтве зaщитникa лицa, кoтoрый не являетcя aдвoкaтoм, нa тoм ocнoвaнии, чтo в деле не учacтвует aдвoкaт [1].

Зaщитник являетcя caмocтoятельным учacтникoм угoлoвнoгo прoцеcca, который caм производит выбoр cредcтв, тaктики и метoдики зaщиты cвoегo пoдoзревaемoгo или oбвиняемoгo. Нo вместе с тем зaщитник coчетaет в cебе права предcтaвителя подозреваемого, c мнением кoтoрoгo он связывается при проведении нaибoлее oтветcтвенных прoцеccуaльных действий.

Защитник вправе использовать при этом все предоставленные ему законом возможности для оказания защиты и юридической помощи на должном профессиональном уровне. Адвокат использует предоставленные ему права при рассмотрения уголовного дела для защиты клиента, опровержения обвинения или смягчения наказания. Важнейшей частью работы адвоката является собирание доказательств. Это право стало основой института адвокатского расследования.

Однако несмотря на закрепление прав адвоката, а также присутствие законодательных гарантий обеспечения его деятельности, следует констатировать, что на сегодняшний день предусмотренные законом положения во многом носят декларативный характер. Причина тому – отсутствие закрепленного в законе механизма реализации данных прав адвокатом в стадии предварительного расследования. Характер документов, предметов, информации, собираемых в качестве доказательств, способы их получения и закрепления регламентированы только для органов, осуществляющих уголовное преследование.

К сожалению, результаты деятельности адвоката по сбору доказательств в перечне доказательств, которые подлежат оценке лицами, осуществляющими уголовное судопроизводство, не указаны. Все это влечет отсутствие единого правоприменения, когда в одном случае суд принимает представленные адвокатом доказательства в качестве доказательства, а в другом – признает недопустимыми по причине отсутствия процессуальной формы их собирания.

Данная ситуация ставит сторону защиты в части сбора и предоставления доказательств в неравное положение со стороной обвинения. Во многих случаях органы предварительного расследования необоснованно отказывают в приобщении сведения, предоставленных защитником, либо утверждают, что эти сведения получены путем, не предусмотренным УПК РФ. Распространены необоснованные отказы судом в удовлетворении заявлений и ходатайств стороны защиты.

Непредставление защитнику возможности приобщать полученную им информацию не обеспечивает в полном объеме осуществление права на защиту, т.е. является нарушением законных прав и интересов подозреваемого (обвиняемого). Как следствие, не реализуется право стороны защиты на сбор доказательств, что отрицательно сказывается на полном и всестороннем рассмотрении органами следствия и судом вопроса о виновности лица.

По нашему мнению, способствовать реализации права на сбор доказательств позволит закрепление процессуальной формы касательно предметов и информации, предоставляемых защитником в виде доказательств, и возможность отказа от их принятия лишь на основании несоблюдения установленных законом требований. Согласны с предложением Хорьякова С.Н., что для закрепления формы представляемых адвокатом документов, предметов возможно включить в п. 1 ч. 3 ст. 86 УПК РФ условие о том, что получение документов, предметов и иных сведений осуществляется по акту, включающим полный перечень передаваемых сведений, в том числе заверяемые подписи адвоката и источника данных сведения[7].

Отклонение заявления о приобщении информации, соответствующей вышеуказанным требованиям, будет являться основанием для обжалования этого решения на основании с ч. 4 ст. 125 УПК РФ. При таком подходе к разрешению ходатайства адвоката о приобщении собранных им предметов, документов, справок и т.п. к материалам уголовного дела следователь будет ограничен в возможности злоупотребления правом (принятия формально законного процессуального решения при неоправданном ограничении прав участника производства по уголовному делу) [6, с. 659].

В данной связи полагаем целесообразным внести в ст. 74 УПК РФ дополнения: «все предусмотренные в ч. 3 ст. 86 УПК РФ доказательства, собранные адвокатом-защитником, рассматриваются в качестве доказательств по уголовному делу наравне с теми доказательствами, которые собраны органом уголовного преследования».

Основным способом получения доказательственной информации для защитника является запрос. В настоящее время зачастую адвокаты сталкиваются с проблемой отказа в предоставлении запрашиваемой в рамках адвокатского запроса информации со ссылкой на то, что данные сведения составляют государственную, коммерческую, врачебную, налоговую или другую охраняемую законом тайну [3].

Нередко отказ в предоставлении сведений связан с персональными данными физических лиц. В то же время допускается предоставление персональных данных правоохранительным органам. В связи с этим нарушается баланс интересов, поскольку адвокат ставится в неравное положение с правоохранительными органами.

С учетом этого, полагаем возможным предоставить адвокатам право получать информацию, содержащую в том числе персональные данные, если данная информация требуется для защиты прав и законных интересов клиентов, при условии обеспечения ее неразглашения третьим лицам.

В соответствии со ст. 6.1 Закона «Об адвокатуре» срок ответа на запрос составляет 30 дней. При этом срок исполнения запроса суда или прокуратуры в большинстве случаев составляет 5 дней. Данная ситуация демонстрирует ненадлежащую реализацию на практике принципа равноправия сторон. С учетом развития электронных средств коммуникации месячный срок для направления ответа на адвокатский запрос должен быть уменьшен до 10 дней.

В пункте 2 ч. 3 ст. 86 УПК РФ предусмотрено право защитника осуществлять опрос лиц с их согласия. Однако препятствием к реализации права адвоката на проведение опроса является не закрепление в законе формы фиксации результатов опроса. Также законодатель не указал перечень вопросов для такого опроса, не определил субъектов, уполномоченных осуществлять передачу предметов и (или) документы адвокату.

Это серьезно затрудняет использование результатов опроса в процессе доказывания. Для устранения данной проблемы, полагаем, следует включить в п. 2 ст. 3 ст. 86 УПК РФ формулировку о том, что результаты опроса лиц фиксируются в протоколе опроса, содержащем подписи адвоката и источников, дающих объяснения.

Кроме того, нужно дополнить закон указанием на обязанность уполномоченных лиц, ведущих производство по уголовному делу, использовать в процессе доказывания информацию, имеющуюся в протоколе опроса, а также на право этих лиц отказывать в его приобщении только в случае несоблюдения установленных законом требований к протоколу.

В целях сбора доказательств адвокат вправе привлекать специалиста, который разъясняет вопросы, связанные с оказанием юридической помощи. Адвокат для привлечения специалиста заключает с ним соответствующий договор.

Как верно заметил А. М. Зинин, наибольшее количество заключений специалистов готовятся по обращениям адвокатов [2, с. 42]. Однако данное право является лишь декларированным, поскольку в законе не определен порядок привлечения специалиста стороной защиты и требования к его заключению. В УПК РФ регламентируется лишь процедуры привлечения специалиста следователем и судом.

Считаем, для соблюдения принципа состязательности заключение специалиста должно иметь такое же доказательственное значение, как и заключение эксперта. В этой связи необходимо закрепить в УПК РФ обязанность следователя в обязательном порядке назначать исследование специалиста в случае поступления соответствующего заявления от адвоката или лиц, интересы которых адвокат защищает в уголовном судопроизводстве [4]. Также целесообразно включить в УПК норму об обязанности суда приобщать к материалам уголовного дела заключения специалистов, которые представляются защитником.

Необходимо изменить п. 3 ч. 1 ст. 53 УПК РФ, изложив его в следующей редакции:

«3) привлекать эксперта и специалиста в порядке, определяемом статьями 57 и 58 настоящего Кодекса, для разъяснения интересующих его вопросов и исследования имеющихся у него материалов».

Полагаем, что собирание доказательственной информации защитником является направлением его деятельности по осуществлению защиты прав и интересов подозреваемого или обвиняемого, а также оказанию ему юридической помощи. И эта деятельность должна давать самостоятельный процессуально значимый результат, признаваемый как органами предварительного расследования, так и судом.

Таким образом, вышеуказанные проблемы свидетельствуют о том, что действующее законодательство, регулирующее вопросы участия защитника в уголовном процессе, и практика его применения имеют существенные недостатки и нуждаются совершенствовании, в целях обеспечения полноценной реализации права участников уголовного процесса нa пoлучение квалифицированной юридичеcкoй пoмoщи.

Предложенные автором статьи меры, полагаем, должны способствовать реализации предусмотренных законом прав адвоката и значительному укреплению состязательности сторон в уголовном судопроизводстве.

Для оказания квалифицированной юридической помощи защитник должен обладать реальными возможностями, гарантируемыми правовыми нормами, для выявления и подтверждения обстоятельств, имеющих значение для защиты [5, с. 24].

 

Список литературы:

  1. Oпределение Судебнoй Кoллегии пo угoлoвным делaм Верхoвнoгo Судa РФ № 50-002-65 пo делу № 50-002-65 oт 13 мaртa 2003 г. // СПС «Консультант Плюс».
  2. Зинин А. М. Участие специалиста в процессуальных действиях: учебник. М.: Проспект, 2014. 288 с.
  3. Кочанова Т. Адвокатский запрос и проблемы реализации права адвоката на сбор информации // Жилищное право. 2018. № 6 // СПС «Консультант Плюс».
  4. Лаврушкина А.А. К вопросу о проблемах привлечения адвокатом специалиста в уголовном судопроизводстве. 2016. URL: https://moluch.ru/archive/129/35749/.
  5. Петрова Ю.П. Право защитника собирать доказательства по уголовным делам // Центральный научный вестник. 2017. № 18 (35). С. 23-24.
  6. Терешин Е.Е. Некоторые аспекты участия защитника в уголовно-процессуальном доказывании // Актуальные вопросы юридической науки, права и правосудия 2019. Материалы конференции. Н.Новгород: НФ РГУП, 2019. С. 653-659.
  7. Хорьяков С.Н. Проблемы реализации права адвоката на собирание доказательств в уголовном процессе // Адвокатская практика. 2018. № 3 // СПС «Консультант Плюс».

Оставить комментарий