Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 11(97)

Рубрика журнала: Технические науки

Секция: Архитектура, Строительство

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2

Библиографическое описание:
Казмина А.В., Кирпичёв В.А. РАЗРАБОТКА ПРИНЦИПОВ СОЗДАНИЯ И РАЗМЕЩЕНИЯ ГОРОДСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ Г.ВОЛЖСКИЙ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2020. № 11(97). URL: https://sibac.info/journal/student/97/173034 (дата обращения: 29.12.2024).

РАЗРАБОТКА ПРИНЦИПОВ СОЗДАНИЯ И РАЗМЕЩЕНИЯ ГОРОДСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ Г.ВОЛЖСКИЙ

Казмина Анастасия Вячеславовна

магистрант, кафедра средового дизайна, Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица

РФ, г. Санкт-Петербург

Кирпичёв Владимир Алексеевич

доцент, профессор кафедры средового дизайна, Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица

РФ, г. Санкт-Петербург

АННОТАЦИЯ

В данной статье описываются основные рекомендации к созданию и размещению малых архитектурных форм в условиях городской среды на примере города Волжский. Рассматривается ряд действий по проектированию городского оборудования с целью создания единого облика города.

 

Ключевые слова: городское оборудование, малые формы.

 

Внешний облик городской среды имеет важное значение не только для каждого жителя города, но и для его гостей и туристов, определяет его идентичность. Это не только красивые, освещённые и ухоженные улицы, удобный транспортный и пешеходный транзит, но и здоровая общественная среда, которая оказывает положительное влияние на эмоциональное состояние человека. Внешний облик элементов городского оборудования играет важную роль в общем восприятии городской среды.

В.М. Свидерский, в своей книге «Малые архитектурные формы», давал им такое описание: малые архитектурные формы – это сооружения и устройства, обладающие несложными, но самостоятельными функциями, дополняющие архитектуру городских зданий, сооружений, парков, площадей и улиц, и являющиеся элементами их благоустройства [2, с. 3]. По его мнению, насыщение городских территорий малыми формами, наряду с правильной планировкой улиц, ухоженными зданиями и обилием зелени, сделает город комфортным, красивым и привлекательным как для его жителей, так и для гостей. Как известно, среда обитания человека имеет прямое воздействие на его эмоциональный фон. Таким образом, качественная и комфортная городская среда сделает пребывание жителей на улицах не только удобным, но и приятным, и тем самым, будет благоприятствовать труду и отдыху трудящихся на территории города.

Элементы городского оборудования по своим функциональным признакам делятся на:

- мебель (скамьи, урны, вазоны, беседки);

- площадки в жилых дворах, парках и скверах (детские игровые площадки, спортивные, места для выгула и дрессировки домашних животных, островки отдыха);

- объекты торговли и питания (торговые павильоны, киоски, передвижные торговые объекты, автоматы);

- транспорт (открытые/закрытые остановки общественного транспорта, светофоры, дорожные знаки, велосипедные маршруты и парковки);

- коммунально-хозяйственные службы (осветительное оборудование, емкости для мусора, питьевые фонтанчики, общественные туалеты);

- информационные объекты и связь (почтовые ящики, телефонные аппараты, информационные табло);

- визуальная информация (названия улиц, афиши, номера домов, указатели, табло, пиктограммы);

- устройства ограждения и разграничения зон, улиц и площадей (ограды, барьеры, турникеты);

- элементы декоративного оформления территорий.

Требования к элементам городского оборудования:

- архитектурные (создание гармоничной и эстетической среды и стилистического единства);

- функциональные (обслуживание оптимального количества функциональных зон и потоков);

- эксплуатационные (обеспечение качества и экологичности используемых материалов и соблюдение технологии);

- конструктивные (обеспечение надежности, возможности трансформации, мобильности);

- эргономические  (обеспечение связи с человеком за счет оптимальных размеров, досягаемости и удобства функциональных зон)[1, с. 15-16];

- экономические (стоимость материалов и оборудования в целом не должна быть чрезмерно высокой).

Также, следует разделять объекты на группы, согласно типу территории, на которой предполагается их размещение:

- жилые дворы;

- главные и второстепенные улицы города, проезды;

- озеленённые территории (парки, сады, скверы и т.д.);

- площади

Например, нельзя размещать детские площадки вдоль магистральных улиц города, так же, как и бессмысленно проектировать торговый павильон для его последующего размещения в жилом дворе. Но это очень яркие примеры ошибок, которые редко допускаются при выборе места расположения того или иного объекта. Если говорить о небольших недочётах при размещении объектов в конкретной городской среде, можно привести следующие примеры: места для длительного отдыха нецелесообразно располагать на крупных магистральных улицах города. Они занимают много места, а большое количество общественного транспорта, повышенная загазованность, а также, людские потоки препятствуют комфортному длительному отдыху. Поэтому, в таких местах целесообразно устанавливать объекты для кратковременного отдыха. А вот в случае с парками и скверами всё как раз наоборот. Большое количество комфортных мест для длительного отдыха в таких местах приветствуется. В качестве ещё одного примера можно привести размещение открытых и закрытых остановочных пунктов. Закрытые остановки спасают людей от непогоды, холода или жары, но, в отличие от обычных остановочных пунктов, они потребляют энергию. Таким образом, несмотря на то, что закрытые остановки гораздо комфортнее для жителей, чем открытые, их повсеместное размещение нецелесообразно, и необходимо чётко разделить главные и второстепенные улицы города и располагать потребляющие энергию остановки только в местах с крупным потоком общественного транспорта.

В г. Волжском есть все условия для создания благоустройства, в котором жителям будет комфортно находиться, которое будет отвечать их потребностям. Поскольку Волжский – довольно молодой город, он сразу проектировался с чёткой и удобной планировкой, с широкими улицами и удобной транспортной системой. В нём четко прослеживается переход от сталинской архитектурной застройки 1950-1960х годов к современным жилым и общественным зданиям и архитектура разных времён не смешивается. При этом чётко выраженный стиль городского оборудования в городе отсутствует.

Приступая, непосредственно, к созданию объектов городской среды, следует, в первую очередь, учитывать архитектурный облик застройки, в которой будут располагаться малые архитектурные формы. История застройки г. Волжского берёт своё начало в 1950х годах и продолжается по сей день (см. рис.1). Поскольку внешний облик застройки некоторых периодов не имеет существенных различий, да и в целом, проектировать оборудование для семи разных зон архитектурной застройки трудоёмкая задача, следует разделить территорию города на следующие временные зоны:

  1. Сталинская застройка 1950-1960х годов
  2. Хрущёвская застройка 1960-1970х годов
  3. Современная застройка 1970-2010х годов, к которой, также, относится частный сектор города. У данных территорий нет ярко выраженного архитектурного стиля, поэтому предлагается объединить их в одну зону.

 

Рисунок 1. Года застройки г. Волжского

 

Несмотря на принципиально разный облик городской застройки в выделенных временных периодах, необходимо спроектировать городское оборудование таким образом, чтобы оно отражало общий архитектурный стиль конкретной территории, не контрастировало с архитектурными сооружениями. При этом необходимо, чтобы всё городское оборудование имело общие черты, независимо от того, для какой именно зоны оно проектировалось. По этой причине, необходимо отказаться от прямого копирования архитектурных стилей в облике городского оборудования.

Предлагаемый ряд действий для создания городского оборудования и последующего применения его в г. Волжский:

  1. Определиться с общей геометрией объектов. Необходимо выяснить, какие формы должны присутствовать в малых формах: прямые линии и углы, кривые и окружности или же деформированные формы. Для г. Волжского с его правильной планировкой и образами архитектурной составляющей лучше всего подойдёт лаконичное оборудование с прямыми линиями и углами, и минимальным количеством деталей.
  2. Решить, какие объекты должны быть разработаны в первую очередь. Логичнее всего начать с минимума – скамьи и урны. Поскольку создание современных объектов проще и требует минимальной привязки к материалам и деталям, следует начать именно с проектирования скамей для зоны застройки 1970-2010х годов. После завершения работы над объектом, следует приступить к разработке скамей для зон сталинской и хрущёвской застройки. У них может быть один или несколько одинаковых элементов (например, дерево), остальным же элементам, следует придать черты временной зоны, в которой предполагается их размещение. Это может быть материал, узор, цвет.
  3. Разработка более масштабных объектов городского оборудования должна проводиться на основе меньших. К примеру, для создания беседки, необходимо внимательно присмотреться к скамье, разработанной ранее, и создать объект, который будет выгодно смотреться в сочетании с ней. Наилучшим вариантом будет, если скамья, в итоге, не претерпев существенных изменений, станет частью беседки. Так же следует поступать, создавая остановочные пункты, а затем павильоны и многие другие объекты городского оборудования. Идти от меньшего к большему, при этом, сохраняя основные признаки предшествующего объекта. Этот принцип нужно учитывать при разработке оборудования для каждой из временных зон. Кроме того, следует сравнивать не только оборудование одной зоны, но и проводить параллели между каждым новым объектом, созданным для разных временных периодов. Несмотря на разные материалы, цвет, детали, во всех образцах оборудования должны просматриваться общие, пусть и отдалённые черты. Это необходимо для обеспечения идентичности и создания целостного образа города (см. рис. 2).

 

Рисунок 2. Остановки общественного транспорта для зон 1960-1970х и 1970-2010х годов

 

Для обеспечения большего разнообразия в облике объектов городского оборудования необходимо ввести в них различные цветовые сочетания. Для того чтобы придать применению цвета большую логику и системность, была разработана схема, с обозначением цвета улиц, образующих собой систему перетекающих пешеходных пространств города. Цвета были подобраны согласно символике цвета и ассоциациям, возникающим в связи с названием определённой улицы города (см. рис. 3). Это решение обусловлено не только необходимостью внести разнообразие в городское оборудование, но и облегчить коммуникацию внутри городской среды. Цвет может применяться не только в малых формах, табличках, указателях, но и может быть введён в систему велосипедных дорожек, а также, во внешний облик общественного транспорта, чтобы людям со слабым зрением было проще ориентироваться в выборе необходимого маршрута. Что касается непосредственно объектов городского оборудования, цвет, всё же, необходимо вносить в меру, не окрашивать локально большие плоскости, а использовать его в деталях, исключительно чтобы подчеркнуть конкретную улицу, на которой расположен объект.

 

Рисунок 3. Цвета, символизирующие улицы г. Волжского

 

Также, важной частью восприятия внешнего облика элементов городского оборудования является не только окружающая его архитектурная застройка, но и озеленение. Зелёные насаждения должны подчёркивать стилистические особенности объекта, а не контрастировать с ним. К примеру, стриженые кустарники, голубая ель, вяз, широко применяемые в озеленении в период 1950-1960х годов, подчеркнут его историчность, но если применить их в озеленении зоны 1970-2010х годов, контраст между растениями и современным оборудованием будет слишком сильным, и общий образ буквально рассыплется. То же касается и осветительного оборудования, нельзя разместить классический фонарь в современной зоне, как и нельзя установить современные по своей стилистике осветительные приборы в зоне сталинской застройки.

Создание и правильное размещение оборудования в условиях городской среды – сложный и кропотливый процесс. К нему необходимо подходить с большим вниманием, тщательно разрабатывать все детали в совокупности друг с другом. Комплексное проектирование объектов с учётом таких факторов, как время архитектурной застройки, назначение территории и сценарий её использования, необходимо для создания целостного облика города, где каждый его элемент будет дополнять собой уже сложившуюся городскую среду, а не конкурировать с ней.

 

Список литературы:

  1. Оборудование и благоустройство средовых объектов: методические указания к практическим занятиям / Министерство образования и науки Российской Федерации, Южно-Уральский государственный университет, Кафедра дизайна и изобразительных искусств; [составитель М. Ю. Сидоренко]. - Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2017. – С. 15-16
  2. Свидерский В. М. Малые архитектурные формы: Ограды, фонари, вазы, скамьи / Под общей редакцией чл.-кор. Академии архитектуры Украинской ССР А. М. Касьянова; Академия архитектуры Украинской ССР. Институт градостроительства. — Киев: Издательство Академии архитектуры Украинской ССР, 1953. – 3 с.

Оставить комментарий