Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 8(94)

Рубрика журнала: Педагогика

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2

Библиографическое описание:
Матяж В.В. ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКА В ЭТНОКУЛЬТУРНОМ АСПЕКТЕ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2020. № 8(94). URL: https://sibac.info/journal/student/94/171722 (дата обращения: 21.12.2024).

ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКА В ЭТНОКУЛЬТУРНОМ АСПЕКТЕ

Матяж Виктория Викторовна

магистрант, кафедра стилистики и риторики, Кемеровский государственный университет,

РФ, г. Кемерово

АННОТАЦИЯ

В связи с введением федеральных государственных образовательных стандартов роль этнокультурного компонента образования стала очевидной. Стандарт основан на концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина. Этнокультурное образование приобретает особую актуальность в контексте все более четко выраженной тенденции общества - сохранения его национальной самобытности, уникальности культуры, истории, традиций и воспитания детей в рамках этих ценностей.

 

Ключевые слова: воспитание, этнос, культура, этнокульторология, педагогика.

 

Без глубокого и полного освоения своей культуры человек не может приобщиться к общечеловеческим ценностям, подняться на вершины мировых культурных достижений.

В связи с внедрением ФГОС (Федерального государственного стандарта) роль этнокультурного компонента образования стала актуальной. Стандарт основан на концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина. Одной из задач духовно-нравственного развития и воспитания является формирование толерантности и основ культуры межнационального общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и быту представителей народов России. [3]

Этнокультурное образование приобретает особую актуальность в контексте все более явной тенденции общества - сохранения его национальной самобытности, уникальности культуры, истории, традиций и воспитания детей в рамках этих ценностей. [3]

Этнокультурное образование студентов - это особая ниша в образовательном процессе. По переписи 2010 года в Кемеровской области проживают представители 121 разных национальностей: русские, татары, немцы, украинцы, шорцы и др. [4]

Этнокультурное образование предполагает использование различных форм работы: беседы и практические занятия, экскурсии и однодневные туристические поездки, многодневные и групповые поездки, сложные экспедиции, научно-практические конференции, фестивали, конкурсы, сбор фольклорного материала, постановка фольклора и ритуальные праздники, интерактивные игры. Особую роль здесь играют краеведческие исследования, которые воспитывают любовь детей к своей родине, гордость ее прошлым и настоящим.

Важную роль в привлечении школьников к самостоятельной научно-исследовательской работе по изучению этнографии, исторических и культурных традиций народов Кемеровской области, природе родного края играет дополнительные программы развития в образовательных учреждениях Кемеровской области: «Юные туристы-краеведы», «Кузнецкая земля» и т. д. [1]

Согласно представлениям наших предков, основной задачей воспитания духовной культуры является гармонизация внутреннего мира личности с окружающей средой. Этнологические исследования занимают особое место в экспедиционной деятельности, в ходе которой проводятся этнографические, исторические, краеведческие, географические и экологические исследования. Каждая экспедиция проводит целенаправленные исследования о жизни и традициях народов, проживающих в республике; этнология населения; изучение уникальных природных памятников, древностей, сбор фольклорного материала. [2]

Одним из элементов воспитания этнокультурных ценностей у детей является изучение традиций и обрядов этнических групп, проживающих в регионе. Проведение фольклорных и ритуальных праздников - «Коляда», «Масленица», «Иван Купало» и др. - очень популярно в регионе. Проведение праздника требует большой подготовки. Ученики собирают материал о том, почему праздник проводится, как возник праздник, что является традицией этого праздника. Затем наступает этап написания сценариев и подготовки праздничных атрибутов.

Этнокультурное образование призвано решить тройную проблему: в этнокультурном плане - образование человека, который является носителем определенной культуры с высоким уровнем этнического самосознания; в межкультурной - формирование личности, которая знает и уважает культуру других народов; в мультикультурном - ознакомление с общечеловеческими культурными ценностями.

 

Список литературы:

  1. Афанасьева, И.В., Лебеденва, Т.Н., Воробьева, И.И.  Приобщение детей к основам русской национальной культуры в учреждениях дополнительного образования Кемеровской области. / Отечественная и зарубежная педагогика. – Кемерово, 2018.
  2. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. : Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго поколения).
  3. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. - М. : Просвещение, 2010. – 23 с. – (Стандарты второго поколения).
  4. Национальный состав населения Кузбасса // Народы Кузбасса URL: http://xn--80aaacosuvktrav4i.xn--p1ai/index.php/kuzbass-mnogonatsionalnyj/natsionalnyj-sostav-naseleniya (дата обращения: 21.02.2020).

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.