Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 4(90)

Рубрика журнала: Науки о Земле

Секция: География

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5

Библиографическое описание:
Мошкова Е.Н., Летярина Н.Ю., Аксенова М.Ю. К ВОПРОСУ О ТИПОЛОГИИ САКРАЛЬНЫХ ЛАНДШАФТОВ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2020. № 4(90). URL: https://sibac.info/journal/student/90/169014 (дата обращения: 29.03.2024).

К ВОПРОСУ О ТИПОЛОГИИ САКРАЛЬНЫХ ЛАНДШАФТОВ

Мошкова Елизавета Николаевна

магистрант 3 курса естественно-географического факультета, Ульяновский государственный педагогический университет им. И. Н.Ульянова,

РФ, г. Ульяновск

Летярина Наталья Юрьевна

старший преподаватель кафедры географии и экологии естественно-географического факультета, Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова,

РФ, г. Ульяновск

Аксенова Марина Юрьевна

канд. геогр. наук, доцент кафедры географии и экологии естественно-географического факультета, Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова,

РФ, г. Ульяновск

В настоящее время в обществе наблюдается повышение заинтересованности вопросами духовной культуры и религии. В культурной жизни разные проявления религиозности имеют важное и заметное место. Особое место занимают объекты поклонения.

Поверхность земного шара покрыта густой сетью сакральных зон. Человечество присваивает статус «священных» горами рекам, храмам и памятникам, дорогам,  местам жизни великих людей и т.д.  Поэтому изучение сакральных мест является весьма актуальным направлением современной науки. Без него трудно понять мировоззрение как отдельных людей и социальных групп, так и общества в целом.

Изучение сакральных ландшафтов является междисциплинарным исследованием и находится на стыке собственно географической науки, культурологии, философии, религиоведения и богословия (рис.1). Появление богословия в этом ряду не случайно: без понимания того, какое значение имеет сакральный ландшафт для религиозной традиции его породившей, какое место в своей системе ценностей отводит она ему, невозможно подлинное понимание его значения и потенциала, который он в себе хранит.

 

Рисунок 1. Место сакральных ландшафтов в научном исследовании

 

В основе отношения человеческого сообщества к святому месту лежит чувство поклонения (преклонения религиозного (для верующих) или светского). Место рождения выдающегося государственного деятеля, место смерти великого поэта, место воинского подвига давно уже стали предметами общественного поклонения. К другим местам, таким, как городище, селище, исторические города, мы испытываем чувство «уважения к минувшему». О сакральности мест, таких, как родной дом, кладбище, основанной на чувстве любви к ним, хорошо написал А.С. Пушкин: «… любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам»  [1].

По фактору сакральности выделяются сакральные, сакрализованные и несакрализованные места.

Таблица 1.

Типология мест по фактору сакральности [1]

Сакральные места

Сакрализованные места

Несакрализованные места

Святые места

«Несвятые» места

Символические места

Мемориальные места

Ассоциативные места

Топофильные места

Топофобные места

 

Святое место – это такое место, по отношению к которому верующие испытывают «священный трепет». Этот «священный трепет» детерминирован определенной религиозной культурой. Святое место обладает сильным положительным образом, иначе это топофильное место.

Некоторые региональные традиции, например, Русский Север, обладают сложной системой святых мест, которая включает как культурные (монастырь, церковь, часовня, крест), так и природные места (озеро, ручей, роща, дерево, камень). Сакрализованные места, или места, связанные со сферой светской культуры, можно назвать местами народной памяти. Они включают четыре типа мест: символические, мемориальные, ассоциативные и селитебные места.

Символические местаместа-символы определенной национальной (или региональной) культуры. К ним относятся важнейшие исторические места (Кремль, Красная площадь), памятные места национального значения (Бородинское поле).

Мемориальные места представляют собой места, связанные с жизнью и деятельностью «гениев места», выдающихся политических деятелей и деятелей культуры и науки. Обычно эти места «закреплены» организацией на их основе музеев и музеев-заповедников, которые целенаправленно занимаются мемориальной деятельностью.

Среди мемориальных мест особо выделяются места, памятные для определенного локального сообщества, рода, семьи. К таким местам относятся селитебные места (дом, улица, деревня, город), бывшие селитебные места (селища, городища), места, связанные с почитанием предков (исторические и семейные захоронения, кладбища). Все эти памятные места обладают, как правило, мощным образным потенциалом.

Ассоциативные места – локусы материализации народных мифов или литературных образов, например, озеро Светлояр с его мифом о граде Китеже или «скамейка И.А. Гончарова» в Ульяновске.

Процессы сакрализации и десакрализации играют важную роль в современном культурном пространстве. С одной стороны, традиции забываются, а нередко и нивелируются, а сними и память о сакральных местах. Но людям нужны «кумиры», поэтому вместо старых, а, нередко, вместе со старыми «кумирами», появляются новые сакральные и сакрализованные места, которые задают другую организацию культурного пространства.

В новой сакрализации культурного пространства большая роль принадлежит сфере культуры. Новое сакрализованное место может появиться в связи с его внешним оформлением, например установки памятной доски или памятника, последующей его социализация (ежегодные торжества на месте памятника, проведение памятных или литературных чтений и т.п.). Усилению сакрализации пространства способствует возведение креста или храма в местах народной памяти и скорби.

Но особенно важно придание официального статуса месту в результате организации музея или музея-заповедника. Последнее способствует «запуску» систематической мемориальной деятельности в связи с данным местом, что способствует развитию образа места и его общественной сакрализации.

Среди несакрализованных мест выделяются топофильные и топофобные общественные места.

Топофильное место – место, обладающее сильным положительным образом в определенном сообществе. Это могут быть красивые места, места традиционных общественных гуляний, народных праздников.

В отличие от топофильного топофобное место характеризуется сильным отрицательным образом. Это «неблагополучные», в социальном плане опасные места, места, которые нужно обходить стороной.

Таким образом, сакральный ландшафт является особым типом культурного ландшафта, в котором выделяются сакральные, сакрализованные и несакрализованные места.

 

Список литературы:

  1. Калуцков В.Н. Культурная география России. Часть 1. Теоретический и специальный разделы. Учебное пособие. – М: Факультет иностранных языков и регионоведения, 2016. – 140 с.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.