Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 4(90)
Рубрика журнала: Юриспруденция
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И МЕРЫ ЗАЩИТЫ В СЕМЕЙНОМ ПРАВЕ
Конституция РФ в п. 1 ст. 38 закрепила в качестве одного из основополагающих конституционных приоритетов защиту материнства, детства, семьи. Оказывая государственную поддержку семье, государство заинтересовано в надлежащем осуществлении родителями своих родительских обязанностей, укреплении семьи. И.Н. Гливинская, меры защиты и ответственности в семейном праве должны соответствовать реалиям сегодняшнего дня: эффективно охранять и защищать семейно-правовые отношения.
Вопрос о мер ответственности и мер защиты и их четком разграничении в семейном праве достаточно актуален, поскольку понимание ответственности как исполнение под принуждением в том же объеме обязанности, не исполненной добровольно, где Н.С. Малеин справедливо называл одной из причин безнаказанности семейных правонарушений[3, c. 42].
В науке семейного права отсутствует однозначный подход на понятие мер защиты и мер ответственности в семейном праве. Обратимся к более глубокому изучению данных правовых категорий.
Нарушение субъективного права отдельных участников семейных правоотношений, например, несовершеннолетних, само по себе является тем фактом, который свидетельствует о необходимости вмешательства юрисдикционных органов с целью устранения нарушения. Нарушение субъективных семейных прав может иметь место как в активной форме, т.е. в форме неправомерного действия, так в пассивной форме, т.е в форме бездействия. Во всех этих случаях государство в лице специальных органов должно предпринять меры для восстановления нарушенного права лица в конкретном семейном правоотношении, поскольку защита вытекает из существующего правоотношения[1, c. 336]. Целью защиты является восстановление нарушенных субъективных прав участников семейных правоотношений. Юридическими фактами применения мер защиты является невыполнение членом семьи своих правовых обязанностей либо нарушение им субъективных прав других членов независимо от вины правонарушителя. Правовым последствием применения мер защиты выступает присуждение к исполнению семейно-правовой обязанности лишь в том объеме, в котором она не была исполнена правонарушителем в добровольном порядке.
Семейно-правовые меры защиты определяются как средства правового воздействия, направленные на защиту субъективных семейных прав и охраняемых законом интересов путем пресечения и предупреждения правонарушения, устранения препятствий в осуществлении семейных прав и применяемые независимо от субъективных оснований в порядке и в пределах, установленных законом.
Говоря об ответственности в семейном праве, следует установить, что она представляет собой охранительный правовой институт, в рамках которого осуществляется защита прав и реализуются предусмотренные санкцией неблагоприятные последствия для нарушителя. Понимание ответственности как исполнение под принуждением в том же объеме обязанности, не исполненной добровольно, приводит к безнаказанности в семейных правонарушениях. В данном случае речь может идти лишь о защите нарушенных прав. Целью мер ответственности является наказание виновного правонарушителя, которое проявляется в виде дополнительных неблагоприятных последствиях и обременениях[2, c. 112] .
Если вернуться к способам защиты гражданских прав, закрепленных в ст. 12 ГК РФ, то из всех указанных способов мерами ответственности могут быть признаны лишь возмещение убытков, взыскание неустойки и компенсация морального вреда. Данные меры ответственности предусматриваются и в СК РФ.
Семейно-правовые меры ответственности и меры защиты могут реализовываться в комплексе, однако чаще всего реализация одних мер исключает применение других. К мерам семейно-правовой ответственности относятся решение суда о лишении родительских прав, где являются мерой защиты прав несовершеннолетних детей и мерой ответственности родителей за виновное невыполнение родительских обязанностей, и они реализуются совместно, в комплексе путем предъявления иска о лишении родительских прав. Способом защиты семейных прав является принуждение к уплате алиментов (ст. 80 СК РФ), а мерой ответственности является уплата неустойки и возмещение убытков (п. 1, 2 ст. 115 СК РФ). В данном случае в первую очередь реализуется мера защиты, а затем в необходимых случаях мера ответственности.
Мерой защиты интересов ребенка является его отобрание при непосредственной угрозе жизни или здоровью. Эта мера защиты может быть применена до наступления меры ответственности в виде лишения родительских прав.
В некоторых случаях реализация мер защиты исключает применение мер ответственности. Например, реализация способа защиты нарушенного права путем признания соглашения об уплате алиментов недействительным исключает применение меры ответственности за несвоевременную уплату алиментов, предусмотренную п. 1 ст. 115 CK РФ.
Действительно, с точки зрения направленности и те и другие меры – это средства защиты нарушенных прав и интересов. Хотя меры защиты могут быть реализованы как государственными органами, так и самими управомоченными субъектами, меры ответственности могут быть реализованы только компетентными государственными органами. Но тем не менее и меры защиты, и меры ответственности всегда обеспечиваются государственным принуждением. Но этим их сходства и ограничиваются.
В отличие от мер ответственности, меры защиты служат целям охраны прав и законных интересов субъектов семейного права, обеспечению исполнения субъективной обязанности в соответствии с требованиями закона или соглашения. Меры защиты направлены на защиту нарушенного субъективного права, а меры ответственности, кроме того, на наказание виновного правонарушителя в виде наступлений для него неблагоприятных последствий личного или имущественного характера и предупреждение дальнейших правонарушений.
Поэтому цель меры защиты исчерпывается, образно говоря, тактическим действием: здесь вполне достаточно одного принуждения к исполнению юридических обязанностей, защиты судебного права. Меры же ответственности преследует более глубокую цель – нравственно-психологическое преобразование сознания правонарушителя.
Проанализируем конкретные меры защиты и меры ответственности в семейном праве. Ограничение родительских прав в зависимости от обстоятельств может быть как мерой защиты интересов детей, так и мерой ответственности. Данная мера в качестве меры ответственности применяется в случае противоправного поведения родителей (одного из них), если оставление ребенка с родителем является опасным вследствие их поведения. Но в то же время ограничение родительских прав может являться и мерой защиты интересов ребенка и применяется к родителям, если оставление ребенка с ними опасно по независящим от родителя обстоятельствам, например в результате психического расстройства или при стечении тяжелых обстоятельств[4, c. 720].
Отмена усыновления, опеки, попечительства в одних случаях может быть мерой защиты, а в других - мерой ответственности. Так, основаниями для отмены усыновления как меры семейно-правовой ответственности являются: уклонение усыновителей от выполнения возложенных на них родительских обязанностей; злоупотребление родительскими правами; жестокое обращение с усыновленным ребенком, хронический алкоголизм или наркомания усыновителя (п. 1 ст. 141 СК РФ). Отмена усыновления как мера защиты может применяться и по другим основаниям исходя из интересов ребенка и с учетом его мнения (п. 2 ст. 141 СК РФ). Это могут быть различные обстоятельства, не обязательно возникающие по вине усыновителей. К таким обстоятельствам, в частности, можно отнести отсутствие взаимопонимания в силу личных качеств усыновителя и (или) усыновленного, в результате чего усыновитель не пользуется авторитетом у ребенка либо ребенок не ощущает себя членом семьи усыновителя; выявление после усыновления умственной неполноценности или наследственных отклонений в состоянии здоровья ребенка, существенно затрудняющих либо делающих невозможным процесс воспитания, о наличии которых усыновитель не был предупрежден при усыновлении.
Ответственность, устанавливаемая нормами СК РФ, носит не только семейно-правовой характер, но и гражданско-правовой, административно- правовой. Меры семейно-правовой ответственности могут применяться только в отношении членов семьи. Поэтому меры собственной семейно-правовой ответственности устанавливаются только в ст. 63 и 65 СК РФ и применяются только по отношению к родителям (усыновителям). В процессе исследования также было установлено, что в семейных правоотношениях подлежат защите не только права и интересы их участников, но и их семейные состояния, в том числе состояние в браке или супружество, отцовство[5, c. 144].
Проведенный анализ общих черт мер защиты и мер ответственности позволяет сказать, что они не равнозначны. Понятие «меры защиты» в семейном праве значительно шире понятия «меры ответственности», поскольку не каждая мера защиты является мерой ответственности в случае невиновного неисполнения семейных обязанностей. Установлено, что в семейных отношениях подлежат защите не только права и обязанности участников, но и их семейные состояния, в том числе состояние в браке[6, c. 216]. При защите состояний за счет ограничения прав и интересов одних членов семьи происходит усиленная защита прав и интересов других ее членов. Состояние в семейном праве – это реальные жизненные обстоятельства длительного действия, которые постоянно или периодически порождают правовые последствия. В рамках семейного права можно выделить такие состояния, как: родство, свойство, беременность, брак.
Список литературы:
- Антокольская М.В. Семейное право. - М.: Юристъ, 2002. – 336 с.
- Богданова Г.В. Права и обязанности родителей и детей. - М.: Книга-сервис, 2003. – 112 с.
- Малеин Н.С. Защита семейных прав // Советское государство и право. - 1972. - №3. – 42 c.
- Пчелинцева Л. М. Семейное право России: учебник. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2012. – 720 с.
- Тарусина Н.Н. Семейное право: Учеб. пос. - М.: Проспект, 2001. – 144с.
- Черных Е.В., Липинский Д.А. Юридическая ответственность как целостное правовое явление // Вестник Самарской экономической академии. - 2005. - №1(16). – 216 c.
Оставить комментарий