Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 9(9)

Рубрика журнала: Экономика

Скачать книгу(-и): скачать журнал

Библиографическое описание:
Хабибулин А.К., Чибисова Е.И. ПРОБЛЕМАТИКА РАЗВИТИЯ ВОЗОБНОВЛЯЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ ЭНЕРГИИ В РОССИИ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2017. № 9(9). URL: https://sibac.info/journal/student/9/80650 (дата обращения: 16.01.2025).

ПРОБЛЕМАТИКА РАЗВИТИЯ ВОЗОБНОВЛЯЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ ЭНЕРГИИ В РОССИИ

Хабибулин Александр Касимович

студент, факультет математической экономики, статистики и информатики РЭУ им. Г. В. Плеханова

РФ, г. Москва

Чибисова Елена Ивановна

канд. экон. наук, доц., кафедра финансового менеджмента РЭУ им. Г.В. Плеханова

РФ, г. Москва

Введение.

В настоящее время страны, такие как Китай и Индия, которые ещё недавно были известны своим низким уровнем жизни, сегодня вкладывают колоссальные деньги в развитие возобновляемых источников энергии (далее – ВИЭ). Темпы роста этого рынка перманентно увеличиваются. Россия же, будучи странной, чей экономический рост зависит от цен на энергоносители, кажется, игнорирует этот очевидный тренд и предпочитает делать ставку на традиционные источники энергии.

Как известно, важную статью в российском федеральном бюджете составляют доходы от энергоресурсов (в большинстве своём нефти и газа) – 44% от всех доходов федерального бюджета за 2016 год. При этом, если не учитывать крупные ГЭС, в России доля возобновляемых источников энергии в производстве электроэнергии — примерно 1%. В это время спрос на нефтяные и газовые энергоресурсы падает от года к году – например, спрос на газ в Европе за пять лет упал на 20% (с 556 млрд кубометров в 2010 году до 447 млрд кубов в 2016 году). Согласно плану развития ВИЭ в России до 2020, размер вложений в развитие возобновляемых источников энергии составит 193 млрд рублей, что равняется примерно 0,01% от размера планируемых расходов бюджета на тот же период. Для сравнения стоимость крупнейшей британской ветряной электростанции London Array – примерно 150 млрд рублей (2,5 млрд долларов). И это только один из проектов развития ВИЭ в Великобритании, стоимость которого сопоставима с бюджетом на развитие ВИЭ в России до 2020 года в целом. Так каковы же причины торможения роста рынка ВИЭ в России?

Экологический аспект.

Ещё в 2012 году Россия занимала последнее место по экологии среди 132 стран (исследование проведено Всемирным фондом дикой природы), но уже в 2016 году, согласно индексу экологической эффективности (EPI), который рассчитывается Центром экологической политики и права при Йельском университете (Yale Center for Environmental Law and Policy), Россия заняла 32 место среди 178 стран, для которых этот рейтинг рассчитывается.

Тем не менее, согласно опросу Левада-центра, проведённому в 2016 году, на вопрос «В чём конкретно проявляется ухудшение окружающей среды в вашем населённом пункте и его окрестностях?» 61% респондентов выбрал вариант ответа «Ухудшается здоровье людей». Действительно, по данным6 Всемирной организации здравоохранения 19% всех случаев рака в мире обусловлены факторами окружающей среды, включая условия работы, что ежегодно исчисляется в 1,3 миллиона случаев смерти.

Согласно данным, изложенным в докладе «Злокачественные новообразования в России в 2015 году», подготовленным МНИОИ имени П.А. Герцена, в Российской Федерации впервые выявлено 589 341 случай злокачественных новообразований. Прирост данного показателя по сравнению с 2014 г. составил 4,0%. Из этого же доклада следует, что за последние 10 лет показатель заболеваемости на 100 000 населения России вырос на 20,4 %. И это только официальная статистика. По данным ВОЗ в среднем до 30–80% вклада в изменение здоровья человека вносят негативные факторы экологии (В. В. Васильев, 1997; Т. Г. Ткаченко и соавт., 1997).

В исследовании «How Large Are Global Energy Subsidies?» Международного валютного фонда (далее – МВФ) прямо говориться, что траты на здравоохранение, вызванные проблемами негативного воздействия добычи энергии из традиционных источников на экологию, являются издержками энергетической отрасли. Очевидно, то, что лечение таких серьёзных заболеваний, как, например, рак, появление которых провоцирует плохая экология, дорого обходится государству. Нужно также учесть тот факт, что рост заболеваемости способствует инвалидизации населения, что является фактором роста государственных расходов на социальные нужды (выплата пенсий по инвалидности, закупка специальных медикаментов и т.д.) и негативно отражается на качестве рабочей силы в РФ. Если брать в расчёт эти издержки, которые в России часто игнорируются, можно сделать вывод, что ВИЭ обходится государству не так дорого, как генерация энергии из углеводородов.

Добыча энергии из возобновляемых источников энергии в свою очередь, несмотря на то, что объекты ВИЭ, имеющие большую мощность, могут оказывать некоторое неблагоприятное воздействие на окружающую среду, остаётся наименее вредным для экологии способом добычи энергии. Объекты же малой мощности практически безопасны.

Экономический аспект.

Как ни странно, но сих пор существуют скептики, называющие ВИЭ экзотикой и «дорогими игрушками», которые способны на существование только благодаря льготам и субсидиям. Темпы развития технологий постоянно растут, а вместе с ними и рентабельность чистой энергии. Возобновляемая энергетика уже сегодня обеспечивает низкую стоимость электроэнергии во многих регионах планеты. Так, в декабре 2016 года на Всемирном экономическом форуме сообщили энергия, добываемая с помощью ветряной и солнечной генерации по стоимости либо сравнялась, либо стала даже дешевле той энергии, которая добывается с помощью угля, более, чем в 30 странах.

Потенциал возобновляемых источников энергии в России, судя по темпам роста этого рынка в РФ, недооценён. На деле же величина потенциала ВИЭ в тоннах условного топлива составляет от 270 млн тонн в год.  Согласно данным НИУ ВШЭ, при переходе с традиционных источников энергии на ВИЭ ежегодно удастся экономить около 40 млрд тонн условного топлива и сократить на 80 млрд тонн (в СО2 -эквиваленте) выбросы парниковых газов.

И хотя из вышесказанного можно сделать вывод, что полезный экономический эффект от перехода на ВИЭ очевиден, не все в бизнес-сообществе России с этим согласны.

В апреле 2015 года было подписано Парижское соглашение, целью которого является удержание роста глобальной средней температуры ниже 2 °C. Оно подписано и Российской Федерацией, но еще не ратифицировано. По состоянию на ноябрь 2016 года Парижское соглашение по климату было подписано 192 странами, при этом 113 из них ратифицировали его. Россия, занимающая третье место по выбросам парниковых газов среди стран-участниц Парижского соглашения, была единственной, кто не ратифицировал документ из 15 ведущих по выбросам стран.

Летом 2016 года бизнес-сообщество в лице Российского союза промышленников и предпринимателей (далее – РСПП) призвало президента Владимира Путина не утверждать документ. В РСПП заявили, что реализация соглашения негативно отразится на темпах экономического роста. Важно заметить, что членами РСПП являются многие влиятельные компании энергетического сектора, в том числе Татнефть, Газпром нефть и Транснефть. Под давление этой же организации власть также отказалась от создания «безуглеродной зоны» в Восточной Сибири – край, одновременно богатый и углеводородами, и нетронутыми природными ландшафтами, которые могут пострадать из-за расширения разработки нефтяных месторождений. 

Из вышесказанного можно сделать вывод, что нефтедобывающая отрасль в лице РСПП либо лоббирует замедление внедрения экологических стандартов, что привело бы к искусственно созданному росту спроса на ВИЭ в РФ, либо просто пассивно сопротивляется этому. Но встаёт резонный вопрос: стоит ли идти на поводу у «нефтяников» в то время, как весь мир давно рассматривает ВИЭ не как дорогую экзотику, а как перспективную отрасль, за которой будущее?

Страны-лидеры в развитии и внедрении ВИЭ (Япония, США, Китай, Германия), являющиеся по совместительству лидерами в развитии технологий, создают сейчас по сути ту технологическую платформу (а также выстраивают соответствующие экономические и логистические связи с потенциальными странами-потребителями энергии), которая в будущем позволит им превратиться в страны-экспортёры не только разрабатываемых сейчас технологий по добыче энергии из ВИЭ, но и самой чистой энергии, что позволит им занять ту нишу, которую сейчас занимаю экспортёры нефти, в том числе и Россия.

Те инвестиции, которые российское правительство направит на развитие ВИЭ до 2020 года (193 млрд руб.), несравнимо малы с теми средствами, которые на развитие ВИЭ тратят другие страны. В частности, уже упоминалась британская ветряная электростанция за 2,5 млрд долларов. В это время в США ещё в 2015 году американское правительство выделило компании Илона Маска Tesla Motors (владеющая Solar City, компанией-производителем солнечных энергосистем) 5 млрд долларов. Эта сумма более, чем в два раза превышает российские инвестиции в ВИЭ в купе.

Технологии сегодня развиваются очень стремительно. Высокотехнологичное производство требует больших инвестиций в НИОКР, а также готовности инвесторов к тому, что их вложения будут возвращаться долго и медленно. Тем не менее, пассивное ожидание, позицию которого заняло российское правительство, приведёт лишь к тому, что в какой-то момент, казалось бы, только что начавший развиваться рынок ВИЭ окажется заполнен, и места новым игрокам (в том числе и России) на нём просто не окажется.

Без участия государства создание новых отраслей является крайне проблематичным. Не важно идёт ли речь об атомной энергетике или развитии ВИЭ. Кроме того, важно отметить, что даже традиционный для энергетической отрасли сырьевой сектор для своего успешного существования требует от государства предоставления малопрозрачных льгот, устанавливаемых зачастую индивидуально, а также прямого бюджетного финансирования.

Политический аспект.

Европейский союз – один из лидеров в развитии возобновляемых источников энергии. По оценке BP, на его долю приходится почти 42% мирового потребления возобновляемой энергии, в то время как на долю США – 23%. В 2014 доля возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в энергопотреблении ЕС выросла вдвое. Конечно, главная причина такой быстрой популяризации ВИЭ в ЕС – стремление минимизировать экологические последствия, связанные с использованием традиционных источников энергии (нефти, газа, дизеля, угля), Тем не менее, у этого стремления есть и другой аспект. Евросоюз традиционно энергетически зависим от нефтяных и газовых поставок России и стран арабского региона. Это связано с низким количеством нефтяных и газовых месторождений в самом ЕС. Производство энергии, добываемой из ВИЭ, в свою очередь слабо зависит от локализации производящего её предприятия. Таким образом, переход Евросоюза на ВИЭ обеспечит ему энергетическую независимость от других стран, что снизит и его политическую зависимость от них же.

Летом 2016 года на форуме в Санкт-Петербурге глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер и президент России Владимир Путин обсуждали перспективы проекта газопровода «Северный поток-2». По данным СМИ Евросоюз разделился на две части по отношению к этому проекту: восточные члены ЕС выступают резко против него и жалуются на не прекращающуюся зависимость Евросоюза от поставок российского газа. Не секрет, что цены на газ являются определённым политическим рычагом, который Россия может использовать в отношениях с ЕС.

Судя по Годовому отчёту ПАО «Газпром» за 2016 год, цены на газ в Европе пермаментно падают, начиная с 2014 года:

 

Рисунок 2. Недельные данные по ценам на природный газ на европейских торговых площадках TTF и NCG 2007-2016 гг., долл./1000 м3

 

По данным Евростата к 2020 году в рамках «Пакета инициатив в области энергетики и сохранения климата» в области отопления и охлаждения должен достичь доли использования ВИЭ – 21%, а в электроэнергетике – 34%.

 

Рисунок 1. Целевые показатели доли ВИЭ по странам ЕС к 2020 году

 

В отчёте Евростата от июля 2016 года «Renewable energy statistics» говорится, что одним из преимуществ использования и развития ВИЭ является снижение зависимости от традиционных источников энергии (в частности нефти и газа). Таким образом, Евросоюз декларирует одной из целей развития ВИЭ в ЕС снижение зависимости от газовых поставок.

Несмотря на всё вышесказанное, высокая рентабельность добычи газа у Газпрома позволяет ему демпинговать на европейском рынке. Согласно расчётам Bloomberg, проведённым на основе данных МВФ, в мае 2016 года среднемесячная цена российского газа на границе с Германией составила $ 3,99 за один миллион британской тепловой единицы (БТЕ), что на 22% ниже, чем на Европейских хабах. В это же время из вышеупомянутой отчётности Газпрома за 2016 год следует, что спрос на газ в Европе относительно стабилен и до 2020 года сохранится на уровне 430 млрд кубометров газа в год при нынешних 447.

Конечно, с одной стороны относительная стабильность спроса на газ в Европе и высокая рентабельность производительных мощностей Газпрома не вызывают серьёзных опасений за будущее энергетической отрасли России и за её положение на европейском рынке и политическом поле. Тем не менее, учитывая тот факт, что цены на газ и нефть падают, а производство энергии из угля и вовсе стало нерентабельным, со стороны РФ разумным было бы увеличение финансирования ВИЭ с целью диверсификации источников поставляемой в ЕС энергии, что, возможно, позволило бы сохранить энергетическую зависимость ЕС от России в будущем. Однако, в условиях экономического кризиса и сокращения бюджетных расходов возможности увеличения инвестиций в развитие ВИЭ просто не представляется. Пока длится кризис, Россия не сможет занять нишу на рынке возобновляемых источников энергии и просто упускает момент, что может очень негативно сказаться на позициях РФ в будущем, в том числе и политических.

Социальный аспект.

По данным Левада-центра на 2016 год большинство россиян (66%) обеспокоены состоянием окружающей среды. Тем не менее, только 1% респондентов (ВЦИОМ, 2017) являлись участниками природоохранных мероприятий. Учитывая настолько небольшой процент интервьюируемых, действительно занятых в природоохранной деятельности, можно сделать вывод, что большая часть участников опроса, выразивших озабоченность состоянием экологии в России, в действительности мало обеспокоены проблемами экологии и, скорее всего, просто лукавят. Таким образом, в обществе элементарно отсутствует запрос на развитие механизмов защиты окружающей среды, в том числе на развитие ВИЭ и замещение ими традиционных источников энергии, в частности углеводородов. Возможно, причиной тому может служить слабая развитость институтов гражданского общества в России, а также недостаточно высокий уровень жизни, в результате чего люди в первую очередь озабочены собственным выживанием, а благополучие окружающей среды их мало волнует.

Вывод.

Позиция энергетического сектора России, представленного в основном компаниями-нефте- и газодобытчиками, понятна: они лоббируют свои интересы, заключающиеся в торможении развития сектора ВИЭ в России, который является для них потенциальным конкурентом в борьбе за государственные субсидии, которые в условиях кризиса снижаются. Другой причиной стагнации рынка возобновляемых источников энергии в РФ является элементарное отсутствие запроса со стороны общества. Российские граждане, к сожалению, в большей степени заняты собственным благополучием, и это, безусловно, оправдано тем уровнем жизни, который есть в России. Тем не менее, выжидательная позиция, которую заняла РФ по этому вопросу, может оказать сильный негативный эффект на всю экономическую систему РФ в будущем – Россия просто рискует потерять свою нишу страны-поставщика энергоресурсов, а, как уже было сказано выше, доходы от продажи энергоресурсов являются одной из основных статей российского бюджета. Кроме того, Россия также рискует потерять важный политический рычаг в отношениях с ЕС, который в определённой степени зависим от российских газовых поставок. Необходимость перехода России на ВИЭ обусловлена и той ситуацией, которая сегодня царит на рынке энергоресурсов. Цен на нефть нестабильны, в то время как спрос на ВИЭ постоянно растёт и безусловно будет расти ещё очень долго. В связи с этим представляется, что России необходимо уже сейчас вкладывать деньги в развитие ВИЭ и соответствующих технологий, чтобы занять сильную позицию на активно развивающемся рынке.

 

Список литературы:

  1. Власти отказались от создания безуглеродной зоны в Восточной Сибири // РБК [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.rbc.ru/rbcfreenews/57b3da579a79476ee932267a (дата обращения: 02.06.2017).
  2. Годовой отчёт ПАО «Газпром» за 2016 год // Официальный сайт ПАО «Газпром» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.gazprom.ru/investors/disclosure/reports/2016/ (дата обращения: 02.06.2017).
  3. Злокачественные новообразования в России в 2015 году (заболеваемость и смертность) // Под ред. А.Д. Каприна, В.В. Старинского, Г.В. Петровой. – М.: МНИОИ им. П.А. Герцена, филиал ФГБУ «НМИРЦ» Минздрава России, 2017. – С. 4.
  4. Малик Л.К. ВИЭ для устойчивого развития // Энергия: экономика, техника, экология. – № 2. – 2008. – С. 45.
  5. Митрова Т., Кулагин В. Газовый рынок Европы: утраченные иллюзии и робкие надежды // IQ.HSE.RU: Гринкевич В.В. Европа прошла исторический пик потребления газа [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://iq.hse.ru/news/177664365.html (дата обращения: 02.06.2017).
  6. Определены наиболее перспективные регионы России для развития ветро- и солнечной энергетики // Коммерсант. ru [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/3283669 (дата обращения: 02.06.2017).
  7. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации // [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://minfin.ru/ru/ (дата обращения: 02.06.2017).
  8. Раковые заболевания, обусловленные факторами окружающей среды и профессиональной деятельности // Всемирная организация здравоохранения: Информ. бюл. № 350, март 2011 [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.who.int/mediacentre/factsheets/fs350/ru/ (дата обращения: 02.06.2017).
  9. Шпильрайн Э.Э. Возобновляемые источники энергии и их перспективы для России // Энергетика России. Проблемы и перспективы: Труды научной сессии Российской академии. – М.: Наука, 2006. – С. 284-292.
  10. Экологические проблемы // Левада-центр: Пресс-выпуск от 03.06.2016 [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.levada.ru/2016/06/03/ekologicheskie-problemy/ (дата обращения: 02.06.2017).
  11. Экологическая ситуация: мониторинг // ВЦИОМ: Пресс-выпуск № 3357 от 20.04.2017 [Электронный ресурс] – Режим доступа:  https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=116167 (дата обращения: 02.06.2017).
  12. Putin and Juncker could sketch deal on Europe gas link // Available at: https://www.bloomberg.com/news/articles/2016-06-12/putin-could-sketch-deal-on-europe-gas-link-in-talks-with-juncker (accessed: 2 July 2017).
  13. Renewable energy statistics, July 2016 // Eurostat Statistics Explained. Available at: http://ec.europa.eu/eurostat/statistics-explained/index.php/Renewable_energy_statistics#Further_Eurostat_information (accessed: 8 June 2017).
  14. Statistical Review of World Energy // BP. Available аt: http://www.bp.com/en/global/corporate/energy-economics/statistical-review-of-world-energy.html (accessed: 2 July 2017).

Оставить комментарий