Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 3(89)

Рубрика журнала: Философия

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3

Библиографическое описание:
Битюцкая А.А. МОТИВЫ РУССКОГО РЕЛИГИОЗНОГО КОСМИЗМА В ТВОРЧЕСТВЕ АНДРЕЯ ПЛАТОНОВА // Студенческий: электрон. научн. журн. 2020. № 3(89). URL: https://sibac.info/journal/student/89/168258 (дата обращения: 30.12.2024).

МОТИВЫ РУССКОГО РЕЛИГИОЗНОГО КОСМИЗМА В ТВОРЧЕСТВЕ АНДРЕЯ ПЛАТОНОВА

Битюцкая Алла Альбертовна

магистрант, кафедра истории философии и культуры, Воронежский Государственный Университет,

РФ, г. Воронеж

MOTIVES OF RUSSIAN RELIGIOUS COSMISM IN THE WORK OF ANDREY PLATONOV

 

Alla Bityutskaya

master's degree, Department of history of philosophy and culture, Voronezh state University,

Russia, Voronezh

 

АННОТАЦИЯ

В статье рассмотрены воззрения Андрея Платонова в призме русского космизма.

ABSTRACT

The article considers the views of Andrey Platonov in the prism of Russian cosmism.

 

Ключевые слова: Андрей Платонов, русский космизм, природа, механицизм.

Keywords: Andrey Platonov, Russian cosmism, nature, mechanics.

 

Ни для кого не секрет, что творчество Андрея Платонова пропитано смыслообразами философии двадцатого века. В его трудах можно найти черты экзистенциональных  порывов, философии техники, психологизма.  Яркой доминантой будет увлечение писателя русским религиозным космизмом.

Русский религиозный космизм – уникальное течение русской философии, созданное Н.А.Федоровым. Свою парадигму называет «философией общего дела». В  «философии общего дела» смерть была несправедлива и ненравственна. Вселенная должна быть разумно - управляемой и одухотворенной субстанцией. Философ предлагает два варианта существования в новом космосе: первый – воскрешение для умерших, второе – бессмертие для живущих. Объединяет две формы всеобщая идея бессмертия. Идея бессмертия, по мнению Н. Фёдорова, предполагала такой процесс реализации: вселенная (научные силы) будет «воскрешать» человека сразу же после его смерти (после клинической смерти). Мыслитель вводит в мироустройство свой деонтологический принцип: у каждого существующего человека есть персональный долг перед умершими отцами, которые заслужили жить вечно. Безусловно, писатель не заимствует федоровские воззрения целиком, он берет импульс нового постижения мира и новой коммуникации. Платонов делает космическую реальность социально-утопической, переселяя своих героев в иной мир с помощью языковых средств.

Космический флер просматривается в таких трудах, как в «Чевенгур», «Котлован», «Афродита». Ощущение влюбленности формирует микрокосмос героя: « Она засмотрелась на небо, полное греющего тепла, покрытое живыми следами исчезающего солнца, словно там находилось счастье, которое было сделано природой изо всех своих чистых сил, чтобы счастье от нее снаружи проникло внутрь человека». [1; c.140]. Автор подчеркивает иллюзорность индивидуального космоса и его хрупкость. Например, в  «Счастливой Москве» главные герои сталкиваются с грубыми реалиями советской жизни, но  пытаются сохранить своё мировоззрение: «Самбикин чувствовал мировую внешнюю материю как раздражение собственной кожи. Он следил за всемирным течением событий день и ночь, и ум его жил в страхе своей ответственности за безумную судьбу вещества» [2; c. 18]. Еще одна черта платоновского космизма – это создание нового определения природы. Природа, по мнению писателя,  особый универсум, самобытная материально-телесная основа существования индивида. «Природа, — говорит он устами своего героя Сарториуса, — все, что потоком мысли шло в уме, что гнало сердце вперед и открывалось перед взором всегда незнакомо и первоначально» [2; c. 27].

В «Чевенгуре» прослеживается портрет современного «космического жителя»: «Есть ветхие опушки у старых провинциальных городов. Туда люди приходят жить прямо из природы. Появляется человек — с тем зорким и до грусти изможденным лицом, который все может починить и оборудовать, но сам прожил жизнь необорудованно. Себе же он никогда ничего не сделал — ни семьи, ни жилища. Летом жил он просто в природе, помещая инструмент в мешке, а мешком пользовался как подушкой — более для сохранности инструмента, чем для мягкости. От раннего солнца он спасался тем, что клал себе с вечера на глаза лопух. Зимой же он жил на остатки летнего заработка, уплачивая церковному сторожу за квартиру тем, что звонил ночью часы. Его ничто особо не интересовало — ни люди, ни природа, — кроме всяких изделий. Поэтому к людям и полям он относился с равнодушной нежностью, не посягая на их интересы» [3; c. 188]. Житель сливается с природой, он ассимилируется с русским простором, живя простыми истинами. Многие исследователи сходятся во мнении, что у русских космистов (особенно у К.Э. Циолковского) Платонов заимствует линию механицизма. На мой взгляд, ярче всего данная черта проявляется в произведении «Родина Электричества». Рассказ о строительстве электростанции в деревне Рогачевке, полный надежд на будущий мир коммунизма, изложен причудливым и изобретательным авторским языком. «Строители» думают только о мировом деле, делая из себя механистических роботов.

Вышеуказанные черты указывают на формирование у русского писателя натурфилософских взглядов. Натурфилософия Андрея Платонова станет красочной страницей русской литературе, до сих пор непревзойденной.

 

Список литературы:

  1. Платонов А.П. Собрание сочинений: В 3 т. М., 1984.
  2. Платонов А.П. Счастливая Москва. Роман // Новый мир. 1991. № 9.
  3. Платонов А. Собрание сочинений: В 5 т. / Сост. В.А.Чалмаева. М., 1998.

Оставить комментарий