Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 3(89)

Рубрика журнала: Экономика

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3

Библиографическое описание:
Сергеева Ю.И. ПРОБЛЕМА БЕЗРАБОТИЦЫ В УСЛОВИЯХ «ИНДУСТРИИ 4.0» // Студенческий: электрон. научн. журн. 2020. № 3(89). URL: https://sibac.info/journal/student/89/168008 (дата обращения: 25.04.2024).

ПРОБЛЕМА БЕЗРАБОТИЦЫ В УСЛОВИЯХ «ИНДУСТРИИ 4.0»

Сергеева Юлия Игоревна

магистрант, кафедра региональной экономики, инновационного предпринимательства и безопасности, Уральский Федеральный университет,

РФ, г. Екатеринбург

«Индустрия 4.0» или четвертая промышленная революция, заключающаяся в активном развитии цифровой экономики, роботизации и автоматизации производств и сфер услуг, ставит вопрос сокращения рабочих мест. Актуальна ли проблема безработицы в индустрии 4.0? Социальные изменения – неотъемлемая часть промышленных революций. Наиболее значимые преобразования появляются в организации труда. Работодатели не всегда до конца осознают потребность в человеческих ресурсах в условиях инноваций производства. «Возникает временной лаг между первичной волной технологической безработицы и появлением новых специальностей [1, с.140]». Поэтому у масс людей появляется страх перед массовой безработицей и социальным неравенством.

Начнем с истории. Известны три немаловажные промышленные революции. Классик теории постиндустриализма Д. Белл выделил три технологических революции, причинами которых послужили:

- изобретение паровой машины в XVIII веке;

- научно-технологические достижения в области электричества и химии в XIX веке;

- создание компьютеров в XX веке.

В наше время выделяют четвертую научно-техническую революцию. Ей дали название «Индустрия 4.0», она связана с понятием «Интернет вещей». Станислав Чеботарев, доктор экономических наук, профессор, директор департамента Центрального научно-исследовательского института экономики дал определение этому понятию: «Интернет вещей – это состояние Интернета, начиная с того момента, когда количество "вещей или объектов", подключенных к Всемирной сети, превышает население планеты». Файлы и программы созданные, с помощью компьютера и Интернета, все больше овладевают современным миром. Интернет вошел в нашу жизнь незаметно и кардинально изменил большинство сфер повседневной жизни человека.

Наиболее ощутимое влияние Интернет-вещей оказывает на рынок труда и трудовую деятельность работников. Так, например, интеллектуальные вспомогательные системы позволяют сотрудникам сконцентрироваться на творческих задачах, что способствует сохранению трудоспособности на более длительный срок и продлить трудовой стаж. Это также позволит частично решить проблему дефицита высококвалифицированных кадров.

Но помимо плюсов на рынке труда возникает другая проблема, это проблема безработицы. Роботизация скорее всего вытеснит значимый объем рабочей силы. Многие уже остались без работы в связи с автоматизацией трудовых процессов. И по сей день структурно меняются некоторые отрасли экономики (рис. 1).

 

Рис. 1 Среднесписочная численность работников организаций по видам экономической деятельности, тыс. чел. (по данным Росстата)

 

Анализируя тенденции в области занятости, можно сделать следующие выводы. Так, в обрабатывающем производстве наблюдается существенное снижение численности работников. Ситуация усложняется ещё и тем, что естественный процесс смены одних профессий и технологий другими последние десять лет сопровождается значительным падением доли труда в национальном доходе крупных экономик, включая США, Японию, Канаду, Францию, Италию, Германию и Китай.

Два исследователя из школы Оксфорд-Мартин – экономист Карл Бенедикт Фрей и эксперт по компьютерному обучению Майкл Осборн – определили количественное значение потенциального воздействия технологических инноваций на безработицу, распределив 702 профессии по степени вероятности их автоматизации. Они создали интервал, который включили все исследуемые профессии. Самую низкую границу они приняли за «0» – это отрасли менее всего подвергшиеся автоматизации. За «1» – наиболее пострадавшие отрасли. В табл. 1 представлены профессии, подвергающиеся автоматизации больше всего. А в табл. 2 профессии, которые еще требуют участие людей.

Таблица 1.

Выбывающие профессии

Вероятность

Профессии

0,99

Специалисты по телефонным продажам

0,98

Судьи, арбитры

0,97

Официанты

0,96

Секретари

0,94

Курьеры и развозчики

 

Таблица 2.

Остающиеся профессии

Вероятность

Профессии

0,031

Социальные работники

0,04

Хореографы

0,042

Терапевты и хирурги

0,043

Психологи

0,055

Управляющие кадровыми ресурсами

 

Как было сказано выше, профессии, в которых требуются свойственные только человеку качества, очень сложно заменить. Психологи, социальные работники, управленцы работают, прежде всего, в системе «человек-человек», где невозможно заменить человеческое взаимодействие на машину.

На сегодняшний день складывается следующая ситуация: четвертая промышленная революция создает меньше рабочих мест в новых отраслях, чем предыдущие революции. А это значит, что рабочие места будут иметь еще большую тенденцию к снижению.

В связи с интернационализацией экономики, менеджмента и бизнеса в первую очередь требуются работники в сфере информационных технологий, программисты, инженеры и т.д. Мужчины продолжают доминировать в компьютерных науках, математических и инженерных специальностях. Встает вопрос: может ли этот спрос на технические навыки возродить гендерное неравенство? Но к тому же может возрастать спрос на роли, которые не могут выполнять машины и которые основаны на внутренних человеческих качествах и способностях. Т.е. это профессии, представленные в табл. 2: психологи, хореографы, врачи и т.д. Женщины преобладают в профессиях такого характера. Значит, возможность появления гендерного неравенства может быть связана с совершенно другими причинами.

Профессиональная структура занятых также претерпевает изменения во многих странах. Новые профессии, как правило, требуют высокого уровня квалификации. Отсеиваются работники низкой квалификации и неподходящего уровня образования. Новые рабочие места могут не соответствовать стандартной модели полной занятости; возможно, они будут принимать нетрадиционные формы (неполный рабочий день, работа по требованию и т.п.). Возникающие новые технологии позволяют разделить рабочий процесс на более мелкие операции в рамках глобального цифрового производства. Рабочие задачи уже стали более фрагментированными; все больше работников выполняют нестандартные операции. Ценятся работники, умеющие анализировать и смотреть на вещи нестандартно.

Организаторы ВЭФ (Всемирного экономического форума) считают, что к концу 2020 года число рабочих мест уменьшится на пять миллионов единиц во всех странах. Речь в первую очередь идет о низкоквалифицированном труде. Как минимум, это признак понимания необходимости готовить рынок труда к новому этапу развития производства. Вот только Россия пока далека от результата, ориентированного на повышение производительности труда на 50% по сравнению с 2011 годом. Также призрачным пока является обеспечение национального производства до 90% комплектующих для инновационных разработок. В условиях санкций закупка огромного количества оборудования стоит чрезвычайно дорого, а это серьезно тормозит развитие IT-отрасли.

Таким образом, появление Индустрии 4.0 ставит перед рынком труда, компаниями, не только новые возможности, но и новые проблемы. Все это требует глубокого осмысления и изучения для целей грамотной политики в области занятости, прогнозов на рынке труда, создания новых рабочих мест.

 

Список литературы:

  1. Кергроуч С. Индустрия 4.0: новые вызовы и возможности для рынка тру-да // Форсайт. 2017. № 4. С. 6–8.
  2. Труд и занятость в России. 2018 : стат. сб. / Росстат. M., 2018. С. 118.
  3. Фрэй К., Осборн М. Будущее занятости / Оксфордский университет. 2013. С. 51, 72.
  4. Чеботарев С., Чеботарев В., Журенков Д. «Индустрия 4.0»: новая промыш-ленная политика // Общество и экономика. 2016. № 6. C. 43–57.
  5. Юдина М.А. Новая промышленная революция как вызов государственному управлению // Государственное управление : электронный вестник. 2017. № 61. С. 81.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.