Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 1(87)

Рубрика журнала: Юриспруденция

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5

Библиографическое описание:
Шаблыко Е.В., Драчук В.А. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2020. № 1(87). URL: https://sibac.info/journal/student/87/166351 (дата обращения: 14.05.2024).

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ

Шаблыко Екатерина Вадимовна

студент, кафедра экономики и менеджмента, Уральский институт управления – филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации,

РФ, г. Екатеринбург

Драчук Виктор Алексеевич

студент, кафедра экономики и менеджмента, Уральский институт управления – филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации,

РФ, г. Екатеринбург

АННОТАЦИЯ

В современном мире коррупция представляет серьезную и насущную проблему для множества государств. Коррупция, противодействие её распространению и реализации эффективной антикоррупционной политики является одной из самых важных и распространенных проблем, как в России, так и в других странах. Международное сообщество стремится к объединению усилий в деле предупреждения и пресечения коррупции. Этим, несомненно, важным вопросам и анализу опыта США и Китая посвящена данная статья.

 

Ключевые слова: коррупция, антикоррупционные меры, противодействие коррупции, международный опыт.

 

Коррупция сопровождает население земли с древних времён. Санкция за взяточничество предусматривалось еще Кодексом Хаммурапи примерно 4 тыс. лет назад. Губительное влияние такого антиобщественного явления чувствуется в большинстве странах, независимо от организации в ней государственной власти или традиций. Моментальный всплеск коррупции был замечен в период выстраивания рыночных отношений в девятнадцатом веке. В это же время были замечены и первые попытки противодействия ей на законодательном уровне. Но существенных изменений антикоррупционной истории ни в мире, ни в отдельных государствах не случилось. И лишь во второй половине двадцатого века, когда борьба с коррупцией в ряде государств была интегрирована в систему государственной политики, получилось достичь минимизации её влияния на все сферы жизнедеятельности общества.

Первым государством, проявившим серьезное беспокойство по поводу новой угрозы, стали Соединенные Штаты Америки. Там в 1977 году был принят Закон о борьбе с коррупцией во внешнеэкономической деятельности (FCPA). Он стал серьезной преградой коррупции не только в США, но и в большинстве развитых стран во всем мире. Концепцией FCPA служит положение о борьбе с взяточничеством, запрещающее американским организациям или же всякому лицу в США физически предоставлять или же сулить что-либо, имеющее значение зарубежному должностному лицу, с мыслью получить или же защитить свой бизнес.

Особенностью Закона о борьбе с коррупцией во внешнеэкономической деятельности считается собственно то, что его положения касаются не только определенных выплат денежных средств и передачи других ресурсов чиновнику, но соответственно и в отношении обещания реализовать подобные действия. Выходит, в том случае если не было прецедента дачи взятки, но было дано обязательство её передать, оно будет являться основанием для возбуждения уголовного дела о коррупции, что существенно отличает законодательство США, от Российской Федерации, в котором наказуемо только определенное противоправное действие. Хотелось бы отметить, что законодательством США не уточняется минимальная величина суммы взятки или же цены подаренной должностному лицу вещи, в то время как в РФ принято применять за «подарок» вещь, цена которой не выше трёх тыс.руб.

В данном случае, стоит перенять зарубежный опыт и совсем запретить принятие любой выгоды для должностного лица, чтобы не провоцировать его к вынуждению обратившегося гражданина «дарить» чиновнику всевозможные «презенты», вне зависимости от их реальной стоимости. Это будет усиливать ответственность должностного лица перед гражданами и государством, отпадет надобность каким-либо образом воздействовать на осуществление  его  полномочий. Законодательство  США  устанавливает высокую ответственность за нарушения законов, связанных с коррупцией. Величина штрафов  для  организаций в соответствии с FCPA может достигать 25 млн. $ за каждое правонарушение, а для физических лиц – до 5 млн. $ и лишение свободы сроком до 20 лет. Санкции довольно жёсткие, но достаточно действенные.

В законодательстве РФ размеры наказаний определены несколько иначе. К примеру, в Уголовном кодексе РФ за получение взятки должностным лицом, в статье 290 указывается максимально применимая санкция в виде штрафа до 5 млн. рублей или лишением свободы до пятнадцати лет. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в статье 19.28 устанавливает ответственность за нелегальное вознаграждение от имени юридического лица совершенное в особо крупном размере (более 20 млн. рублей) - административный штраф до стократной суммы денежных средств, иного имущества, но не менее 100 млн. рублей с конфискацией денежных  средств, ценных бумаг, другого имущества или стоимости услуг имущественного характера, иных имущественных прав [1]. Аналогичный опыт мог бы быть полезен и для применение его в России, где последствия коррупционной деятельности для юридических лиц не являются столь значительными.

Эффективную антикоррупционную политику проводит Китайская народная республика. Возможно, от того она самая эффективная, что санкция приводится серьёзная. В основе китайского законодательства лежат преимущественно репрессивные меры воздействия. С данной целью в 2003 г. был создан Антикоррупционный комитет, который занимается расследованием коррупционных преступлений, за которые предусмотрена смертная казнь, а также он является исполнителем этой функции. Достаточно сказать,  что данный  Комитет  «подвёл под расстрельную»  статью  в  пределах 1200 госслужащих разного чина, часть из которых покончила жизнь самоубийством. Более 8 тыс. покинули страну. Не считая самых жёстких мер, Китай еще использует и профилактические. Так, Коммунистическая партия Китая воспрещает заниматься бизнесом и выступать советниками в данной сфере детям и родным сотрудников,оказавшихся на руководящих должностях. Такая мера призвана ограничить коррупцию на высших уровнях власти. Данной категории лиц  запрещается содержать развлекательные заведения, которые противоречат интересам общества. Кроме этого в КНР функционирует горячая телефонная линия, по которой любой житель имеет возможность анонимно заявить о прецедентах взяточничества или же злоупотребления своим положением тех или же иных чиновников. Российскому правлению стоит присмотреться к подобным мерам. При рассмотрении антикоррупционного законодательства на примере двух государств, можно сказать, что полностью искоренить коррупцию не получается ни у одной из стран, но понизить ее порог вполне возможно. В современном мире коррупция выходит за пределы отдельных стран и только объединением совместных усилий можно ей противодействовать. На данный момент сформирована система интернационального сотрудничества государств по борьбе с коррупцией.

Следует отметить, что собственно Российская Федерация подписала и ратифицировала обе универсальные конвенции. Речь идет о Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности 2000 года и Конвенции ООН против коррупции от 2003 года. В крайней добавлены такие противоправные действия, как хищение, нелегальное обогащение, неправомерное присвоение или же другое нецелевое пользование имуществом должностным лицом органа власти [2, с. 87-98]. В настоящее время основу антикоррупционного законодательства составляют множество НПА. Но их количество не обуславливает качество системы противодействия коррупции.

Существенным НПА в данной сфере является Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» [3]. Данный закон определяет основные направления государственной деятельности в сфере борьбы с коррупцией, устанавливает сферу применения антикоррупционной политики (прежде всего это государственно-служебные отношения), фиксирует социальные ожидания в данном виде деятельности. Трактует определения: коррупции, противодействие коррупции.

Рейтинг Transparency International определяет уровень борьбы с коррупции в стране. Данное международное движение более 20 лет ежегодно рассчитывает индекс коррупции по странам мира на основе проведенных опросов различных деятелей и бизнесменов. По результатам исследования каждому государству присваивается определенное количество баллов, где 0 баллов – это высокий уровень коррумпированности, а 100 баллов – низкий. В таком исследовании за 2018 год Россия заняла 138 место. За последние годы Россия только продолжала терять позиции в рейтинге. Если в 2015 году страна держалась на 119 месте, то уже через год опустилась на 131 строчку. Еще год спустя Россию поместили на 135 строчку и вот теперь за страной закрепили 138 место среди 180 участников [4]. Применительно к российским реалиям коррупционные процессы развиты достаточно сильно. Следственного комитета РФ и МВД РФ. По статистическим данным МВД РФ с января по сентябрь 2017 года выявлено 18969 преступлений в коррупционной направлении, из которых 5596 осуществлены в крупном и особо крупном размерах, что на 13,6 % больше, чем за 2016 год. [5, с. 203-205] С течением времени коррупция увеличивает свои масштабы и способы ее проявления в различных сферах. Подобная ситуация указывает на то, что противодействие коррупции и меры ее профилактики необходимо совершенствовать и осуществлять с максимально возможной эффективностью.

Подводя результат анализа опыта США и КНР в сфере противодействия коррупции, можно сделать вывод, что в данных развитых государствах ведется борьба с коррупцией во всех сферах общества, внимание уделяется мерам как профилактического, так и репрессивного характера. Российский законодатель в большей степени противодействует коррупции внутри государственного аппарата, при этом часто совершенствуя формы и методы осуществления антикоррупционного контроля.

Таким образом, четко выслеживается мысль противоборства коррупции на всех уровнях власти и признается, что коррупция стала неотъемлемой составляющей системы управления, как в России, так и в Китае и США.В  таком случае, имеет значение создавать специальные органы по противодействию коррупции на всех уровнях государственной власти и местного самоуправления, где они не организованы на данный момент. Это позволит усилить проводимую в настоящее время политику по противодействию коррупции и эффективнее реализовывать на практике вводимые меры государственного принуждения. Также стоит обратить внимание на ужесточение санкций за коррупционную деятельность.

 

Список литературы:

  1. Об административных правонарушениях: Кодекс Российской Федерации от 30 октября 2001 г. №195-ФЗ (ред. от 16.12.2019). Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс».
  2. Богуш Г. И. Конвенция ООН против коррупции 2003 г.: общая характеристика и проблемы имплементации // Организованная преступность и коррупция: результаты криминолого-социологических исследований. Вып. 2. Саратов: Сателлит, 2006. С. 87–98.
  3. О противодействии коррупции: Федеральный закон от 25.12.2008 № 273 ФЗ (ред. от 11.07.2011) // Российская газета. 2008. №266.
  4. Взятки в России 2019. Статистика и международный опыт — URL https://zaimisrochno.ru/articles/3549-vzyatki-v-rossii-2019-statistika-i-mezhdunarodnyy-opyt/ (дата обращения: 25.12.2019).
  5. Корниленко Ю. А. Коррупция в статистике современной России // Молодой ученый. — 2017. — №46. — С. 203-205. — URL https://moluch.ru/archive/180/46475/ (дата обращения: 25.12.2019).

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.