Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 1(87)
Рубрика журнала: Экономика
Секция: Менеджмент
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5
ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСТАВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ
На основании закона "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" (утв. ВС РФ 09.10.1992 № 3612-1) (ред. от 05.12.2017) приводим понятия
- культурные ценности - нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты;
- культурные блага - условия и услуги, предоставляемые организациями, другими юридическими и физическими лицами для удовлетворения гражданами своих культурных потребностей;
- культурное наследие народов Российской Федерации - материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а также памятники и историко-культурные территории и объекты, значимые для сохранения и развития самобытности Российской Федерации и всех ее народов, их вклада в мировую цивилизацию[5].
«Выставка – публичная демонстрация достижений в области материальной и духовной деятельности человека, сосредоточенная на отведенном для этого пространстве и продолжающаяся определенное время; нередко сопровождается сопутствующими мероприятиями: продажами, развлечениями, обсуждениями, семинарами, приемами и др.» - дает определение Фомичев В. И. в учебном пособии «Выставочное дело» [4, с. 95]. Данное определение считается мной особенно полным, так как указана область, на которой специализируется выставка, далее следует конкретизация временных и пространственных рамок со всеми возможными дополняющими мероприятиями.
Выставочная деятельность – отрасль социально-культурной сферы, в развитии которой заинтересованы многие – от производителей, продавцов и других лиц, принимающих непосредственное участие в создании и продвижении культурных экспонентов, до конечных потребителей этих услуг или товаров. Ведь выставки – уникальная платформа, где производители могут заявить о себе и о предоставляемых услугах, а потребители могут среди разнообразия представляемых товаров и услуг, выбрать то, что удовлетворяет именно их потребностям; это место, в котором устанавливаются новые деловые контакты и поддерживаются отношения с уже имеющейся клиентской базой; пространство анализа состояния культурной отрасли и прогнозирование тенденций ее развития; возможность представить миру новый продукт [2, с. 5]. Трудно не согласиться с автором в оценке выставочной деятельности для той или иной организации. Захаренко Г. П. привел характеристику выставочной деятельности как места взаимодействия между производителем и потребителем, что в свою очередь достаточно важно для понимания специфики данной деятельности.
Для подробного изучения видов выставок используем классификацию Гойхмана О. Я. Он ранжирует выставочные мероприятия по статусу, по предмету и широте тематики, по времени и месту проведения, по частоте повторений, по отраслевому признаку, по географическому составу экспонентов, по уровню значимости для города/страны и по продолжительности функционирования. Каждый из перечисленных признаков ранжирования включает в себя несколько аспектов, которые требуют отдельного внимания.
При разделении по статусу, выставки бывают:
- всемирные – международные выставки, на которых страны демонстрируют свои достижения в области экономики, науки, техники и культуры (например, всемирные универсальные выставки «Экспо»);
- международные – характеризуются участие фирм из разных стран, при этом иностранные участники составляют не менее 10% от общего числа экспонентов, а выставочное оборудование и предоставляемый объем услуг должны соответствовать стандартам международного уровня;
- с международным участием – количество зарубежных участников <10%;
- национальные – с участием фирм отдельно взятой страны;
- межрегиональные – демонстрируют продукцию и услуги из нескольких регионов;
- региональные – участвуют фирмы конкретного региона / города, где проводится выставка.
Если рассматривать вопрос по тематике предмета и его широте, есть:
- межотраслевые;
- тематические;
- узкотематические;
- сезонные выставки-продажи.
Временные границы выставок разделяются на:
- постоянно действующие;
- продолжительного срока деятельности;
- сезонные;
- среднесрочные и краткосрочные.
По регулярности проведения бывают:
- единовременные;
- повторяющиеся.
Локация проведения представлена:
- разными местами проведения;
- постоянным местом.
По географическому составу экспонентов:
- в зависимости от того, какие страны / регионы они представляют.
Отраслевой признак включает в себя направленность:
- универсальные – представлен весь комплекс услуг или товаров потребительского и промышленного назначения;
- специализированные – концентрируются на одной или нескольких группах производителей / потребителей или же на определенной сфере услуг.
Иерархия мероприятия для экономики страны \ города:
- федерального значения;
- межрегионального значения;
- регионального значения;
- локального значения.
Выставки по продолжительности функционирования представляют собой:
- постоянно действующие (от 6 месяцев до 1 года и более);
- временные (от 15 дней до 6 месяцев);
- краткосрочные (от 2 до 15 дней).
Классификация выставок служит ориентиром в их многогранности и является подтверждением их неоднотипности [1, с. 42; 5].
При посещении той или иной выставки посетителям важно понять концепцию мероприятия для увеличения процента усвоения полученной информации, в свою очередь со стороны экспонентов и организаторов выставочного пространства требуется четкая проработка главной идеи их деятельности.
Концепция – основная точка зрения на предмет, руководящая идея для его освещения; ведущий замысел.
Концепция выставки – это главная идея, разработанная и сформулированная с точки зрения важных для успеха ее целей и средств их достижения [4, с. 20].
Абсолютно любая деятельность начинается с постановки цели. Цель – это предвосхищаемый результат; тот итог деятельности, которого нам хотелось бы достигнуть. Учитывая тот факт, что участие в выставках обходится определенными финансовыми затратами, фирмам-экспонентам следует подойти к вопросу постановки целей участия в выставках крайне серьезно [2, с. 32].
Организация и проведение выставки – достаточно ценное мероприятие, поскольку выносится на публичное обозрение деятельность всей фирмы. Именно поэтому выставочный менеджмент акцентирует внимание на максимизации планирования, благодаря которому удастся безупречно организовать весь процесс «жизнедеятельности» на выставке [1, с. 42; 3, с. 138].
Подготовительный этап включает рассмотрение целого спектра вопросов:
• размеры выставочной площади;
• заключение договора об участии и предоставлении площади под стенд;
• сценарий PR-кампании;
• тип и оформление выставочного стенда;
• средства дополнительного привлечения внимания аудитории;
• подготовка персонала и др. [1, с. 48].
Особенностями работы непосредственно на выставке являются имидж учреждения, представленного на данном событии, стенд, коммуникации с посетителями и раздаточный материал.
Все указанные выше элементы организации выставок играют главным показателем уровня компетенции руководителей фирм-экспонентов к организации выставочной деятельности собственной продукции.
Послевыставочная деятельность есть важная составляющая всего проекта. От того, насколько детально проведен анализ оценки эффективности участия организации в выставке, можно будет судить о рациональности самого участия в последующих подобных мероприятиях. [2, с. 215].
Послевыставочный маркетинг проводится с целью закрепления полученных результатов и включает в себя следующие меры:
1. Отправка благодарственных писем партнерам и клиентам, посетившим мероприятие, выражая желание дальнейшего сотрудничества;
2. Информационная рассылка материалов, потребованных во время выставочного процесса;
3. Телемаркетинг, то есть деловые встречи с потенциальными клиентами и партнерами [3, с. 175].
Таким образом, выставочная деятельность многогранна, требует крайне серьезного подхода к организации. Нужно учитывать такие факторы, как состояние рынка на данный момент, спрос на предоставляемую организацией услугу, тенденции развития культурных потребностей населения и его платежеспособность – это из внешних составляющих, из внутренних – это верное планирование выставочной деятельности, правильное распределение кадров на выставочном пространстве, грамотно выстроенная пиар-компания вашего мероприятия и ориентировка на реального и потенциального потребителя. Начиная от принятия решения об участии в выставке и заканчивая подписанием взаимовыгодного контракта с новыми партнерами, организация выставочной деятельности несет в себе массу возможностей, но и оттого большой объем ответственности.
Список литературы:
- Гойхман, О. Я. Организация и проведение мероприятий : учеб. пособие для студентов вузов по специальности 100103 "Социально-культурный сервис и туризм" / О. Я. Гойхман. - 2-е изд. - М. : ИНФРА-М, 2018. - 135 с.
- Захаренко, Г. П. Выставка: техника и технология успеха / Геннадий Захаренко. Москва : Вершина, 2006. – 232 с.
- Тульчинский, Г. Л., Герасимов, С. В., Лохина, Т. Е. Менеджмент специальных событий в сфере культуры: Учебное пособие. — СПб.: «Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ»; Издательство «Лань», 2010. — 384 с.
- Фомичев, В. И. Выставочное дело : учеб. пособие для академического бакалавриата / В. И. Фомичев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 134 с.
- Федеральный закон Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (утв. ВС РФ 09.10.1992 № 3612-1) (ред. от 29.07.2017) - [Электронный ресурс] / «Консультант плюс» - разработка правовых систем. Режим доступа: http://www.consultant.ru
Оставить комментарий