Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 1(87)

Рубрика журнала: Культурология

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5

Библиографическое описание:
Журова П.Г., Толмачева Г.В. ИДЕОЛОГИЧЕСКОЕ И КУЛЬТУРНОЕ ЗНАЧЕНИЕ КОРСЕТА // Студенческий: электрон. научн. журн. 2020. № 1(87). URL: https://sibac.info/journal/student/87/166261 (дата обращения: 06.01.2025).

ИДЕОЛОГИЧЕСКОЕ И КУЛЬТУРНОЕ ЗНАЧЕНИЕ КОРСЕТА

Журова Полина Германовна

магистрант, кафедра дизайна костюма, Омский государственный технический университет, Институт дизайна и технологий,

РФ, г. Омск

Толмачева Галина Васильевна

профессор кафедры дизайна костюма, Омский государственный технический университет, Институт дизайна и технологий,

РФ, г. Омск

Костюм, являясь определенным набором символов, указывает как на сознательное, так и на подсознательное отношение к морали. Белье как важный элемент костюма, а значит и культуры, во многом выступает как целая система ценностей.  В разное время именно оно становилось символом изменений в социальной, политической и экономической сфере, потому что на протяжении многих веков являлось воплощением моральных и культурных установок людей [1, с.11].

Женский костюм с точки зрения моды и культурных смыслов имеет богатую историю. Его формирование и изменение происходило под влиянием многих политических, экономических, социальных факторов. В отличие от мужской моды женская мода несколько столетий несла, прежде всего, визуально эстетическую функцию в ущерб удобству и комфорту. Восприятие женщины как некоего декоративного дополнения к мужскому миру привело к формированию определенных кодов в ее одежде. Эстетика и мода прошлого делало акцент на подчеркивании особенностей женской фигуры, таким образом, формировалось четкое гендерное представление в силуэтах костюма и предметах одежды. Одним из самых неоднозначных предметов, формирующих женский силуэт, является корсет.

Ношение корсета было формой модификации тела, которая оказывала большое влияние на жизнь женщины. Сьюзен Браунмиллер, американская журналистка и феминистка, отмечает, что никакой серьезный разговор о женской красоте «не может быть по-настоящему осмысленным без внимательного рассмотрения корсета», потому что он сыграл «ведущую роль в истории тела» [2, с. 217]. Тесное взаимодействие женского тела и корсета на протяжении нескольких веков сформировало свои смыслы и значения, которые до сих пор играют большую роль в массовой культуре.

Наиболее распространенным явлением в культуре является эротизация женского тела и корсета. Начиная с XIX века, нижнее белье становилось объектом все более пристального внимания. На тот период времени нижнее белье, скрытое от глаз, как и тело, которого оно касается, отожествлялись между собой. Демонстрация белья и открытых участков тела было под моральным запретом, а его нарушение накладывало отпечаток непристойности и распущенности. Такой мощный инструмент в формировании моральных и этических устоев как религия так же играл большую роль в вопросах, связанных с одеждой. Культивирование скромности накладывало свои ограничения на всю женскую моду. Однако одежда воспринимается одновременно как «продолжение тела» и как нечто от него отдельное, нечто, что может быть снято, она функционирует как «скандальное промежуточное состояние». Таким образом, в «наделенной символической властью экономике тела» определенным видам одежды отводится особенно важная роль. Притягательность корсета связана, в первую очередь, с его статусом нижнего белья: эта категория одежды вносит дополнительные оттенки в традиционную парадигму обнаженного и одетого, поскольку человек в нижнем белье одновременно одет и раздет [2, с. 155].

Изображение красоты и эстетики обнаженного человеческого тела находит свое воплощение в жанре ню. Как отмечает историк искусства Марша Пойнтон, ню есть «форма визуальной риторики». Ню, определяемое как образ голого тела, обладает целым спектром культурных значений. В метафорическом и философском значении «голое» часто положительно окрашено. Нагота определяется как знак идеальной формы и вечных истин, а истина открывается лишь тогда, когда сброшены покровы иллюзии и лжи. Однако иудео-христианская традиция наоборот отожествляет наготу с греховностью.

Существует и другое мнение об эротизации женского корсета. Историки феминистского направления утверждали, что «эротические коннотации» корсета «связаны со стискиванием и болью», и поэтому, вероятно, «их ценили скорее мужчины, чем женщины». Однако это мнение подвергается сомнению, так как авторы, вероятно, путали обычное ношение корсета в угоду моде и редкие случаи фетишистского утягивания [2, с. 160]. Однако парадокс культурных и идеологических смыслов корсета заключается в том, что и его наличие и его отсутствие воспринимается как вызов общественной морали.

Идеологическое значение корсета и белья в культуре во многом определялось тем временем, в котором их использовали. Начиная с XIX века в живописи обнажается эротический подтекст белья, который начинал активно ставить под сомнение христианскую мораль о скромности и убеждение о том, что белье нечто очень личное, то, что должно быть скрыто от чужих глаз. Поиск эффектных способов репрезентации себя, пусть даже сначала это были актрисы, приводит к тому, что белье выставляется напоказ, демонстративно и вызывающе разрушая каноны о благопристойности в викторианском обществе.

Две мировые  войны стали рубежом между старой и новой культурой, появилась потребность в пересмотре всех ценностей, в переосмыслении роли женщины и в частности ее белья и моды, а так же их влияния  на общество. Развитие средств массовой информации приводит к распространению и популяризации женщин, так как возникает всеобщая потребность в восстановлении мирной жизни после разрушительных последствий войны. Пропаганда семейных ценностей в послевоенное время обостряет конкуренцию среди женщин, и их природное обаяние, растиражированное в рекламах и постерах, становится инструментом по привлечению коммерческой выгоды и мужского внимания [3, с. 235].

Однако, как и в любое время человеческой культуры существуют свои идеалы красоты, так же как и средства по их достижению. С развитием науки, культуры, медицины возникают новые способы, призванные помочь приблизится к тому канону красоты, который востребован. Начиная с 1960-х годов, фокус с одежды перемещается на само тело, а реклама все активнее пропагандирует средства, которые помогают его усовершенствовать. Физические упражнения, диеты и косметическая хирургия по своему первоначальному смыслу совпадают со значением корсета и белья, только теперь они приняли другую визуальную форму. Таким образом, культура любого времени формирует свои идеалы, меняется лишь способы его достижения.

 

Список литературы:

  1. Арнольд Р. Мода, желание и тревога. Образ и мораль в XX веке: серия «Библиотека журнала "Теория моды"». М.: Новое литературное обозрение, 2016 – 176 с.
  2. Стил В. Корсет: серия «Библиотека журнала "Теория моды"». М.: Новое литературное обозрение, 2010 – 272 с.
  3. Ялом М. История груди: книга. М.: Эксмо, 2011 – 424 с.

Оставить комментарий