Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 1(87)

Рубрика журнала: Экономика

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5

Библиографическое описание:
Ковалёв В.Ю. КЛАССИКИ БУРЖУАЗНОЙ ПОЛИТЭКОНОМИИ О НАЛОГАХ И СБОРАХ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2020. № 1(87). URL: https://sibac.info/journal/student/87/166250 (дата обращения: 13.05.2024).

КЛАССИКИ БУРЖУАЗНОЙ ПОЛИТЭКОНОМИИ О НАЛОГАХ И СБОРАХ

Ковалёв Вадим Юрьевич

магистрант, КФ(ам)-81, Тихоокеанский государственный университет,

РФ, г. Хабаровск

CLASSICS OF BOURGEOIS POLITICAL ECONOMY ABOUT TAXES AND FEES

 

Kovalev Vadim Yurievich

undergraduate, CF (am) -81, Pacific National University,

Russia, Khabarovsk

 

АННОТАЦИЯ

В статье рассмотрены классики буржуазной политэкономии о налогах и сборах. Мысли Адама Смита о том, что при определенных общественных условиях частные интересы могут гармонически сочетаться с интересами общества, рыночная экономика следует строгим правилам поведения. Рассмотрены родоначальники буржуазной политэкономии их философия и мышление о налогах.

ABSTRACT

In article classics of bourgeois political economy about taxes and fees are considered. Adam Smith's thoughts that under certain public conditions private interests can harmoniously be combined with the interests of society the market economy conforms to strict rules of conduct. The ancestors of bourgeois political economy their philosophy and thinking about taxes are considered.

 

Ключевые слова: буржуазная политэкономия; экономическая концепция; родоначальники политэкономии.

Keywords: bourgeois political economy; economic concept; ancestors of political economy.

 

Буржуазная политэкономия о налогах и сборах зародилась в Англии в XVII веке. Впервые о ней было упомянуто в «Трактате о налогах и сборах» Уильямом Пети.

«Население полагает, что государь требует больше, чем ему нужно. На это я отвечаю: если бы государь был уверен, что он вовремя получит то, в чем нуждается, то он причинил бы себе большой вред, извлекши деньги из рук своих подданных, которые при помощи разных промыслов приумножают их, и припрятав их в своих собственных сундуках, где они не только не приносят даже ему самому никакой пользы, но и подвергаются опасности, что их раздарят на подачки или без толку растратят.»[1]

Уильям Пети является родоначальником социальной статистики, он был первым, кто положил начало трудовой теории стоимости (любая стоимость может появиться лишь в результате труда), также он выявил зависимость естественной цены труда, которая была затрачена на его производство, сформулировал зависимость между рентой прибавочного продукта и величиной оплаты труда.

Дальнейшее развитие классическая буржуазная политэкономия получила в учении таких экономистов как: Адама Смита и Давида Рикардо. В настоящее время принято считать, что именно Адам Смит является первым основателем политэкономии как науки, а Пети лишь был ее родоначальником.

В своей книге «Исследование о природе и причинах богатства народа» Адам Смит указал на основные факторы, которые способны породить благосостояния, к ним относятся:

1) разделение труда;

2) действия невидимой руки (как конкуренции), которая заставляет людей заниматься тем или иным трудом.

Именно теория Адама Смита оказала значительное влияние на дальнейшее развитие политэкономии. Также в дальнейшем появление и эволюция школ экономической мысли складывались под влиянием именно теории Смита. В наши дни такое влияние также простирается не только на трактовку важнейших проблем экономической теории (соотношение рыночного регулирования с государственным регулированием капиталистической экономики, движущая сила экономического развития и т. д.), но в тоже время и на ее основную структуру. Парадокс, который требует объяснения, заключается в том, что экономическое учение Смита выступало в качестве отправного теоретического пункта противостоящих друг с другом самых значимых течений современной экономической мысли: марксизма и неоклассической теории.

Рыночные экономические реформы, которые проводятся в последние годы в большинстве стран мира, в том числе и в России, тесно связаны с концепцией «невидимой руки конкуренции», разработанной Адамом Смитом более чем двести лет назад.[3]

Одними из главных заслуг Адама Смита является то, что он впервые:

1) доказал существование невидимой рука, регулирующей действия индивидуумов;

2) определил двойственную задачу политической экономии, она заключается: в проведении абстрактного анализа в рамках объективной экономической реальности с одной стороны, а также в подготовке рекомендаций на основании анализа для экономической политики государства с другой стороны;

3) доказал что стоимость создается при помощи труда в независимости от отрасли производства, трудовую теорию стоимости он применял для объяснения практически всех явлений происходивших в экономики, о промышленной прибыли он отзывался как об основной форме дохода не относящегося к труду, но который базируется на средствах основного производства;

4) доказал, что капитал – это сила, присваивающая себе часть продукта чужого труда;

5) провел различия между ВНД и ЧНД, под ЧНД понимался фонд потребления;

6) старался ограничивать функции правительства, в целях того, чтобы оно в первую очередь стояло на страже прав собственности, а также обеспечивало оборону страны и выполняло ряд общественных услуг.[2]

Приемником Адама Смита стал Давид Рикардо, он окончательно завершил создание политической экономии.

Мировоззрение Давида Рикардо в экономике было основано на трудовой концепции стоимости. Для Рикардо труд являлся единственным двигателем меновой ценности свободно производимых товаров, то есть тех  товаров, количество которых может быть увеличено при помощи труда людей и в производстве которых конкуренция не ограничена ничем. Он считал, что полезность выступает необходимой предпосылкой ценностей, но никак не мерой стоимости.

Ценность у Давида Рикардо определяется лишь исходя из необходимых для общества затрат, под которыми понимаются не средние затраты, а затраты при наихудших условиях, иными словами наименее производительные затраты труда.

По Рикардо на ценность товара оказывает влияние не только прилагаемый в его производстве труд, но и тот труд, который был ранее затрачен на производство орудий труда, инструментов, здания, сырье и т. п., то есть он трактует капитал по принципу трудовой теории.

Исходя из трудовой теории стоимости, Рикардо дает объяснение категории денег. Ценность денег (золота, серебра) определяется относительно количества труда, затраченного на их производство. А товар равноценен тому количеству денег, на которое было затрачено столько труда, сколько и на этот товар. Рикардо также вывел закон денежного обращения: при постоянном количестве товаров и их цены, количество денег, необходимое для обращения будет зависеть от ценности денег. Значит, если количество денег в обращении увеличится, а другие условия останутся прежними, деньги будут представлять тот же эквивалент товарной массы, что и прежняя масса денег, следовательно, каждая единица денег обесценится, и цены возрастут, произойдет инфляция.

В части заработной платы Давид Рикардо разделяет представление о том, что она зависит от стоимости средств существования рабочего, включая его семью, и регулируется при помощи предложения рабочих рук.

Прибыль по Рикардо является разницей между ценой на товар и стоимостью труда затраченного на его производство.

Давид Рикардо считал, что основная задача экономической политики заключается в исследовании законов, в форме земельной ренты, заработной платы, прибыли, которые заложены в истоках распределения национального дохода между основными классами.

Важное место в учении Давида Рикардо выделено вопросам, касающимся внешней торговли и валютного механизма мирового рынка. Он выступал противником ограничений связанных с вывозом денег, а также был за свободу во внешней торговли.

Дальнейшее развитие классической буржуазной школы получило в трудах Роберта Мальтуса, Жан-Батиста Сейя, Джона Стюарта Милля.

Жан-Батист Сей, провозглашал себя учеником Смита, он создал так называемую теорию компенсации. Он отталкивался от понимания Смита, того что ценности складываются из трех доходов: ренты, зарплаты и прибыли.

Жан-Батист полагал, что производство создает не материю, а полезность, которая в свою очередь определяет ценность предметов. При создании этой полезности принимаю участие такие факторы, как: труд, земля и капитал. При этом каждый фактор вносит свой незаменимый вклад в создание ценности.

Сей охарактеризовал рынок, как обмен товаров на товары, а деньги при этом служат посредником в этом обмене. Развивая такие понятия, Сей делает следующие выводы по его теории:

1) Так как все продавцы одновременно являются покупателями, то общий кризис сбыта невозможен, а возможны лишь частные диспропорции.

2) Все производители заинтересованы в процветании друг друга, так как благополучие одного производства благоприятно влияет на другие.

3) Импорт сопутствует сбыту отечественной продукции.

4) Та часть населения, которая ничего не производит, а только потребляют - не способствует богатству страны, а лишь разоряет ее.

В свою очередь Роберт Мальтус заявил, что основная и постоянная причина бедности заключается не в неравномерном распределении и плохом управлении, а в неравности между скудностью природы и притязанием населения.

Такой представитель классической школы, как Джон Стюарт Милль считал теорию трудовой стоимости завершенной и объявил меновую ценность категорией обращения.

Согласно Миллю, меновая ценность - это соотношение между товарами во время обмена. Он стремился объединить трудовую теорию стоимости с концепцией меновой ценности. Милль утверждал, что издержки производства определяют предложение.

До него закон спроса и предложения понимался как закон, при котором цена растет под влиянием спроса и снижается под влияние предложения. Милль указывал на то, что не толь такие факторы как: спрос и предложение влияют на цену, но и цена влияет на них. Также он уделял много внимания вопросам экономической динамики, в то время как его предшественники рассматривали экономику как статичную систему.

Последователи Смита и Рикардо во многих аспектах отошли от трудовой теории стоимости, которая составляла ядро классической школы.

 

Список литературы:

  1. "Трактат о налогах и сборах", 1662 г.; "Verbum sapienti"("Слово мудрым"), 1664 г.; "Разное о деньгах", 1682 г. / Вильям Петти. - М.: Ось-89, 1997. - 110 с. (дата обращения 20.05.2019)
  2. Адам Смит «Исследование о природе и причинах богатства народов»: Эксмо; Москва; 2016. [Электронный ресурс] – URL: http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=22027030&lfrom=32574480 (дата обращения 20.05.2019)
  3. Вальтер Адамс, Джеймс В. Брок. Адам Смит шагает по Москве: диалог о радикальной реформе. М.: «Дело ЛТД». (дата обращения 20.05.2019)

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.