Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 1(87)

Рубрика журнала: Философия

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5

Библиографическое описание:
Малютина А.Д. СООТНОШЕНИЕ ВЕРЫ И ЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ РЕЛИГИИ ГЕГЕЛЯ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2020. № 1(87). URL: https://sibac.info/journal/student/87/166003 (дата обращения: 23.12.2024).

СООТНОШЕНИЕ ВЕРЫ И ЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ РЕЛИГИИ ГЕГЕЛЯ

Малютина Анна Денисовна

студент 3 курса, кафедра философии Омский государственный педагогический университет,

РФ, г. Омск

В философии религии Гегеля представлено, как с появлением рассудка происходит нарушение единства и поляризация веры и знания. Их единство посредством синтеза заключено в разуме.

Для нас представляется интересным проследить, как Гегель обнаруживает момент, в котором потенциально возможно отчуждение веры уже в самой сфере религии. Мы находим это актуальным, так как Гегель полагает христианство как сферу, в которой, помимо сферы разума, осуществлен синтез веры и знания. Мы хотим показать, что он ошибался, и в самом христианстве существует возможность разделения веры и знания, при сохранении видимости их единства.

Гегель анализирует как возникла оппозиция религиозного и мирского сознания. Он указывает, что на начальном этапе истинная вера не опосредована рассудком, не связана с рефлексией. «Непосредственное религиозное чувство … не замкнуто, не обособлено от остальных сторон жизни наличного бытия». Сознание истинно верующего человека «соотносит все цели и предметы его мирской жизни с богом как с бесконечным и последним источником» [1. с. 210]. То есть истинное религиозное чувство, вера непосредственно подчиняет себе все остальные стороны сознания, в том числе и познание, тем самым делая познание мира познанием бога, что говорит о единстве знания и веры.

На следующем этапе, при пробуждении рефлексии, рассудка, с возникновением опыта научного познания человек открывает, что основание определенных конечных вещей лежит не в сфере всеобщего, а в сфере конечного, и само является конечным. Отсюда следствием выходит ограниченность научного познания конечной сферой. Гегель определяет науку как «последовательность связей определенных вещей … без абсолютного значения». Религия же имеет это абсолютное, божественное значение, но она лишена свободы, самосознания и последовательности «в своем объяснении мира определенных вещей, который выступает … в форме случайного» [1. c. 216]. В результате наука подчиняет себе знание, все определенное материальное содержание, а религии оставлено только чувство, «лишенное содержания стремление духа … к вечному» [1. с. 216], то есть происходит разделение веры и знания.

Итак, дух разделяется на мирскую и религиозную сферы: первая является самостоятельной, к ней относится, конкретное содержание, наука, познание; религиозная сфера оказывается зависимой от высшей силы, лишенной познания мира, к ней относится чувство и вера. Это разделение – на рассудочное познание и замкнутое в себе религиозное чувство, веру без знания – Гегель рассматривает как две крайности, которые требуют синтеза.

Таким образом, Гегель показывает, как в результате пробуждения рассудка происходит нарушение единства и поляризация веры и знания. Следующим этапом развития соотношения веры и знания Гегель полагает их синтез и утверждает, что он произошел в христианстве и заключен в разуме.

Гегель выделяет несколько форм религиозного сознания, в которых мы можем проследить, как изменяется соотношение веры и знания в зависимости от перехода от одной формы религиозного сознания к другой, и вычленить на каком этапе происходит отчуждение веры.

В первую очередь выделяется чувство. Под ним Гегель понимает веру как непосредственную уверенность в бытие бога. Но в данном случае вера не имеет определенного содержания, вера есть уверенность в том, что что-то независимо от содержания есть, уверенность, что «всеобщее есть во мне как в сущем и не отделимо от меня» [1. c. 301].  Знание и вера в данной форме сознания едины.

Далее, в созерцании происходит объективация религиозной истины, которая происходит от «духовной потребности в том, чтобы «духовная идея была предметом для сознания и прежде всего для созерцания» [1. c. 311]. В данной форме религиозная истина, объективируясь, становится чувственным образом и постигается знанием.

Мы полагаем, что именно на данном этапе или в данной форме религиозного сознания существует потенциальная возможность для разрыва веры и знания. Гегель приводит пример с предметом искусства, который, объективируясь, «без созерцающего субъекта» есть обычный предмет. Мы можем предположить, что религиозная истина также, объективируясь в предметах культа или религиозных символах, становится мертвой предметностью, которая обретает свое возрождение лишь при наличии созерцающего субъекта, имеющего в себе чувство, веру. Субъектом совершается процесс, в котором другое становится тождественным с субъектом. Наличие созерцающего субъекта, имеющего в себе религиозное чувство, веру, способен воспринять религиозную истину в образе как духовную идею. Мы полагаем, что для субъекта, не имеющего веры, религиозные образы, символы будут мертвым фактическим материалом для культурологической или религиоведческой наук.

В рассмотрении Гегелем подходов к изучению религии можно увидеть соотношение веры и знания в рассудке и в разуме. «Рациональный подход к религии … постигает бога как абстракцию, т. е. пустую идеальность, которой противостоит конечное, находящееся вне его», отсюда обособленное отношение человека к богу [1. c. 228]. Разум, в свою очередь, не прибегает к абстракции, но отправляется от веры человека в достоинство своего духа и направляемы мужеством истины и свободы, постигает истину как конкретность, как полноту содержания, как идеальность, в которой определенность, конечность содержится в качестве момента» [1. c. 228]. То есть в разуме присутствует это непосредственное истинное религиозное чувство, которое подчиняет себе все стороны сознания, при этом оно самостоятельно и наполнено конкретным содержанием. Таким образом, в разуме достигается синтез веры и знания.

Таким образом, в созерцании как форме религиозного сознания потенциально возможно разделение веры и знания, где религиозные истины существуют объективировано и отчуждено от субъекта, не имеющего веры. То есть, в сфере религии, даже в такой, которая в своем развитии достигла единства веры и познания, все равно возможна их поляризация. Она происходит с появлением рассудка, и настоящий синтез веры и разума заключен в разуме.

Для нас является перспективным исследованием выявить детальную взаимосвязь пробуждения рассудка и связанного с ним отчуждения веры, проанализировать настоящее состояние христианства, в частности, протестантизма, и показать, что преобладание рассудка и отчуждение веры в протестантизме достигло своего максимума. Актуальность данного исследования дана во взаимосвязи распространения протестантизма и развития капитализма, породившего состояние отчуждения.

 

Список литературы:

  1. Гегель, Философия религии. В 2-х томах. Т. 1. Отв. ред. А. В. Гулыга. Пер. с нем. М. И. Левиной. М.: «Мысль», 1975. — 532 с.

Оставить комментарий