Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 1(87)

Рубрика журнала: Экономика

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5

Библиографическое описание:
Бондарева А.А., Клюев Ю.В. КРАУДФАНДИНГ КАК СПОСОБ ПОДДЕРЖКИ КУЛЬТУРНЫХ ИНИЦИАТИВ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2020. № 1(87). URL: https://sibac.info/journal/student/87/165786 (дата обращения: 23.12.2024).

КРАУДФАНДИНГ КАК СПОСОБ ПОДДЕРЖКИ КУЛЬТУРНЫХ ИНИЦИАТИВ

Бондарева Анна Андреевна

студент, социально-гуманитарный факультет, Кемеровский государственный институт культуры,

РФ, Кемерово

Клюев Юрий Владимирович

канд. культурологии, доц. кафедры управления и экономики социально-культурной сферы факультета социально-культурных технологий Кемеровский государственный институт культуры

РФ, г. Кемерово

«Краудфандинг» как понятие появилось относительно недавно, но с ним уже успело познакомиться немалое количество людей.

Существует множество определений данного слова, но если говорить простыми словами, то краудфандинг – это один из способов привлечения денежных средств от большого количества граждан, на реализацию своего проекта, продвижения услуги или продукта, а также организации каких-либо мероприятий. Немаловажную роль в этом процессе играет интернет, так как он является удобной и функциональной площадкой для сплоченности людей разных слоев общества ради единой цели.

Изначально краудфандинг начал развиваться за рубежом, однако, как масштабное явление сбора денег на разнообразные проекты краундфандинг становится в начале 2000-х годов. Сегодня существует огромное количество площадок под совершенно разные тематики. Например, Kickstarter, IndieGoGo, PeerBackers, RocketHub, Booomerang. Цели, на которые собираются деньги весьма разнообразны: технологические проекты, политические, бытовые.

В России краудфандинг появился гораздо позже. Первый проект - Kroogi, основанный Мирославом Сарбиевым, открылся в 2007 году под девизом «Заплати, сколько считаешь нужным» и до сих пор работает, и развивается. Сейчас, при желании, можно найти порядка 20-30 краудфандинговых платформ, но наиболее популярны из них две: Boomstarter и Planeta. На российских краудфандиновых площадках очень хорошо собирают деньги люди из индустрии «развлечений»: певцы, писатели, создатели фильмов, настольных игр и прочие творческие личности.

Planeta.ru открылась в 2012году и за семь лет стала одной из главных российских краудфандинговых площадок. За весь период ее существования, более трех тысяч проектов были профинансированы на сумму около трех с половиной миллиардов рублей [3, с.32-37]. Самое интересное то, что идеологом данной краудфандинговой площадки и ее сооснователем был Макс Лакмус, бас-гитарист группы «Би-2». Он первый реализовал проект по созданию студийного альбома «Spirit» собрав 1 250000 рублей.

Что касается boomstarter.ru, который также создан в 2012 году, то можно сказать, что он ничуть не хуже «планеты», но существует ряд отличий, например, boomstarter.ru ориентирован на нематериальное вознаграждение и если проект до определенного времени не успевает собрать нужное количество средств, то деньги возвращаются инвесторам[2, с.68-70].

Сферы краудфандинга весьма разнообразны, но больше всего реализуются социальные и культурные проекты.

Примером краудфандинга в социальной сфере является помощь в благотворительности. Так, многие организации, оказывающие помощь бездомным, инвалидам, людям, пострадавшим во время стихийных бедствий не имеют собственных средств. Для них краудфандинговые проекты – способ не только привлечь внимание к определенной проблеме, но и получить финансовую поддержку от каждого.

Огромную роль играет краудфандинг в сфере культуры потому, что далеко не каждый творческий человек имеет огромную сумму для реализации своей идеи. Если фанаты хотят увидеть новый клип или песню исполнителя, новый фильм, или мультсериал, то они будут вкладывать свои деньги. Это сводит риски реципиентов к минимуму, и дает донорам почувствовать себя частью какого - либо более масштабного проекта.

На сегодняшний день к краундфандингу в России обращаются все чаще и чаще. Например, широко известен эпизод с “народным” сбором средств на фильм «28 панфиловцев», на который было собрано более 20 млн. руб. Известные и малоизвестные музыканты, писатели активно осваивают такой способ привлечения денег. Например, солист группы «Алиса» Константин Кинчев на издание нового альбома в 2019 году собрал 17 402 600 рублей [5, с.830-833].

Помимо этого, талантливые писатели получают возможность выпустить свои книги за счет своих читателей. Ведь очень часто, издательства бракуют книги, согласно своим зачастую очень странным критериям. И молодому писателю бывает очень сложно быть услышанным. Таким образом, фанаты получают возможность поддержать своего кумира, и помочь ему самореализоваться.

С краудфандингом каждый может стать частью большего, вне зависимости от того, будь то инновационная идея, новый альбом неизвестной группы, или помощь больному ребенку. Это инвестиции, доступные каждому человеку, вне зависимости от его материального положения и веса в обществе. Это краеугольный камень бизнеса – реализация человеческих потребностей. Только при этом не каждый бизнесмен делает то, что хотят окружающие. Но краудфандинг – это реальное отражение желаний общественности. Если они чем-то интересуются, значит им это нужно, а, следовательно, они будут в это инвестировать свои деньги.

Главное-это приверженность какой-либо идее, ну и не забывать о благодарности. Схема действия этого явления достаточна проста. Нужно опубликовать свой проект, все про него рассказать и обычные люди перечислят деньги, кто сколько может. В случае успеха – их благодарят, например, высылают фирменную кружку или магнит. Причем в бюджете проекта необходимо запланировать затраты на подарки дополнительно! Можно, конечно, запланировать какой - нибудь «бесплатный» вид благодарности. Например, если Вы делаете сайты, бесплатно разместить ссылку на этих инвесторов у себя.

Большинство источников насчитывают около шести признаков краудфандинга, которые позволяют ему развиваться и привлекать большое количество участников со всего мира. Благодаря им огромное количество идей обрели средства на свое развитие. Такими особенностями краундфандинга являются[1, с.415-432]:

1.Четко определенная цель. Нужно точно знать на что пойдут собранные средства, так как использование заемных средств на не указанные нужды не допускается.

2.Ограниченное время. При реализации идеи, стоит подумать о сроках инвестирования, если так и не удалось собрать нужное количество денег, то проект закрывается.

3.Риски. Краудфандингне гарантирует, что вкладывая свои денежные средства, донор получит гарантий на возвращение или на получение прибыли от участия в проекте. Далеко не все проекты предполагают получение дохода.

4.Широкая специализация. Краудфандингом могут воспользоваться многие направления бизнеса, искусства и благотворительности.

5.Открытость. Этот принцип говорит о том, что каждый человек сможет без каких-либо препятствий ознакомиться с информацией о ходе сбора средств, целях проекта и возможных наградах.

6.Главная цель – результат. Каждый проект обязан отчитываться своим донорам о том, как проходит реализация поставленных целей.

При всей кажущейся простоте и легкости реализации, краудфандинг имеет ряд минусов [4, с. 98-106]:

- первый, и самый главный, краудфандинговый проект требует оформления. А это значит, что нужно по максимуму проявить свою креативность, подготовить красивую презентацию или видео обращение к людям, чтобы они захотели внести свою лепту в развитие данного проекта. Рассказать, почему именно этот проект нужно реализовать, почему он будет успешен. Ну и конечно произвести всевозможные расчеты, составить смету, определиться с графиком реализации проекта;

- второй минус состоит в том, что люди хотят «хлеба и зрелищ» и поэтому, как показывает практика. высокотехнологические проекты в России не продвигаются, а печать книг и съемка фильмов финансируются «на ура»;

- третий минус состоит в том, что краудфандинговый проект мало просто загрузить на платформу и ждать, что люди сами найдут и профинансируют именно проект, поэтому его нужно раскручивать и вне платформы: в социальных сетях, через ютуб, через свой сайт, ну или любым другим известным способом. Без этого вероятность успешного завершения проекта близка к нулю.

В заключении можно сказать, что краудфандинг имеет огромный потенциал, как в сфере культуры, так и в смежных ей сферах. Статистика показывает, что отдельные проекты культуры и искусства уже получают должное финансирование, и площадок, на которых можно получить спонсорство именно по культурно-творческим проектам, становится все больше. Главное - это идея, ведь основная миссия краудфандинга – реализация идей человека. Правда, общество само выбирает, какие идеи финансировать, а какие нет. По сути, краудфандинг очень точно отражает настроение и потребность общества в целом. Он показывает, что интересно обычным людям в данный момент времени.

 

Список литературы:

  1. Богомазов Г. Г. Давыдова Д. А. Сфера культуры как объект изучения экономической науки // Вестник СПбГУ. Экономика. – 2017. – №. 3. – С. 415–432.
  2. Глухова Е. В. Краудфандинг и Краудсорсинг как инструмент привлечения средств для реализации проекта // Менеджмент и маркетинг. –2013. –№ 12. – С. 68 –70.
  3. Кочиева А. К. К. Краудфандинг как современная форма привлечения финансовых ресурсов // Экономика. – 2014. – № 1. – С. 32-37.
  4. Тегин В. А. Краудфандинг как стратегия инвестирования в инновации // Миртранспорта. – 2014. – № 4 . – С. 98-106.
  5. Юрченко А.А. Краудфандинг – новый способ финансирования //Экономика. – 2015. – № 11. – С. 830 –832.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.