Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 42(86)

Рубрика журнала: Филология

Секция: Литературоведение

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4

Библиографическое описание:
Валиуллина Г.А., Трофимова Л.В. ТЕМА ЭМИГРАЦИИ В ПРОИЗВЕДЕНИИ Э.М. РЕМАРКА «ВОЗЛЮБИ БЛИЖНЕГО СВОЕГО». // Студенческий: электрон. научн. журн. 2019. № 42(86). URL: https://sibac.info/journal/student/86/164246 (дата обращения: 13.05.2024).

ТЕМА ЭМИГРАЦИИ В ПРОИЗВЕДЕНИИ Э.М. РЕМАРКА «ВОЗЛЮБИ БЛИЖНЕГО СВОЕГО».

Валиуллина Гузалия Ансаровна

студент, факультет иностранных языков Елабужский институт Казанский федеральный университет,

РФ, г. Елабуга

Трофимова Людмила Владимировна

ст. преп., факультет иностранных языков Елабужский институт Казанский федеральный университет,

РФ, г. Елабуга

АННОТАЦИЯ

В данной работе раскрывается проблема жизни эмигрантов. Эту тему Э.М. Ремарк раскрывает в романе «Возлюби ближнего своего». Автору близка данная тема, так как он сам прошел через тяготы жизни людей без гражданства. Э.М. Ремарк хочет объяснить читателям то, что понимание и сострадание являются важными составляющими личности человека и о них никогда нельзя забывать.

 

Ключевые слова: эмигранты, жизнь эмигрантов, Ремарк, гражданство, социум.

 

Больше 30 лет назад ушел из жизни известный немецкий писатель Эрих Мария Ремарк. Несмотря на то, что его произведения написаны еще в прошлом столетии, интерес к ним не угасает. Его любят и читают миллионы. Книги Ремарка переведены на более чем 50 языков. Пройдя путь эмигрантов, он посвящает им не одну книгу. Эту тему автор описывает в таких произведениях как «Ночь в Лиссабоне», «Триумфальная арка», «Возлюби ближнего своего».

Актуальность темы определяется тем, что великодушие и порядочность, мужество и верность, товарищество и любовь были и будут главными критериями непреходящей ценности человеческих взаимоотношений и самой человеческой жизни. Именно этого не хватает не только героям романа «Возлюби ближнего своего», но и людям в современном обществе.

Эрих Мария Ремарк, известный немецкий писатель, отец которого был переплетчиком, еще с ранних лет решил связать свою жизнь с искусством. С детства он занимался музыкой и рисованием, но война помешала его планам. Его призвали на фронт, но из-за многочисленных ранений, он был комиссован и работал учителем. Вскоре он переехал в Берлин, где пробовал себя в разных видах деятельности. В 1931 году вследствие преследований национал-социалистов, Ремарк переезжает в Швейцарию. Его скитания на этом не заканчиваются. Когда его лишают немецкого гражданства, он переезжает во Францию, откуда мигрирует в Америку. Однако, после войны, в 1947 году, писателю удается получить немецкое гражданство. Возвратившись в Европу, он проживает в Швейцарии. Только в 1954 году Ремарк покупает себе дом в Швейцарии, где проводит свои последние 16 лет жизни. Испытав все трудности жизни эмигрантов, Эрих Мария Ремарк пишет о них в своих книгах. Благодаря собственному опыту, он может точно передать все тяготы, которые они испытывали: регулярные скитания от одной границы к другой, жизнь в страхе и незнание того, что будет завтра. Люди не выбирали такую жизнь, за них это сделали другие [3].

Роман Э. М. Ремарка «Возлюби ближнего своего» представляет собой третью часть его эмигрантской тетралогии. События романа «Возлюби ближнего своего» отнесены к 1930-м годам, до присоединения Австрии к Германии [3]. 

Герои этого романа нелегальные эмигранты из Германии, которые скитаются от одного города Европы к другому. Европа предстает перед читателем не со стороны коренного жителя, а со стороны приезжего и приобретает специфический облик. Отношение к людям без гражданства носит пренебрежительный характер, и каждая страна старается как можно быстрее избавиться от этого «груза».

Эмигрантами называют людей, которые не могут прожить в одной стране долгое время из-за отсутствия документов. Их продолжительность проживания и нелегальной работы в каждой стране зависит от того, как быстро они попадут в руки полиции. Как только это случится, государство выдворяет человека в соседнюю страну, где все начинается с начала.

В романе «Возлюби ближнего своего» – «ohne Boden unter den Füßen» (без почвы под ногами) [1, 60]. Людвиг Керн говорит швейцарскому судье: «Ich habe ja nicht einmal die einfachsten bürgerlichen Rechte! Ich bin ein Schatten, ein Gespenst, ein bürgerlich Toter. <...> Wir existieren für Deutschland nicht mehr. Für die übrige Welt nur noch als Subjekte für die Polizei» (У меня нет даже элементарных гражданских прав! Я тень, я призрак, в гражданском смысле я мертв. <.> Для Германии мы больше не существуем. Для остального мира - существуем только как субъекты для полиции.) [1, 349]. Слова Керна полностью описывают не только его состояние, но и положение всех тех, кто остался без гражданства.

Роман «Возлюби ближнего своего затрагивает еще один метафорический аспект эмиграции. Люди без вида на жительство оказываются “под” пространством обычных людей. В отличие от людей, живущих в стране легально, эмигранты занимают более низкое положение. 

Большинство эмигрантов, проживающих в Париже, живут в отелях “Интернациональ” и “Вердун”, оба зала которых находятся в подвале. Автор сравнивает подвал с катакомбой для христиан в Древнем Риме. Если шла проверка в «Интернацонале», то все перебирались через обеденный зал в «Вердун», и наоборот. Общий подвал был спасением для всех тех, кому приходилось прятаться от полиции. Эта «катакомба», подвал, материализует идею метафорически «нижнего» положения эмигрантского мира по отношению к «легальному» европейскому обществу. Эмигранты образуют свой социум, где так же существует своя иерархия. Они всё так же остаются «под» пространством проживания «нормальных» людей, у которых есть документы. Таким образом, эмигранты остаются своеобразной тенью в европейском мире.

Единственным местом во всей Европе, где эмигранты могут чувствовать себя защищенными, является Париж. Полиция в этом городе почти не преследует эмигрантов. В Париже практически одновременно происходят два события, которые коренным образом меняют жизнь двух поколений. С одной стороны, Керн и Рут получают возможность изменить свой статус эмигрантов, и начать новую жизнь в Мексике. С другой стороны, умирает «отец Мориц», который был в романе символом эмиграции. Его смерть олицетворяет избавление от страданий и обретение покоя.

Таким образом, Э.М. Ремарк в романе затрагивает темы, которые непосредственно связаны с его жизнью. Одной из таких проблем является жизнь эмигрантов. В романе «Возлюби ближнего своего» автор описывает тяжелую жизнь людей без гражданства, их частые переезды с одной страны в другую и конфликты с полицией. Когда-то и он сталкивался с похожими трудностями, поэтому ему удалось так точно описать всё это в своем романе.

 

Список литературы:

  1. Ремарк, Э.М. Возлюби ближнего своего: книга для чтения на немецком языке/ Э.М. Ремарк. – Köln: Kiepenheuer&Witsh; Санкт-Петербург: КАРО, 2017. – 560 с. – (Moderne Prosa).
  2. Ремарк, Э.М. Возлюби ближнего своего. [Электронный ресурс] – URL: https://dom-knig.com/read_462783-1#  (дата обращения 10.12.2019)
  3. Ремарк, Э.М. Биография. [Электронный ресурс] – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Ремарк,_Эрих_Мария (дата обращения 10.12.2019)

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.